Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков.
Актуальность. Оценка стоимости коммерческого банка относится к числу весьма востребованных инструментов в условиях рыночной экономики и потому не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. В развитых странах стоимость коммерческого банка рассматривается как целевая функция управления. Кроме собственников (акционеров) и руководителей коммерческих банков в проведении оценочных работ заинтересованы страховые компании, инвесторы, а также государственные, например, налоговые органы. Актуальной задачей при оценке стоимости коммерческого банка является применение тех подходов и методов, которые обеспечат достоверный результат. В настоящее время наиболее часто применяемые методы, в частности, в рамках сравнительного подхода, имеют ряд существенных недостатков, которые можно исключить при комплексном анализе объекта оценки, рыночной среды, а также использовании алгоритма оценки, адаптированного к существующим условиям и специфике исходных данных.
Цель работы - исследование достоинств и недостатков сравнительного подхода при оценке стоимости коммерческого банка и разработка рекомендаций по совершенствованию этого подхода к оценке.
Перед написанием курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические подходы к оценке стоимости коммерческого банка;
- провести оценку стоимости ПАО банк «Левоприбрежный», используя сравнительный подход;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование методов сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка.
Объектом исследования является ПАО банк «Левоприбрежный».
Предметом исследования является сравнительный подход к оценке стоимости коммерческого банка.
Методологической и теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области оценки стоимости коммерческого банка, а также законодательные и нормативные документы Российской Федерации, Федеральные стандарты оценки.
Методология исследования базируется на использовании классических научных методов и приемов: системного подхода к объекту и предмету исследования, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, группировки, моделирования, методов исторического и логического анализа теоретического и практического материала.
Информационной основой исследования послужили монографии и публикации в периодических изданиях, в том числе зарубежных специалистов, нормативные документы, финансовая отчетность ПАО банк «Левоприбрежный».
Глава 1.Теоретические основы использования сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка
1.1. Сущность сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка и условия его корректного применения
Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков.
Сравнительный подход к оценке коммерческого банка заключается в анализе информации о состоявшихся продажах или о ценах предложения (с учетом скидок к цене) и сравнении проданных объектов или предлагаемых для продажи с оцениваемой собственностью[1].
ФСО № 1 содержит следующие положения в отношении сравнительного подхода:
1. Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах (п. 14 ФСО № 1[2]).
2. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (п. 14 ФСО № 1).
3. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов (п. 22 ФСО № 1).
4. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения (п. 22 ФСО № 1).
5. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения (п. 22 ФСО № 1).
Таким образом, агрегированными условиями корректного применения сравнительного подхода являются следующие:
1. Имеется адекватное число банков-аналогов, по которым известна цена сделки или предложения, совершенной с их акциями. При этом рынок акций аналогичных банков характеризуется ликвидностью, открытостью, информативностью, объективностью, что позволит признать условия совершения сделки или предложения рыночными.
2. По банкам-аналогам известна достаточная, достоверная и доступная информация по характеристикам элементов сравнения наиболее значимых в формировании ценности банка[3].
3. Имеется достаточно информации (достоверной и доступной) для осуществления корректного и обоснованного расчета корректировок на отличия между банками-аналогами и оцениваемым банками[4].
Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных банков. В частности:
− участники рынка (наличие биржевых котировок на акции банков);
− ликвидность рынка (соотношение числа заявок на покупку с количеством заявок на продажу; разница между ценой продажи и ценой покупки; динамика изменения цен);
− биржевой оборот (анализ общего объема биржевых сделок, заключаемых в ходе биржевых торгов в натуральном и стоимостном выражении);
− доходность рынка;
− спекулятивность рынка (выявление спекулятивных сделок);
− «совершенность/эффективность» рынка (влияние общеэкономических и политических событий на ценообразование акций) [5].
Далее, для корректного и обоснованного выбора банков-аналогов, для определения элементов сравнения, для расчета необходимых корректировок необходимо получить информацию об их деятельности, а именно:
− география деятельности (охват территорий, на которых осуществляет свою деятельность банк; специфика деятельности в территориальном разрезе);
− ассортиментный ряд (ассортимент оказываемых услуг; выявление наиболее значимых единиц с точки зрения формирования дохода банка);
− этап жизненного цикла;
− финансовые характеристики (динамика доходов и расходов, прибыли от основной деятельности, чистой прибыли; анализ рентабельности; анализ собственного оборотного капитала; анализ долга; наличие налоговых льгот);
− структура капитала (собственный и заемный капитал; наличие привилегированных акций);
− имущественный комплекс (в том числе, наличие избыточных активов);
− перспективы развития банка;
− информация об условиях совершения сделок купли-продажи с акциями (дата совершения сделки, анализ рыночных условий совершения сделки, объект сделки, цена сделки) [6].
Для получения вышеперечисленной информации о банках-аналогах недостаточно информации, содержащейся в открытых источниках информации (в том числе, РТС, ММВБ, система комплексного раскрытия информации НАУФОР, система раскрытия информации ФСФР, бюллетень «Реформа»). Для обоснованной и достоверной реализации сравнительного подхода необходим доступ к внутренней финансовой и производственной информации банков-аналогов за продолжительный период времени (как минимум от трех лет). Последнюю можно получить только, имея доступ на банки-аналоги[7].
Процесс базируется на трех принципах оценки: спроса и предложения, замещения и вклада. В процессе реализации данного подхода через анализ рыночных цен продаж аналогичных объектов моделируются выводы оценщика о рыночной стоимости оцениваемого объекта[8].