Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Понятие права государственной и муниципальной собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог исследования процедур осуществления права государственной и муниципальной собственности, следует сделать выводы, что от имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, - специальные государственные органы, органы местного самоуправления. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), - специальные государственные органы.

3.2 Разграничение права муниципальной и государственной собственности

Важную роль в правовом регулировании государственной и муниципальной собственности играет разграничение между ними отдельных объектов. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом[29]. В настоящее время объекты государственной и муниципальной собственности перераспределяются в соответствии с законами, разграничивающими предметы ведения и полномочия органов государственной власти (Российской Федерации, ее субъектов) и муниципальных образований. В частности, перераспределение государственного и муниципального имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями осуществляется в обязательном порядке и безвозмездно.

Отсутствие единых критериев, дающих основания для перемещения объектов из одного фонда в другой, максимально четкого разграничения компетенции полномочных органов и должностных лиц, унифицированных процедур принятия решении и исполнения их передающей и принимающей сторонами, распределения возникающих расходов в результате состоявшейся передачи - вес это осложняет решение многих важных как в теоретическом, так и в практическом отношении вопросов управления муниципальной собственностью[30].

Решение вопросов разграничения государственной собственности, передачи отдельного федерального имущества регионам, а также разграничения собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности осуществляется на федеральном уровне главным образом.


Законодательство субъектов Федерации регулирует вопросы передачи объектов региональной собственности в муниципальную, если органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями. В этом случае объекты региональной собственности передаются в муниципальную собственность либо только в пользование. При передаче отдельных полномочий на основании договора между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления объекты региональной собственности передаются в муниципальную на основании и в порядке, установленном региональным законодательством[15].

Условия договора о передаче отдельных государственных полномочии органам местного самоуправления в части, касающейся объектов региональной собственности, вступают в силу с момента внесения изменений и реестр региональной собственности.

В формировании муниципальной собственности, а в более широком смысле и вообще материально-финансовой основы деятельности муниципальных образовании ведущую роль играет государство. Не будет преувеличением сказать, что на начальном этапе именно государство предоставило возможность муниципальным образованиям сформировать фонд муниципальной собственности, определив законодательно перечень объектов, подлежащих закреплению в муниципальной собственности. Реальный состав фонда муниципальной собственности и дальнейшем изменялся и продолжает изменяться в результате передачи в муниципальную собственность объектов собственности государственной.

Бюджет муниципального образования напрямую зависит от бюджета субъекта Федерации.

Однако утверждать, что «формирование материально-финансовых основ местного самоуправления полностью отнесено к ведению государства», было бы чрезмерным преувеличением. В этом случае фактическое влияние центра выдается за декретируемую нормативную модель, а это далеко не так в силу ст.28 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» государство совсем не обязано передавать муниципальным образованиям часть сноси собственности. Данная статья лишь допускает возможность такой передачи.

Одной из проблем, нуждающейся и разрешении, и урегулировании, является разграничение права муниципальной собственности «по горизонтали». Речь идет:

- о праве собственности субъекта Федерации на объекты, располагающиеся на территории другого субъекта Федерации и соответственно на территории его муниципального образования, совершенно очевидно, что субъект Федерации по отношению к муниципальному образованию не может быть в полном объеме (за исключением гражданско-правовой составляющей) преемником Российской Федерации, в чьей собственности находился этот объект налоговые и иные имущественные отношения, возникающие при этом, нуждаются в особом урегулировании;


- о праве муниципальной собственности на объекты, находящиеся на территории других муниципальных образований (как в пределах одного субъекта Федерации, так и на территориях разных субъектов Федерации);

- о праве общей собственности муниципального образования с другими лицами (Российской Федерацией, субъектом Федерации, гражданами и юридическими лицами).

