Файл: «Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие социальных проектов и корпоративной социальной ответственности
1.2 Этапы и функции управления социальным проектом на предприятии
1.3 Основные подходы и методы управления социальными проектами в области КСО
Глава 2 Управление социальной ответственностью малых предприятий
Глава 3 Развитие социальной ответственности в ООО «Строительные технологии»
3.1 Характеристика компании ООО «Строительные технологии»
3.2 Анализ социальной стратегии компании
3.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня социальной ответственности в компании
Введение
В современном менеджменте существует множество факторов, прямо или косвенно влияющих на малые предприятия. Косвенным образом на современные организации влияет общество, в котором они функционируют. Также предприятия должны придерживаться норм деловой этики, поскольку они перед ним ответственны. Те организации, которые не соблюдают нормы этики бизнеса, получают негативную оценку со стороны общества. Данный факт повлечет за собой негативные последствия для достижения организацией своих целей. Поэтому проблема социальной ответственности менеджмента весьма актуальна в современный период.
Актуальна также проблема определения, в каких случаях считать организацию социально ответственной. Согласно одной из точек зрения, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. А согласно другой – организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность.
Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Но социальная ответственность - это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.
Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволяет совершить коренные изменения в сложной социально-экономической ситуации, в которой находится сейчас Россия.
Цель настоящего курсового проекта – изучение социальной ответственности ООО «Строительные технологии».
Среди задач курсовой работы необходимо отметить следующие:
- изучение теоретических основ социальной ответственности;
- анализ социальной стратегии ООО «Строительные технологии»;
- разработка рекомендаций по повышению уровня социальной ответственности в ООО «Строительные технологии».
Объектом курсовой работы является ООО «Строительные технологии». В качестве предмета исследования была выбрана социальная ответственность предприятия.
Практическая значимость заключается в том, что можно проследить предпосылки, цели и задачи, этапы планирования и конечный результат достижения социальной ответственности на примере конкретной организации.
Концептуальные и практические аспекты взаимодействия бизнеса и власти разрабатываются российскими исследователями П. Авеном, Ю.Алексеевым, М. Борисовым, А.Гапоненко, С. Глазьевым, Г. Горлановым, М.Горшковым, Ю.Дульщиковым, Б.Злобиным, В.Ишаевым, М.Каминской, В.Колесовым, П.Минакером, В.Орешиным, Ю.Осиповым, А.Панкрухиным, Д. Розенковым, П.Смолянским, В.Савченко, С. Стрижовым, В.Тимченко, В.Уколовым, С.Хорзовым, В.Чаловым, И.Чернявским, Ю.Швырковым, Ф.Шамхаловым, В.Яковлевым и другими.
При написании курсовой работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: теоретический анализ, как основной вид сбора и изучения материалов по выбранной тематике; синтез, как обязательный элемент при систематизировании и обобщении полученной информации и данных.
Глава 1 Эффективное управление социальными проектами как важнейшая составляющая корпоративной социальной ответственности
1.1 Понятие социальных проектов и корпоративной социальной ответственности
В настоящее время повышенное внимание уделяется социально ответственному поведению бизнеса и его роли в социально-экономическом развитии.
Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности, компаниям следует повышать свой имидж за счёт КСО, и работать над улучшением деловой репутации.[1]
Таким образом организации вынуждены создавать программы и проекты, основанные на принципах социальной ответственности.
Полноценная реализация проекта или программы возможна при соблюдении всех аспектов, деталей, функций, процессов, фаз и циклов.
Поэтому, управлением проектами должны заниматься специально обученные люди-профессионалы.
В развитых странах, КСО также включает в себя вопросы социально-трудовых отношений, социальных программ для местной коллективной деятельности по обеспечению экологической безопасности, а в некоторых случаях - меры по стимулированию экономического и социального развития всего общества.
Согласно комиссии Европейского Сообщества КСО – это «...концепция, согласно которой компании интегрируют социальные и экологические проблемы в своих бизнес-операциях и в их сотрудничестве с заинтересованными сторонами на добровольной основе».
Быть социально ответственным предприятием значит не только выполнить законные требования, но и более того - инвестировать в людей, окружающую среду и развивать отношений с заинтересованными сторонами. Компании должны обеспечить своим акционерам доступ к подробной информации о наличии процедур разрешения конфликтов и разногласий. Эти процедуры должны быть справедливыми и прозрачными.
