Файл: Коллективные валюты: современная архитектура и тенденции развития (Сущность валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее реальные достижения ЕВС:

успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле;

режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения;

объединение 20 % официальных золотодолларовых резервов;

развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;

межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.

Достижения ЕВС обусловлены поступательным развитием западноевропейской интеграции.

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие:

1 – ЕВС не включает все европейские валюты.

2 – Хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются.

3 – Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического развития, инфляции, состоянием платежного баланса.

4 – Координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.

5 – Частные ЭКЮ не связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.

6 – Выпуск ЭКЮ довольно скромно влияет на взаимные операции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.

7 – Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении – снижаются в разной степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60 % международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте.

4.1 Валютная пара "евро-доллар": история и прогнозы

Начиная с золотого стандарта, сквозь Бреттон-Вудскую и Ямайскую валютную систему в международных отношениях основной нитью идет борьба за мировую эмиссию денег, используемых другими странами в виде резервов, обеспечивающих национальную экономическую безопасность. Исторически доказав свою состоятельность, основной мировой резервной валютной является доллар Соединенных Штатов. Однако с появлением европейской валютной системы эмиссионная борьба серьезно обострилась. На кону - однополярное устройство мировой экономики, где деньги воспринимаются как средство глобального регулирования прав и свобод граждан.


Заглянув в историю, мы увидим, что на определенном этапе почти весь учитываемый международный оборот товаров и услуг был у наиболее активных стран (Великобритании, Америки, Германии и Франции), чьи валюты были так называемыми "валютами-лидерами". Продажа товаров и услуг, производимых менее активными государствами, происходила через обмен товаров на валюты более активных стран. Так и выстроилась иерархия стран и их валют, опиравшаяся в основном на превосходство товарного оборота и запасы золота.

Спустя определенный срок, странами-лидерами было напечатано столько денег, что от золота, как главного "обеспечителя" денег, пришлось отказаться. В конце 1970-х гг. появилась Ямайская система плавающих валютных курсов во главе с Международным валютным фондом и Всемирным банком.

Финансовыми инструментом данной системы стали специальные права заимствования, позволяющие создать валютные резервы стран в долларе Соединенных Штатов и затем рассчитывать их величину через индикативный курс специальных прав заимствования к другим резервным валютам.

Само введение такого устройства мировой экономки заложило в нее глобальные риски и возможности. С одной стороны, они позволили посредством эмиссии доллара контролировать миропорядок, с другой - образовали потенциал появления валюты-конкурента, которая могла бы произойти только из среды развитых и не проамериканских стран.

Таким образом, в конце февраля 2002 г. была введена в обращение никогда ранее не существовавшая валюта - евро. Этому факту способствовало несколько событий: в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в 1964 г. начал работу Комитет президентов центральных банков, а с 2002 г. национальные валюты стран зоны евро были изъяты из обращения.

Стоит отметить, что со временем появления идеи о евро и по сегодняшний день данная валюта не приветствуется со стороны Соединенных Штатов. Это выражается в том, что сначала над евро посмеивались, затем новостной фон о евро подавлялся, теперь в момент кризиса конкуренция доллара против евро резко возросла.

Основа этой борьбы в целом позитивна, поскольку отражает желание устойчивости мировой финансовой системы через спрос и доверие к денежным знакам тех стран, которые образуют структуру мировых резервов. Одновременно существует и стремление к тому, чтобы валюта отдельной страны преимущественно влияла на суммарную резервность как развитых, так и развивающихся государств.

Общую резервность определяют четыре валюты, среди которых доллар Соединенных Штатов и евро образуют большую долю резервов отдельных стран. Именно между этими валютами и развернулась основная борьба, которая ведется по трем относительно независимым сценариям. Они состоят в: создании наднациональной валюты, как инструмента с мировой экономики, основанной на нескольких крупных финансовых центрах (включая Китай и Россию); усиление роли евро с соответствующим влиянием на это Евросоюза через Европейский центральный банк и вероятно, через Международный валютный фонд, как испытанную базу мировой валютно-финансовой системы.


Текущий финансовый кризис, который в таких масштабах по различным оценкам случается раз в 50-100 лет, обнажил объективную необходимость в: большей открытости кредитно-денежной политики стран-эмитентов резервных валют; повышении количества резервных валют путем установления международных требований к странам-эмитентам, чьи валюты смогут пройти международный "листинг" и станут резервными валютам диверсификации валютной структуры резервов заинтересованных стран.

