Файл: Организация коммерческой деятельности. Коммерческие риски и способы их уменьшения.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление финансовыми рисками.
1.1 Суть денежного риска. Классификация рисков.
1.2 Главные способы оценки риска.
1.4 Способы управления рисками на торговых предприятиях.
Глава 2. Денежные риски, рассмотренные на примере ООО «Еврокерамика».
2.1 Характеристика торгового предприятия ООО «Еврокерамика»
2.2 Главные виды рисков предприятия ООО «Еврокерамика»
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке.
Таблица 1.1. Классификация торговых рисков
Критерий |
Вид риска |
По причине возникновения |
Снижение объема реализации |
Повышение цены товара |
|
Непредвиденное снижение объема закупок |
|
Количественные потери товара |
|
Потеря качества товара |
|
Повышение издержек обращения |
|
Неплатежеспособность покупателя |
|
Риск, связанный с личностью коммерсанта |
|
Риск, связанный с недостатком информации |
|
По этапу товародвижения |
Риск невыполнения договорных обязательств |
Транспортный риск |
|
Риск форс-мажорных обстоятельств |
|
Количественные потери товара |
|
Риск, связанный с приемкой товара |
|
Риск при реализации товара |
|
По степени риска |
Допустимый риск |
Критический риск |
|
Катастрофический риск |
|
По сфере возникновения |
Внутренний риск |
Внешний риск |
|
По степени правомерности |
Оправданный риск |
Неоправданный риск |
|
В соответствии с возможностью страхования |
Страхуемый риск |
Нестрахуемый риск |
|
По вероятности потери для предприятия |
Статический (простой) риск |
Динамический (спекулятивный) риск |
Исходя из таблицы видно, что существует огромное количество торговых рисков, любой из которых обладает своими чертами и особенностями.
Главные причины торгового риска:
1) Понижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на продукт, реализуемый предпринимательской компанией, вытеснение его конкурирующими продуктами, введение ограничений на продажу.
2) Увеличение закупочной цены продукта в процессе воплощения предпринимательского проекта.
3) Неожиданное понижение объемов закупок в сопоставлении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и наращивает расходы на единицу объема реализуемого продукта (за счёт условно неизменных расходов)
4) Утрата продукта.
5) Утрата свойства продукта в процессе воззвания (транспортировки, хранения), что приводит к понижению его цены.
6) Увеличение издержек воззвания в сопоставлении с намеченными в итоге выплаты штрафов, неожиданных пошлин и отчислений, что приводит к понижению прибыли предпринимательской компании .
Таким образом, выделяют ряд обстоятельств, которые могут повлечь появление торговых рисков. Зная их, риск-менеджер сумеет создать комплекс мер по их предотвращению и/либо минимизации воздействия на деятельность компании.
В рамках торговых рисков выделяют управляемые и неуправляемые причины понижения рисков.
К управляемым факторам относят:
-Показатели, характеризующие качество работы коллектива;
-Уровень организации производства и труда;
-Качество управленческой работы;
-Степень использования ресурсов;
-Эффективность хозяйственного процесса.
К условно неуправляемым рискам относят:
-Предыстория функционирования анализируемого объекта;
-Климатические, географические, политические условия реализации
продукции .
Деление причин на управляемые и неуправляемые находится в зависимости от квалификационного уровня управленческого персонала компании.
Таким образом, с риском предприятия сталкиваются всегда при заключении и выполнении как текущих, так и длительных договоров. Есть определенные виды торговых рисков, действию которых подвержены все предпринимательские организации. Вместе с общими рисками есть и специальные виды риска, соответствующие для определенных видов продуктов. Сложность систематизации торговых рисков заключается в их обилии.
Сам «риск», как надо из определения, обладает соответствующими качествами:
1. Неопределенность. Риск существует и тогда только тогда, когда может быть не единственное развитие событий.
2. Вред. Риск существует, когда финал может привести к вреду (убытку) либо другому нехорошему (только нехорошему!) последствию.
3. Наличие анализа. Риск существует, только когда сформировано личное мировоззрение «предполагающего» о ситуации и дана высококачественная либо количественная оценка негативного действия грядущего периода (в неприятном случае это угроза либо опасность).
4. Значимость. Риск существует, когда предполагаемое событие имеет практическое значение и затрагивает интересы хотя бы 1-го субъекта. Риск без принадлежности не существует.
Понятно, что риску присущи стимулирующая и защитная функции. Стимулирующая функция имеет конструктивный (создание защищающих инструментов и устройств) и деструктивный (авантюризм, волюнтаризм) аспекты. Защитная функция тоже имеет два аспекта: историко-генетический (поиск средств защиты) и социально-правовой (необходимость законодательного закрепления понятия «правомерность риска»). Некие спецы предлагают выделять еще две функции риска: компенсирующую (возможность дополнительной прибыли) и социально-экономическую (селективную - выделения действенных собственников).
Функции риска:
· защитная - проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск это обычное состояние, потому должно вырабатываться рациональное отношение к бедам;
· аналитическая - наличие риска подразумевает необходимость выбора 1-го из вероятных вариантов правильного решения;
· инноваторская - проявляется в стимулировании поиска нестандартных решений проблем;
· регулятивная - имеет противоречивый нрав и выступает в 2-ух формах: конструктивной и деструктивной.
1.2 Главные способы оценки риска.
