Файл: Управление конфликтами в организации (Анализ причин конфликтов в ООО «Николь»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты исследования причин и профилактики конфликтов в организации
1.1.Причины конфликтов в организации
1.2. Методы диагностики причин конфликтов и их профилактики
Глава 2. Анализ причин конфликтов в ООО «Николь»
2.1. Краткая характеристика ООО «Николь»
2.2.Анализ причин конфликтов в ООО «Николь»
Оценка эффективности управления конфликтами основывается на принципах взаимодействия между различными сторонами и аспектами этой сложной и многогранной деятельности. Роль оценки эффективности управленческого решения заключается в определении ожидаемой эффективности различных альтернатив урегулирования конфликтов[22].
Выводы. Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. При любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на организацию и ее персонал. Основная задача при управлении конфликтными ситуациями состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.
Глава 2. Анализ причин конфликтов в ООО «Николь»
2.1. Краткая характеристика ООО «Николь»
ООО «Николь» – коммерческое предприятие оказывающее парикмахерские услуги.
Организационно-правовая форма предприятия: общество с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Николь». Сокращённое наименование – ООО «Николь». Органами управления ООО «Николь» являются: общее собрание участников и директор.
Целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей в производимых Обществом товарах и услугах и извлечение прибыли.
К основным видам оказываемых услуг ООО «Николь» относятся: парикмахерские услуги; услуги по маникюру; услуги по педикюру.
Предприятие строго соблюдает ГОСТы и нормативы, разработанные соответствующими организациями (во всех парикмахерских ООО «Николь» имеется отдельный вход с улицы, помещения оборудованы холлами, залами ожидания для клиентов, раздевалками и комнатами отдыха для работников).
Производственная структура предприятия представлена на рис. 3. Производственная структура предприятия состоит из основного производства, включающего парикмахерские, вспомогательного производства (ремонтное хозяйство) и обслуживающего хозяйства, образованного транспортной службой и складами.
ООО «Николь»
Основное производство
Вспомогательное производство
Обслуживающие хозяйства
Транспортное хозяйство
Парикмахерские
Участок ремонта оборудования
Складское хозяйство
Рис. 3. Производственная структура ООО «Николь»
Производственная структура предприятия состоит из основного производства, включающего парикмахерские, вспомогательного производства (ремонтное хозяйство) и обслуживающего хозяйства, образованного транспортной службой и складами.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 4. Организационная структура управления предприятия построена по линейно-функциональному признаку. Руководит предприятием директор, в подчинении которого находится заместитель. На предприятии образованы следующие руководящие должности:
1) главный бухгалтер – отвечает за ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
2) ведущий специалист по экономике – отвечает за финансовое планирование, управление финансовой деятельностью предприятия и контроль;
3) ведущий специалист по производству – осуществляет общее руководство производственными процессами в парикмахерских;
4) ведущий специалист по кадрам – руководит управлением кадров на предприятии, в том числе набором и отбором персонала, повышением квалификации, разработкой систем мотивации и развития персонала.
Директор
Заместитель
Ведущий специалист по экономике
Ведущий специалист по производству
Ведущий специалист по кадрам
Главный бухгалтер
Главный бухгалтер
Старшие бухгалтера
Бухгалтера
Начальник участков
Начальник участка
Рис. 4. Организационная структура ООО «Николь»
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия в 2012-2014 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Расчет основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Николь» за 2014-2016 г.г.
ПОКАЗАТЕЛИ |
Абсолютное значение |
Абсолютное изменение: +, – |
Темп прироста, % |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015/ 2014 |
2014/ 2016 |
2015/ 2014 |
2014/ 2016 |
|
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Объём оказанных услуг в стоимостном выражении, тыс.руб. |
8512 |
9358 |
8375 |
846 |
-983 |
9,94 |
-10,50 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Среднесписочная численность, чел. работающих рабочих |
49 40 |
47 38 |
47 38 |
-2 -2 |
-4,08 -5,00 |
- - |
- - |
Среднегодовая выработка – одного работающего, тыс.руб. одного рабочего |
173,71 212,80 |
199,11 246,26 |
178,19 220,40 |
25,40 33,46 |
14,62 15,72 |
-20,92 -25,86 |
-10,51 -10,50 |
Полная себестоимость услуг, тыс.руб. |
9231 |
9309 |
8435 |
78 |
-874 |
0,85 |
-9,40 |
Затраты на 1 руб. оказанных услуг, руб. |
1,08 |
0,99 |
1,007 |
-0,09 |
0,017 |
-8,33 |
1,72 |
Прибыль / убытки от оказания услуг, тыс.руб. |
- 719 |
49 |
-60 |
768 |
-109 |
- |
- |
Рентабельность услуг, % |
- |
0,52 |
- |
0,52 |
- |
- |
- |
Из данных таблицы 2 видно, что в 2014 г. объемы услуг, оказываемых предприятием, снизились: выручка от оказания услуг сократилась относительно уровня 2014 г. на 1,61 %, а относительно уровня 2015 г. – на 10,50 %. Сокращение объема оказанных услуг происходило и в натуральном измерении: в 2014 г. было оказано 82 тыс.услуг, что на 11,83 % меньше показателя 2015 г. и на 14,58 % ниже уровня 2015 г.
Численность персонала предприятия в 2015 г. сократилась на 2 работника, или на 4,08 % по сравнению с 2014 г. Сокращение численности персонала происходило по рабочим. В 2014 г. численность персонала не изменилась.