В таких условиях евро является единственной валютой, которая реально может составить конкуренцию доллару. На это у евро есть несколько сравнительных преимуществ: Соединенные Штаты - развитая страна; Евросоюз - группа стран, основа которой развитые страны; государство Соединенные Штаты Америки состоит из штатов, в то время как Евросоюз состоит из стран, которые являются "штатами" Евросоюза; как Америка, так и Евросоюз имеют сравнимые уровни инфляции; Евросоюз усиленно следит за перетоками капитала и за процентными ставками, обеспечивая относительную их симметричность со ставками Федеральной резервной системы Соединенных Штатов.

Евросоюз, имея наднациональную валюту второго уровня, обладает портфелем валют третьего уровня. Это позволяет евро иметь более распределенные риски, что одновременно является и преимуществом, и недостатком. Основное преимущество - большая диверсификация: Евросоюз включает 27 стран-членов, и 27 центральных банков и валют, в то время как Федеральная резервная система содержит 13 федеральных резервных банков и одну валюту.

Основной недостаток евро - большие риски: влиять на 27 разъединенных стран легче, чем на одно объединенное государство.

В условиях текущего кризиса, страны Восточной Европы и Балтии должны найти более 413 млрд. долл. для погашения задолженности и покрытия госбюджетов. В таких условиях необходимо ликвидировать свои национальные валюты и перейти на евро даже без формального вступления в Евросоюз.

Налицо явная борьба за симметричность евро и доллара. В ход идут антикризисные планы, бюджеты и их финансирование. Проевропейские страны увеличивают в международных резервах долю евро, тогда как проамериканские страны - увеличивают долю доллара. При этом существенным считается вопрос обеспеченности той или иной валюты фундаментальным наполнением. Речь идет о внутренней справедливой стоимости валюты, качество которой, по мнению большинства развитых и развивающихся стран, на стороне евро.

Во-первых, экономический цикл европейских стран по факту менее волатилен, менее агрессивен, а значит, более устойчив к внешнему влиянию. Во-вторых, количество европейских хедж-фондов и трастовых компаний намного меньше, чем в США, притом, что их деятельность считается непрозрачной и до конца не изучена. В-третьих, среднеевропейское соотношение собственного капитала и заемных средств более сбалансировано, чем данный показатель, рассчитанный в среднем для Соединенных Штатов Америки.


Таким образом, общий смысл всех преобразований мировой экономики, по мнению многих влиятельных стран, состоит в том, что в результате кризиса, очевидно, произойдет изменение валютно-финансовой системы, которое будет достаточно радикальным. Если среди мер, которые в итоге будут приняты форумом финансовой стабильности, не учитывать мер по выявлению и мониторингу рисков, увеличению прозрачности отношений и отчетности, повышению четкости правил международного взаимодействия, то основной экономической метрикой наступивших изменений станет результат борьбы между долларом и евро за мировую ликвидность.

Возможно развитие событий, при котором произойдет крах американской экономики, что автоматически приведет и к обесцениванию доллара. Вероятность такого развития событий в ближайший год чрезвычайно низка. Отказ от доллара и Соединенных Штатов как финансового центра будет означать глобальную перестройку финансово-хозяйственных связей в мире. Ни одна валюта сейчас не способна выполнять обязанности доллар хотя бы на уровень "плохой копии".

По мнению Роберта Самуэльсона, на текущий момент не существует объективной теории, которая могла бы описать будущее американского доллара. Существенная угроза доллара - это возможность инфляции, а потому Федеральная резервная система по выходу из кризиса придется "закручивать гайки". Однако точно известно и от других экономистов: через несколько лет стоит ждать переработанных вариантов изданий, посвященных макроэкономике. Появляющиеся теории и трактаты явно не успевают за валютным рынком, он вновь преподаст суровые уроки.

Заключение

Несмотря на вышеперечисленные недостатки и трудности, практически стопроцентно можно утверждать, что "плавающие" валютные курсы будут существовать в мировой экономической системе достаточно большой период времени.

Те рыночные силы, которые ныне определяют "подвижность" обменных курсов валют и их чувствительность к потокам и перемещениям капитала, превосходят в своем могуществе способности и потенциалы даже самых мощных в экономическом отношении государств поддерживать курсы своих валют на фиксированных уровнях за счет валютных интервенций на внешних рынках и их стерилизации на рынках внутренних. Более того, сегодня правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, нежели абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутри страны.