Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоциональных состояний людей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общение человека с человеком может привести к увеличению продуктивности памяти, в частности, совершенствованию показателей долговременной памяти, может способствовать сближению субъектов в оценках, суждениях и мнениях. Во время общения происходит обмен информацией, способами действия, знаниями, совместная отработка гипотез обсуждение и, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и и мнений, их обогащение и уточнение, сужение зон поиска, направленности внимания и фокусирование усилий участников общения на анализе точки зрения и зоны наивысшей возможности.

Бесспорно, значение научных исследований значительно, особенно в разработке общетеоретического аспекта проблемы невербального общения. Но в современном мире остается малоизученными вопросы о процессах оптимизации невербального общения человеческой личности. В современном мире неизвестно ещё многое о системах, которые оптимизируют средства, об их доминировании и взаимосвязи.

Цель курсовой работы исследование систем психологического средства невербального общения человеческой личности.

Задачи курсовой работы:

  • Исследовать суть невербального общения;
  • Изучить виды, функции, понятие общения;
  • Обнаружить особенности невербального общения;
  • Характеризовать невербальные средства.

Курсовая работа состоит из: введения текстовой части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Понятие невербального общения и его содержание

1.1 Общение его виды, функции, понятие

Проблема общения многогранна и обширна. Она считается объектом исследования социологии и философии, языкознания и филологии, педагогики и психологии, а также ряда естественных наук. Несмотря на многообразное количество исследований, которые посвящены общению, в современном мире отсутствуют единые концептуальные подходы к характеристике и определению данного феномена, процессу его формирования, его структурных компонентов, а также общению сопутствующих таких понятий, как речь, язык, речевая деятельность и другие.[1]


Недостаточно сильно разработаны проблемы оптимального формирования процессов общения людей друг с другом, на иностранных языках и на родном языке.[2]

Ученые постоянно рассматривают процессы общения как "самостоятельные формы деятельности со специфическими мотивами, принадлежащими им, а также операциями и действиями", как не простую систему, которая, как правило, включает " на правах подсистем, в себя, иные деятельности".[3]

Тем не менее, среди исследователей отсутствует единый подход к пониманию специфики этой самой деятельности, которая может предстать как особенная форма человеческой, или как целенаправленная человеческая активность, либо как сторона деятельности и ее специфические формы.[4]

Не смотря на это, признается, что общение "не постоянно выступает как деятельность; отмечу, что общение может быть таковой, тем не менее, может выступать и как составная часть и компонент, а также одновременное условие иной деятельности некоммуникативного характера ".[5]

В процессах общения (исследователи в этом едины) формируется, у его участников, система представлений относительно цели, средств и плана реализации выполняемого или предстоящего действия, что в теории поэтапных формирований понятий и умственных действий.[6]

Он был разработан Гальпериным П.Я., определено как содержание схем ориентировочных основ. Данное содержание, является продуктом общения, в случае завершения общения могут усваиваться, и становится ориентировочные основы конкретного. Она именуется теоретическим орудием деятельности субъектов.[7]

Следственно, можно заключить вывод о том, что продукты общения являются схема ориентировочных основ последующего действия (деятельности), а феномен "общение" имеется возможность определять как процессы ее коррекции или выведения.[8]

Общение может не просто сопровождать какую-то человеческую деятельность, а выполняет самостоятельную функцию, которая направляет через свой продукт - схему ориентировочных основ последующих действий (деятельности) - всю его дальнейшую жизнедеятельность, при этом поставляя теоретическое орудие для нее.[9]

В общении могут выделяться следующие аспекты: средства, цель и содержание.[10]


Содержанием общения является информация, которая между индивидуальными контактами может передаваться от одних живых существ, другим. Содержанием общения являются сведения внутренних мотивационных или эмоциональных состояний человека, или другого живого существа.[11]

Один человек имеет возможность передавать другому человеку информацию о наличных потребностях, при этом, рассчитывая на потенциальное участие, а также в их удовлетворении. Посредством общения от одного живого создания к другому живому созданию могут передаваться информационные данные об их эмоциональном состоянии (радость, гнев, удовлетворенность, страдание, печаль и прочее), ориентированные, как правило, на то, чтобы соответственным образом настраивать живое существо на контакты. Подобная информация от человека к человеку передается и служит средствами межличностных настроек.[12]

