Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Понятие права государственной и муниципальной собственности).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика права государственной и муниципальной собственности
1.1 История формирования и развития права государственной собственности
1.2 Понятие права государственной и муниципальной собственности
Глава 2. Содержание права государственной и муниципальной собственности
2.1 Субъекты и объекты права государственной собственности
2.2 Субъекты и объекты права муниципальной собственности
Глава 3. Осуществление и разграничение права государственной и муниципальной собственности
3.1 Осуществление права государственной и муниципальной собственности
3.2 Разграничение права муниципальной и государственной собственности
Введение
Основу любого общества составляют экономические отношения собственности, а правое регулирование есть система норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих данные отношения.
Нормальное функционирование общества возможно лишь на началах здоровой конкуренции различных форм собственности, каждая из которых должна доказывать свою жизнеспособность на конкретных участках приложения труда и капитала. Необходимо четко представлять возможности как государственной, так и муниципальной собственности, и их влиянии на экономическое развитие, состояние производительных сил и их продуктивности.
Право государственной и муниципальной собственности является важной гарантией повышения эффективности, дееспособности и обеспечения реальной независимости государственной власти и местного самоуправления, поскольку материальной основой любой власти является собственность, как система правомочий властвующего субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться определенными имущественными комплексами в условиях проведения в России административной реформы.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Таким образом, на уровне конституционно-правовой нормы в российском законодательстве было признано разграничение государственной и муниципальной формы собственности, а, следовательно, неизбежно возникали и возникают проблемы, связанные:
- с определением государственной и муниципальной собственности как объектов управления;
- с разграничением государственной и муниципальной собственности.
На данном этапе развития общества остаются актуальными проблемы правового регулирования государственной и муниципальной собственности.
Целью работы является изучение и анализ права государственной и муниципальной собственности.
Поставлены и решены следующие задачи:
- исторический анализ формирования и развития права государственной и муниципальной собственности;
- рассмотреть понятие права государственной и муниципальной собственности;
- рассмотрение объектов и субъектов права государственной и муниципальной собственности;
- рассмотрение вопросов осуществления права государственной и муниципальной собственности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографии.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, гражданское законодательство РФ и другие федеральные законы, научная литература.
Глава 1. Общая характеристика права государственной и муниципальной собственности
1.1 История формирования и развития права государственной собственности
Любой современный институт гражданского права имеет богатейшую историю, которая, как правило, берет свое начало еще со времен римского частного права. В наибольшей степени это касается центрального института гражданского права - права собственности и, в частности, права государственной собственности[1].
Важную роль в системе отношений собственности любого государства играет государственная собственность, которая была известна еще в Древнем Риме. Как известно, римляне достигли больших успехов в разработке положений частного права и права собственности. Римскому частному праву были известны государственная и общинная собственность на землю, и частная собственность на другое имущество. Правом собственности на землю не могли обладать отдельные индивиды.
Государственная собственность понадобилась для того, чтобы обеспечить должную концентрацию рабов, от которых требовалось выполнять огромные объемы общественно значимых физических работ: по строительству ирригационных, оборонительных сооружений, величественных зданий, мемориальных комплексов и т.д. В средние века главным объектом государственной собственности стала земля. В новое и новейшее время в странах с индустриально развитой экономикой утвердилась тенденция к увеличению государственной собственности, в том числе в денежной, или универсальной форме богатства (бюджет, международные резервы и др.)[1]
В России термин «собственность» стал использоваться лишь во второй половине XVIII в., при Екатерине II. До этого времени царь, олицетворявший собой государство, мог произвольно изъять любое имущество у любого своего подданного. «Полная собственность», включающая право свободного распоряжения своим имуществом и освобожденная от многочисленных ограничений «в казенном интересе», была тогда же предоставлена известной Жалованной грамотой дворянству лишь упомянутому сословию в качестве особой привилегии. Только в результате реформ Александра II, проведенных уже в 60-е гг. XIX в., частная собственность, перестав быть привилегией, сделалась общей правовой нормой всего населения»[2].
Коренные изменения в определении государственной и муниципальной собственности произошли после 24 октября 1917 г. когда вооруженные силы большевиков и их союзников - левых эсеров и анархистов захватили ключевые позиции в Петербурге и блокировали Временное правительство в Зимнем дворце.