Оценка уровня риска является одним из важных шагов риск - менеджмента, потому что для управления риском его нужно сначала проанализировать и оценить. В экономической литературе существует огромное количество определения этого понятия, но в общем случае под оценкой риска понимается периодический процесс выявления причин и видов риска и их количественная оценка, другими словами методология анализа рисков соединяет взаимодополняющие количественный и высококачественный подходы. Источниками информации, созданной для анализа риска являются:
- бухгалтерская отчетность предприятия;
- организационная структура и штатное расписание предприятия;
- карты технологических потоков (технико-производственные риски);
- договоры и договоры (деловые и юридические риски);
- себестоимость производства продукции;
- финансово-производственные планы предприятия;
Выделяются два шага оценки риска: высококачественный и количественный.
Задачей высококачественного анализа риска является выявление источников и обстоятельств риска, шагов и работ, при выполнении которых появляется риск, другими словами:
- определение возможных зон риска;
- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
- прогнозирование практических выгод и вероятных негативных последствий проявления выявленных рисков.
Основная цель данного шага оценки - выявить главные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такового подхода состоит в том, что уже на исходном шаге анализа управляющий предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом шаге отрешиться от претворения в жизнь определенного решения.
Итоговые результаты высококачественного анализа риска, в свою очередь, служат начальной информацией для проведения количественного анализа, другими словами оцениваются только те риски, которые находятся при осуществлении определенной операции метода принятия решения. На шаге количественного анализа риска рассчитываются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также выявляется вероятный вред и дается стоимостная оценка от проявления риска и, в конце концов, оканчивающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчёт их стоимостного эквивалента. Количественный анализ можно формализовать, зачем употребляется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Более всераспространенными способами количественного анализа риска являются статистические, аналитические, способ экспертных оценок, способ аналогов.
Сущность статистических способов оценки риска заключается в определении вероятности появления утрат на базе статистических данных предыдущего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д. Плюсами статистических способов является возможность рассматривать и оценивать разные варианты развития событий и учесть различные причины рисков в рамках 1-го подхода. Главным недочетом этих способов считается необходимость использования в их вероятностных черт. Может быть применение последующих статистических способов: оценка вероятности выполнения, анализ возможного рассредотачивания потока платежей, деревья решений, имитационное моделирование рисков, также разработка «Risk Metrics».
Способ экспертных оценок, представляет собой комплекс логических и математико - статистических способов и процедур по обработке результатов опроса группы профессионалов, при этом результаты опроса являются единственным источником информации. В данном случае появляется возможность использования интуиции, актуального и профессионального опыта участников опроса. Способ употребляется тогда, когда недочет либо полное отсутствие информации не позволяет использовать другие способности. Способ базируется на проведении опроса нескольких независящих профессионалов, к примеру, с целью оценки уровня риска либо определения воздействия разных причин на уровень риска. Потом приобретенная информация анализируется и употребляется для достижения поставленной цели. Главным ограничением в его использовании является сложность в подборе нужной группы профессионалов.
Аналитические способы, позволяют найти возможность появления утрат на базе математических моделей и употребляются в главном для анализа риска вкладывательных проектов. Может быть внедрение таких способов, как анализ чувствительности, способ корректировки нормы дисконта с учётом риска, способ эквивалентов, способ сценариев.
1.3 Эффект денежного рычага.
Денежный рычаг (денежный леверидж) - это отношение заемного капитала компании к своим средствам, он охарактеризовывает степень риска и устойчивость компании. Чем меньше денежный рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет прирастить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на свой капитал.
Эффективность использования заемного капитала находится в зависимости от соотношения меж рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов - внедрение заемного капитала убыточно. При иных равных критериях больший денежный рычаг дает больший эффект.
Управление формированием прибыли подразумевает применение соответственных организационно-методических систем, познание главных устройств формирования прибыли и современных способов её анализа и планирования. При использовании банковского кредита либо эмиссии долговых ценных бумаг процентные ставки и сумма долга остаются неизменными в течение срока действия кредитного контракта либо срока воззвания ценных бумаг. Издержки, связанные с обслуживанием долга, не зависят от объема производства и реализации продукции, но конкретно оказывают влияние на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Потому что проценты по банковским кредитам и долговым ценным бумагам относят на издержки компаний (операционные расходы), то внедрение долга в качестве источника финансирования обходится предприятию дешевле, чем другие источники, выплаты по которым выполняются из незапятанной прибыли (к примеру, дивиденды по акциям). Но повышение толики заемных средств в структуре капитала увеличивает степень риска неплатежеспособности предприятия. Это должно быть учтено при выборе источников финансирования. Нужно найти рациональное сочетание меж своими и заемными средствами и степень его воздействия на прибыль предприятия. Одним из главных устройств реализации этой цели является денежный рычаг.
Денежный рычаг (леверидж) охарактеризовывает внедрение предприятием заемных средств, которое оказывает влияние на величину рентабельности собственного капитала. Денежный рычаг представляет собой беспристрастный фактор, возникающий с возникновением заемных средств в объеме применяемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на свой капитал.
Мысль денежного рычага по американской концепции заключается в оценке уровня риска по колебаниям незапятанной прибыли, вызванным неизменной величиной издержек предприятия по обслуживанию долга. Его действие проявляется в том, что хоть какое изменение операционной прибыли (прибыли до уплаты процентов и налогов) порождает более существенное изменение незапятанной прибыли.
Интерпретация коэффициента силы воздействия денежного рычага: он указывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит чистую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объём завлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше сила воздействия денежного рычага, более вариабельна незапятнанная прибыль.