Необходимо уделить большое внимание взаимосвязи между компанией и заинтересованными сторонами, основанной на сохранении социально-экологического равновесия, другими словами, на устойчивое развитие общества в целом.
Такое динамическое состояние общества напрямую связано с его потребностями и доступом к природным и технологическим ресурсам.
Устойчивое развитие организации и политики корпоративной ответственности достигается только в условиях баланса между социальными, экологическими и экономическими потребностями и возможностями людей и планеты. Более того, такой баланс должен быть достигнут на всех уровнях социальной организации, сообщества, компании, государства мира.
Таким образом, социальный проект — это сконструированное инициатором проекта, то есть, организацией нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.
Объекты социального проектирования:
- человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;
- разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные группы, трудовые коллективы);
- разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, эстетические).
Типы проектов:[2]
а) По характеру проектируемых изменений:
- Инновационные (характеризуются свойствами). Задача — внедрение новых разработок.
- Реставрационные или поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, могут быть направлены на сохранение и использование культурного наследия.
б) По направлению деятельности:
- Образовательные.
- Научно-технические.
- Культурные.
в) По особенностям финансирования
- Инвестиционные.
- Спонсорские.
- Кредитные.
- Бюджетные.
- Благотворительные.
г) По масштабам:
- Микропроекты.
- Малые проекты.
- Мегапроекты.
д) По срокам реализации
- Краткосрочные (1-2 года).
- Среднесрочные (3-5 лет).
- Долгосрочные (10-15 лет).
Прежде всего КСО базируется на добровольном побуждении, как описано в определении комиссии Европейского Сообщества. Это управление положительными и отрицательными внешними эффектами. В пример можно привести экологические загрязнения окружающей среды, когда у фирмы есть выбор: либо платить штраф, либо инвестировать в новые технологии, чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем.
Ведение организацией социальной политики обязывает её сосредоточиться на заинтересованных сторонах. К ним относятся поставщики, акционеры, сотрудники компании, клиенты, местные общины и вся окружающая среда.
Этот, своего рода, диалог или контакт с заинтересованными сторонами должен поддерживаться постоянно.
Уравнивание социально-экономических обязанностей показывает, насколько успешно компания может быть взаимодействовать с экономической и социальной политикой.
Социальная ответственность не может существовать без практики и целей.
Нынешняя дискуссия касательно КСО, решительно утверждает, что «реальный» КСО это нечто большее, чем просто филантропия и общинные проекты, но и то, каким образом это осуществляется.
1.2 Этапы и функции управления социальным проектом на предприятии
Социальные программы и социальные проекты являются основными результатами социально-культурного проектирования. Социальное проектирование является одним из ведущих современных методов организации общественной жизни и деятельности.
Этот метод используется в социальной практике в качестве одного из компонентов целенаправленной деятельности, на этапе развития различных решений новых социальных проблем. Наиболее эффективное и оптимальное проектирование социальных процессов и программ возможно при системном подходе.
Управление проектами – это тотальный контроль всех трудовых, финансовых, материальных и энергетических ресурсов, необходимых для обеспечения проектирования и строительства объекта в срок, в рамках плановой стоимости бюджета и с заданным качеством.
Цели любого проекта, в том числе социального, имеют такие характеристики, как: конкретность, видимость, реальность, взаимосвязанность, эффективность. Цели являются основой для всей дальнейшей работы и их определение является одной из основных и необходимых, можно даже сказать, первостепенных задач. Достижение реализации социального проекта осуществляется через функции управления.
Можно выделить 17 основных функций управления социальным проектами, среди которых: идея проекта, предметная область, учитывающая социальные характеристики, время и стоимость параметров, риски. Кроме того, сюда можно включить человеческие ресурсы, координацию деятельности подразделения, ответственных за своевременную поставку материалов, изменения, конфликты и каналы коммуникации. Точность учета играет важную роль во внутреннем анализе деятельности организации, и устойчивых взаимоотношениях с заинтересованными сторонами. Для управления гарантийным обязательством, предприятие несет ответственность за свою экономическую и социальную деятельность.
Управление замыслом социального проекта заключается в необходимости придать техническую и экономическую привлекательность возникшей идее. Управление предметной областью учитывает социальные особенности реализации проекта. При выполнении функции временных параметров стоит учитывать три обязательных аспекта – технические возможности, технологические требования и качество работы. Обеспечение оптимальной стоимости проекта, при которой достигаются его максимальная рентабельность и стабильное финансирование на разных фазах жизненного цикла играет одну из важнейших ролей в управлении социальным проектом.