ГК РСФСР от 22 мая 1922 года различал собственность: государственную, кооперативную, частную. Причем земля, недра, леса, горы, железные дорога, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства. Собственностью кооперативных организаций могли быть предприятия с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных предприятий. Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом[2].
Впервые положения о равноправии форм собственности советских граждан коллективной и государственной были сформулированы в Законе "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 г. Собственность в СССР выступает в форме собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности[3].
Государственная собственность включала общесоюзную собственность, собственность союзных республик, автономных республик, автономных округов, административно-территориальных образований (коммунальную собственность) [3].
С переходом к рынку и формированию новых рыночных отношений отпала необходимость в излишней централизации управления экономикой. Разгосударствление собственности было необходимо для перехода к многоукладной рыночной экономике. Государственная собственность разделилась на федеральную, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность[4].
В Российской юридической науке возникло новое исследовательское направление, предметом интересов которого стало муниципальное право. Сосредоточившись на изучении широкого круга проблем этой отрасли права, оно окончательно сложилось примерно к 1997 г. [5]
Из сказанного можно сделать вывод, что право муниципальной собственности, как и государственной признано в Российской Федерации на законодательном уровне, определены его субъектный и объектный составы. Тем не менее, процесс реального обеспечения гарантий этого права и формирования самого муниципального имущества происходит не просто. Многое не было, да и не могло быть учтено законодателем, поскольку лишь практика может служить безошибочным индикатором жизнеспособности нормы права.
1.2 Понятие права государственной и муниципальной собственности
Основу любой экономической системы составляют отношения собственности. При этом само понятие собственности чрезвычайно многогранно и исследуется юридической, экономической, философской, исторической и политологической науками.
Следует различать понятие государственной и муниципальной собственности как экономической категории и понятие права государственной и муниципальной собственности.
Право государственной собственности. Государственная собственность как экономическая категория представляет собой общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению различным имуществом, принадлежащим Российской Федерации и ее субъектам. Государственная собственность свойственна абсолютно всем экономическим системам. Различается только ее величина и роль в экономике. Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы, т.е. при принятии решения учитываются интересы нации в целом.
Право государственной собственности - это первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. По своему содержанию оно представляет собой наиболее полное имущественное право, предусмотренное гражданским законодательством, и основано на принципе дозволения совершать любые действия, не запрещенные законом.
Право государственной собственности следует рассматривать в двух смыслах - в объективном и субъективном.
Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам РФ, а также регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению материальными благами лицами, уполномоченными на то государственными органами[6].
Право государственной собственности как институт российского права носит межотраслевой характер и содержит в себе не только нормы гражданского права, но и других — государственного, административного, земельного и др. Однако нормы гражданского права занимают в нем доминирующее положение. Они определяют правовой статус субъектов и объекты права государственной собственности, правовой режим имущества унитарных предприятий и учреждений, в хозяйственном ведении и оперативном управлении которых они находятся, а также иные вопросы.
Право государственной собственности в субъективном смысле представляет собой юридически обеспеченную возможность конкретных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом в пределах, установленных законом.
Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом государство осуществляет непосредственно как единый субъект, а также через государственные юридические лица.
Право муниципальной собственности. Муниципальная собственность занимает одно из ключевых мест в системе общественных отношений формирующегося в Российской Федерации местного самоуправления. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований[4].
Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований.
Право муниципальной собственности существует также в двух смыслах: в объективном и в субъективном[7].
В объективном смысле право муниципальной собственности представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих имущественные отношения по присвоению материальных благ, средств производства и предметов потребления. Право муниципальной собственности носит межотраслевой характер. Оно включает в себя не только нормы гражданского права, но и других отраслей права - конституционного, административного, финансового.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью[8].
Право муниципальной собственности в субъективном смысле - это юридически обеспеченная возможность субъектов муниципальных образований владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им конкретным имуществом в пределах, установленных законом
Содержанием права муниципальной собственности являются правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Свои правомочия собственник осуществляет в соответствии с законом, не нарушая прав и законных интересов других физических и юридических лиц, а также государства в целом. Поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, постольку осуществление правомочий собственника муниципального образования органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается за исключением случаев, предусмотренных в п.3 ст. 125 ГК[5].