Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды
1.2 Порядок формирования прибыли предприятия, его основные особенности
Глава 2 Общая характеристика использования прибыли предприятия
2.1 Основные направления и порядок распределения и использования прибыли предприятия
2.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
В рамках основных видов дивидендной политики могут быть выделены отдельные подвиды, характеристика которых дана в Приложении Г. Выбор конкретного типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов определяется целым рядом факторов, основными из которых, по мнению В.В. Ковалева, являются [13, с.224]:
- Инвестиционные возможности предприятия;
- Ликвидность;
- Инфляция;
- Законодательные ограничения;
- Предпочтения акционеров;
- Стабильность предприятия.
Также необходимо отметить, что в зависимости от финансовой ситуации, складывающейся на предприятии, тип дивидендной политики в различных отчетных периодах может изменяться.
Помимо выплаты дивидендов нераспределенная прибыль в акционерных обществах должна быть направлена направлена на образование резервного фонда. В акционерных обществах резервный фонд должен составлять не менее 15 % уставного капитала, а формирование этого фонда происходит посредством ежегодных отчислений в размере не менее 5 % чистой прибыли. Кроме того, прибыль может быть направлена на формирование фондов специального назначения. В акционерных обществах перечень и порядок образования фондов регламентируются уставом общества и решениями уполномоченных органов управления обществом. Также в акционерных обществах уставом предприятия может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций предприятия, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения среди его работников. Таким образом, основные направления распределения прибыли акционерного общества можно представить в виде схемы, показанной на рисунке 4. Что касается распределения прибыли в государственных и муниципальных предприятиях, то они прежде всего определяются особенностями их правового статуса. Эти предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество, при этом имущество неделимо и не может быть разделено по вкладам. Собственник решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей деятельности; контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли.
Прибыль, облагаемая налогом
Чистая прибыль
Фонд накопления
Резервный фонд
Налог на прибыль
Фонд потребления
Дивидендный фонд по привилегированным и обыкновенным акциям
Нераспределенный остаток чистой прибыли
Рисунок 4 – Основные направления распределения прибыли акционерного общества
Из всего сказанного выше следует, что основные направления распределения прибыли предприятия определяются целым рядом факторов, которые носят как внутренний, так и внешний характер. Все эти факторы должны быть учтены при разработке политики управления распределением прибыли предприятия, так как только в этом случае предприятие может во-первых, удовлетворить интересы собственников, а во-вторых, сформировать финансовую базу для будущего развития.
2.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
Как уже отмечалось ранее, прибыль предприятия характеризует эффект, полученный им в результате осуществления как основных, так и неосновных видов деятельности. В то же время показатель прибыли в чистом виде не позволяет оценить эффективность деятельности предприятия, не исключает влияния инфляционных факторов, и поэтому отдельные показатели прибыли не всегда сопоставимы в динамике. Данные недостатки могут быть преодолены при расчете на основе абсолютных показателей прибыли относительных показателей рентабельности.
Г.В. Савицкая определяет рентабельность как показатель, который обобщенно отражает эффективность всей экономической деятельности предприятия и характеризует способность предприятия производить прибыль [19, с.226]. Рентабельность как показатель эффективности определяется отношением между полученными экономическими и финансовыми выгодами с одной стороны и усилиями предприятия, связанными с их получением, с другой стороны. Н. Цирюльникова в своей работе приводит следующую основную формулу расчета рентабельности:
(1)
В экономической литературе показатели рентабельности объединяются в три группы:
- Показатели рентабельности продукции;
- Показатели рентабельности активов;
- Показатели рентабельности капитала
Методика расчета и краткая характеристика показателей каждой группы представлена в таблице 2.
Раскроем экономическую сущность показателей каждой группы.
Таблица 2 – Общая характеристика показателей рентабельности*
Показатели |
Способ расчета |
Характеристика |
1.1. Рентабельность продаж |
Отражает валовую прибыль, полученную на один рубль продаж |
|
1.2. Рентабельность изделия |
Или |
Характеризует, сколько прибыли приходится на один рубль продажи изделия или показывает сколько прибыли приходится на 1 рубль себестоимости изделия |
2.1. Рентабельность активов (экономическая рентабельность) |
Отражает величину налогооблагаемой прибыли, приходящейся в среднем на один рубль активов |
|
2.2. Рентабельность активов производственного назначения |
Показывает, сколько налогооблагаемой прибыли приходится в среднем на один рубль активов производственного назначения |
|
3.1 Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) |
Характеризует величину чистой прибыли, приходящейся в среднем на один рубль собственного капитала |
|
3.2. Рентабельность постоянного капитала |
Отражает величину чистой (налогооблагаемой) прибыли, приходящейся в среднем на один рубль постоянного капитала |
В процессе анализа рентабельности большое значение уделяется рентабельности продаж, так как именно данный показатель используется для оценки эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия. Рентабельность продаж характеризует способность предприятия получить прибыль в результате продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг. Рентабельность продаж выражает связь между финансовым результатом и доходом, полученным предприятием от продаж. В аналитической практике можно встретить различные варианты расчета рентабельности продаж в зависимости от того, какая прибыль берется в числителе при определении уровня рентабельности. Этот показатель может быть рассчитан на базе прибыли от реализации продукции, валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли.