Производительность труда на предприятии в 2014 г. возросла относительно уровня 2014 г. на 25,40 тыс.руб., или на 14,62 %, а по рабочим на 33,46 тыс.руб., или на 15,72 %. Однако, в 2014 г. ситуация изменилась в худшую сторону: среднегодовая выработка одного работника ниже показателя 2015 г. 20,92 тыс.руб., или на 10,51 %, а по рабочим – на 25,86 тыс.руб., или на 10,50 %.
Полная себестоимость услуг в 2014 г. снизилась относительно уровня 2014 г. на 8,62 %, а относительно 2015 г. на 9,40 %. Следует отметить, что выручка от оказания услуг покрывали затраты на их производство лишь в 2015 г., в 2014 г. и в 2016 г. деятельность предприятия была убыточной. В 2014 г. убыток от оказания услуг составил 60 тыс.руб. Если сравнивать данный показатель с 2014 г., то следует отметить снижение убытка на 659 тыс.руб.
Таким образом, в 2016 г. деятельность ООО «Николь» не является эффективной: затраты на оказание услуг не покрываются выручкой от их продаж, предприятие терпит убытки, основная деятельность не рентабельна.
2.2.Анализ причин конфликтов в ООО «Николь»
На первом этапе исследования было проведено анкетирование работников с целью выявления уровня конфликтности на предприятии.
Результат тестирования по методике В.И. Андреева представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценка уровня конфликтности личности (по В.И. Андрееву)
Вопрос |
Процент ответивших, % |
1 |
2 |
1. Характерно ли для Вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воле других? |
|
а) нет; б) когда как; в) да. |
25,00 60,00 15,00 |
2.Есть ли в Вашем коллективе люди, которые Вас побаиваются, возможно, и ненавидят? |
|
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет. |
11,00 82,00 7,00 |
3.Кто Вы в большей степени? |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
а) пацифист; б) принципиальный; в)предприимчивый. |
7,00 21,00 72,00 |
4.Как часто Вам приходится выступать с критическими суждениями? |
|
а) часто; б) периодически; в)редко. |
10,00 64,00 26,00 |
5.Что для Вас было бы наиболее характерно, если бы Вы возглавили новый для Вас коллектив? |
|
а) разработал бы программу работы коллектива на год вперёд и убедил бы коллектив в её целесообразности; б) изучил бы, кто есть, кто и установил бы контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми. |
45,00 22,00 33,00 |
6.В случае неудач, какое состояние для Вас наиболее характерно? |
|
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя. |
8,00 72,00 20,00 |
7.Характерно ли для Вас стремление отстаивать и соблюдать традиции Вашего коллектива? |
|
а) да; б) скорее всего да; в) нет. |
5,00 83,00 12,00 |
8.Относите ли Вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать? |
|
а) да; б) скорее всего да; в) нет. |
11,00 14,00 75,00 |
9.Из трёх личностных качеств, с которыми Вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе: |
|
а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость к критике со стороны |
21,00 25,00 33,00 |
10.Кто Вы в большей степени? |
|
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей. |
18,00 8,00 8,00 |
11.Каким человеком считают Вас Ваши друзья? |
|
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым |
7,00 31,00 45,00 |
12.Против чего Вам чаще всего приходится бороться? |
|
а) против несправедливости; б) бюрократизма; в) эгоизма |
36,00 43,00 21,00 |
13.Что для Вас наиболее характерно? |
|
а) недооценка своих способностей; б) оценка своих способностей достаточно объективно; в) переоценка своих способностей. |
18,00 17,00 11,00 |
1.4Что Вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего? |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность. |
14,00 26,00 21,00 |
По результатам исследования можно отметить, что 30 % работников относится к категории людей со средним уровнем конфликтности; еще 20 % - с высоким уровнем конфликтности и по 10 % - с уровнем конфликтности чуть и выше среднего. Таким образом, 70 % работников ООО «Николь» являются, в целом, конфликтными людьми.
Результаты оценки по тесту Томаса представлены на рис. 5. Половина работников ООО «Николь» в конфликте предпочитают использовать стратегию соперничества. И лишь по 20 % - стратегии сотрудничества и компромисса.
Рис. 5. Оценка уровня конфликтности в ООО «Николь»
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в ООО «Николь» конфликты воспринимаются достаточно спокойно, а соперничество между работниками приветствуется.
Рис.6. Поведение в конфликте работников ООО «Николь»
Оценка причин и видов конфликтов в ООО «Николь» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика причин и видов конфликтов, возникающих в ООО «Николь»
Причины конфликтов Характе- ристики |
Нарушения нрав. норм |
Диктат. давление |
Категоричность |
Разрушение намерений партнеров |
Неадекватность оценки |
Завышенная мера наказания |
Слабое знание инд. особенностей коллег |
Плохое знание взаимоотн. в коллективе |
Психологич. несовместимость, неприязнь |
||
По типу отношений |
Межличностные (межгрупповые) |
позиционные |
2 |
7 |
5 |
- |
3 |
12 |
6 |
14 |
4 |
справедливости |
- |
16 |
3 |
7 |
5 |
3 |
2 |
4 |
3 |
||
за ресурсы |
2 |
6 |
10 |
7 |
4 |
2 |
5 |
8 |
2 |
||
Внутри- личностные |
мотивационные |
3 |
2 |
5 |
6 |
6 |
8 |
4 |
3 |
13 |
|
выбора |
4 |
6 |
7 |
9 |
3 |
3 |
5 |
9 |
10 |
||
потребностей |
2 |
3 |
5 |
6 |
10 |
5 |
6 |
4 |
6 |
||
потребностей и норм |
2 |
4 |
3 |
8 |
3 |
13 |
7 |
5 |
7 |