Заключение

В данной работе мы изучили право, как государственной, так и право муниципальной собственности. Сделали исторический анализ формирования и развития права государственной и муниципальной собственности. Рассмотрели понятие права государственной и муниципальной собственности. Определили объекты и субъекты права государственной и муниципальной собственности. Изучили осуществление и разграничение права государственной и муниципальной собственности;

В работе мы определили, что государство и другие публично-правовые образования осуществляют право собственности в публичных (общественных) интересах и обладают властными полномочиями, позволяющими принимать нормативные акты. Государство само регулирует имущественные отношения, устанавливает общеобязательные правила поведения для всех участников. Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила.

Мы установили, что существуют:

- объекты исключительной государственной собственности, которые функционируют в особом правовом режиме;

- объекты публичной собственности, которые распределяются между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями; 

- различия правового режима государственной и муниципальной публичной собственности, которые заключаются в том, что субъекты публичной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота.

В завершении работы хочется сказать, что тема права государственной и муниципальной собственности достаточно обширна и в данной работе рассмотрены лишь основные понятия правовых норм в российском гражданском праве.

Библиографический список

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации ч. 1-3.ТК Велби. 2005. - 424 с
  2. Гражданский кодекс РФ » Часть 1 ГК РФ » Раздел II. Право собственности и другие вещные права »

Гражданский кодекс РФ » Часть 1 ГК РФ » Раздел I. Общие положения » 

Гражданское право. В 2 ч. Под ред. Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И М.: 2012. - Ч.1 - 543с.; Ч.2 - 751с.

  1. Закон СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I "О собственности в СССР" Раздел I. Общие положения (ст.1- 5)
  2. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009.
  3. Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.: Эксмо,2009. – 64 с. – (Российское законодательство).

Матеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юристъ. 1999. – 384 с.

  1. Муниципальное право России: учебник/И.В.Выдрин. – 3-е изд., перераб. -М.: Норма,2008. – 320 с.

Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Актуальная редакция закона 131-ФЗ от 03.08.2018 с изменениями, вступившими в силу с 19.08.2018

  1. Хубиев К.А. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) в журнале Экономист, издательство Экономика (М.),2003. № 1, с. 45-53
  2. Гражданское право. Часть 1/Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - М., Проспект. 1996. 470 с.

 [1] https://journal.zakon.kz/203746-istorija-prava-gosudarstvennojj.html

[2] История государства и права России (Дудкина Л.В., 2010) http://be5.biz/pravo/i016/76.html

[3] Закон СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I "О собственности в СССР" Статья 19. Общие положения о государственной собственности http://base.garant.ru/5171153/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/

[4] Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Актуальная редакция закона 131-ФЗ от 03.08.2018 с изменениями, вступившими в силу с 19.08.2018 Статья 49 131-ФЗ - Экономическая основа местного самоуправления http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-131/glava8/st49.html

[5] Гражданский кодекс РФ » Часть 1 ГК РФ » Раздел I. Общие положения » Подраздел 2. Лица » Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством » Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством http://stgkrf.ru/125

[6] Гражданский кодекс РФ » Часть 1 ГК РФ » Раздел II. Право собственности и другие вещные права » Глава 13. Общие положения » Статья 214. Право государственной собственности http://stgkrf.ru/214

[7] Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8 « О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» п. 3


https://zakonbase.ru/content/base/29086

[8] Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200
"Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" С изменениями и дополнениями от: 14 декабря 2006 г. http://base.garant.ru/186948/

[9] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 29.12.2017) "О Федеральном казначействе"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50565/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/

[10] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Приложение 1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-vs-rf-ot-27121991-n-3020-1/

[11] ст. 26.11 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации”»

http://ivo.garant.ru/#/document/186093/paragraph/217:0

[12] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12123875/

[13] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Приложение 3. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-vs-rf-ot-27121991-n-3020-1/

[14] Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Актуальная редакция закона 131-ФЗ от 03.08.2018 с изменениями, вступившими в силу с 19.08.2018 Статья 50 131-ФЗ - Муниципальное имущество http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-131/glava8/st50.html

[15] Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 июля 2009 г. № 270 “Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции “Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность” http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12069712/