Рентабельность активов характеризует эффективность использования имущества предприятия. В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприятие потребляет различные экономические ресурсы, от эффективности использования которых зависит способность предприятия выживать с финансовой точки зрения. Эта эффективность оценивается на основе соотношения налогооблагаемой прибыли и средней стоимости активов. Помимо формулы, приведенной в таблице 2, можно встретить и другие варианты расчета рентабельности активов. Так, В.В. Ковалев, О.Н. Волкова отмечают, что рентабельность активов зависимости от целей анализа может быть рассчитана следующим образом [13, с.144]:
(2)
(3)
В экономической литературе и аналитической практике рентабельность активов называется экономической рентабельностью. Она характеризует, сколько прибыли приходится в среднем на один рубль средств, используемых в процессе производства, независимо от того сформированы они за счет собственных или заемных источников финансирования. Когда предприятие получает не налогооблагаемую прибыль, а убыток, то уровень данного показателя является отрицательным и отражает, сколько убытков приходится в среднем на один рубль стоимости активов. В настоящее время данному показателю уделяется большое внимание, так как его уровень отражает, насколько эффективно предприятие использует свои активы.
Что касается рентабельности собственного капитала, то она отражает способность предприятия использовать собственный капитал для получения прибыли. Посредством этого показателя собственники предприятия оценивают эффективность своих инвестиций, то есть определяют величину прибыли на каждый рубль, инвестированный в собственный капитал. Анализ данного показателя позволяет определить достаточен ли уровень рентабельности для осуществления без риска инвестиций в собственный капитал, какие факторы определяют ее величину и эволюцию, могут ли собственники предприятия получать вознаграждение в виде дивидендов в размере процентов на рынке капиталов, возможно ли формирование резервов для покрытия рисков предприятия.
Рентабельность собственного капитала выражает взаимосвязь между финансовым результатом и собственным капиталом и рассчитывается как соотношение налогооблагаемой или чистой прибыли к средней стоимости собственного капитала.
Помимо рентабельности собственного капитала в аналитической практике рассчитывается показатель рентабельности постоянного капитала, который также характеризует финансовую политику предприятия. Постоянный капитал представляет собой сумму собственного капитала и долгосрочных обязательств предприятия. Таким образом, его рентабельность отражает способность предприятия использовать собственный капитал и долгосрочные привлеченные средства для получения чистой прибыли. Анализ рентабельности постоянного капитала важен для оценки усилий предприятия по получению чистой прибыли по сравнению с результатами, достигнутыми в отрасли, в которой оно функционирует.
Таким образом, показатели рентабельности характеризуют относительнрую доходность деятельности предприятия, а их анализ позволяет определить, сколько прибыли получает предприятие на один рубль продаж, от использования активов производственного назначения, от инвестирования в собственный капитал, насколько эффективно оно использует долгосрочные привлеченные средства. Изучение этих аспектов позволяет собственникам и инвесторам предприятия получить необходимую информацию как для оценки эффективности различных сторон деятельности предприятия, так и при принятии управленческих решений о целесообразности привлечения заемных средств, об установлении цены на продукцию предприятия. В связи с этим анализ рентабельности играет такую же важную роль при оценке эффективности деятельности предприятия, как и анализ прибыли.
Заключение
Анализ экономической сущности, механизма формирования и использования прибыли предприятия позволяет сформулировать в заключении работы следующие выводы:
1. В условиях рыночной экономики получение прибыли и ее максимизация является основной целью деятельности любого коммерческого предприятия. В настоящее время существует два основных подхода к объяснению сущности прибыли: экономический и бухгалтерский. С точки зрения экономического подхода прибыль представляет собой прирост капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Главный недостаток данного подхода состоит в том, что при его использовании возникают сложности количественной оценки прибыли. Бухгалтерский подход, который в настоящее время является более распространенным в экономическом анализе, рассматривает прибыль как положительную разницу между доходами и расходами предприятия.
2. В условиях рыночной экономики прибыль выполняет ряд функций, основные из которых проявляются в том, что она характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия, выступая важнейшим источником формирования собственных средств предприятия, стимулирует его развитие, является одним из важнейших источников формирования бюджетов различных уровней.
3. Прибыль как сложная экономическая категория может быть классифицирована по различным основаниям, основными из которых являются: порядок и источники ее формирования, характер использования и получения, виды деятельности, от которых была получена прибыль. Классификация прибыли имеет большое практическое значение, так как позволяет проследить особенности ее формирования, выявить те виды деятельности, которые приносят наибольшую прибыль и определить резервы ее роста.
4. Формирование прибыли представляет собой процесс последовательного вычета затрат и расходов предприятия из полученных им доходов и определения промежуточных и конечных финансовых результатов. В процессе формирования прибыли должны быть учтены результаты, полученные предприятием как от основной (операционной), так и от неосновной (финансовой, инвестиционной) деятельности предприятия. Итоговым результатом процесса формирования выступает чистая прибыль, которая в дельнейшем используется предприятием.
5. Основным условием использования прибыли предприятия является ее распределение. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Роль данного процесса в деятельности предприятия определяется тем, что распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия, одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия, а также способствует повышению уровня благосостояния его собственников. Объектом распределения выступает налогооблагаемая прибыль предприятия, которая распределяется между собственно предприятием и государственным и местными бюджетами. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в ведении самого предприятия. Особенности распределения прибыли на уровне предприятия определяются внешними и внутренними факторами, и в первую очередь его организационно – правовой формой.