В отношении разгневанных или страдающих людей мы, например, можем вести себя иначе, чем в отношении к тем, кто настроен благожелательно и, при этом, испытывает радость. Содержанием общения временами становится информация о состоянии внешней среды, которая передается от одного живого существа к другому живому существу. К примеру, сигналы об опасности, либо о присутствии поблизости где-то биологически значимых и положительных факторов, к примеру, пищи.[13]

У людей содержание общения существенно шире, чем у животных. Люди могут обмениваться друг с другом информацией, которая представляет знания о мире, способности, приобретенный опыт, навыки и умения. "Человеческое общение является многопредметной составляющей, - отмечает Байкулова А.Н., - оно является самым разнообразным по внутреннему содержанию".[14]

Целью общения является то, ради чего у людей возникает подобная форма активности. У людей количество целей общения множество и обширно. В них могут быть включены получение и передача знаний о мире, воспитание и обучение, согласование рациональных действий человекам в его совместной деятельности, прояснение и установление деловых и личных взаимоотношений, а также многое другое.[15]

Если у животных существ цели общения обычно не могут выходить за рамки удовлетворения для них актуальных биологических потребностей, то у людей они могут представлять собой средство удовлетворения множества многообразных потребностей, к ним относятся:


  • Культурных;
  • Нравственного развития;
  • Познавательных;
  • Потребностей интеллектуального роста;
  • Социальных;
  • Творческих;
  • Эстетических;
  • и ряда других.[16]

Два крупных класса могут выделяться в средствах общения, к ним, как правило, относится:

  • невербальные;
  • вербальные.

Таким образом, общение – это процесс развития и установления контактов меж живыми существами, порождаемые потребностями совместной работы, которая включает в себя обмен информацией, обладающие взаимными восприятиями и попытками воздействия на партнера.[17]

1.2 Суть невербального общения

Рабочее распространённое название, которое чаще употребляется для рассматриваемой формы общения - называется невербаликой или "языком тела". Психологи полагают, что грамотная и верная интерпретация невербальных сигналов может быть более важным условием результативного общения.[18]

Результативность общения устанавливается не только уровнем понимания слов собеседников, но и умением грамотно оценивать поведение участников общения, их жесты, мимику, движения, направленность взгляда, позу, то есть понимания языков невербального общения.[19]

Данный язык, дает возможность говорящим лицам, более грамотно выражать свои чувства. А также показывать, насколько участники диалога могут собой владеть. А также то, как они в действительности, к друг другу будут относиться.[20]

Встретишь, например, насмешливый и надменный взгляд, сразу осечешься, застрянет слово в горле. А если на лице собеседников еще и презрительные улыбочки, то уже никак не захотят делиться сокровенной тайной и изливать душу. Другим делом является взгляд поощряющий, сочувствующий, а также заинтересованный. Он может внушать доверие, располагать к более откровенному разговору.[21]

Любой собеседник махнул рукой безнадежно, взгляд отвел в сторону, и вы без слов понимаете, что он не может, верит вам, создавшееся считает безнадежным, свое положение.[22]

Таким образом, отдельные люди не стараются контролировать поведение свое, оказывать надзор за жестами и мимикой, это не всегда удается. Невербальное общение может выдавать собеседника, ставить под сомнение порой то, что может быть сказано, их истинное лицо обнажает. Следовательно, необходимо учиться понимать данный язык.[23]


Невербальное человеческое поведение связано с его неразрывно психологическим состоянием и может служить средством выражения. Невербальное поведение человека, в процессе общения может выступать не само по себе объектом истолкования, а как показатель скрытой для непосредственного наблюдения, социально-психологических и индивидуально-психологических характеристик личности. Основываясь на невербальном поведении могут раскрываться внутренний мир личности, реализовываться формирование совместной деятельности и психологического содержания общения.[24]

Люди практически быстро учатся своё вербальное поведение приспосабливать к модифицирующимся обстоятельствам, но менее пластичным оказывается язык тела.[25]

Успешность, в значительной мере, всякого делового разговора, может зависеть от умения устанавливать доверительные контакты с собеседниками, а такой контакт может зависеть не столько от того, что человек говорит, сколько от того, как человек себя держит.[26]

Таким образом, для того, чтобы суметь выстроить хорошие, доверительные отношения с собеседниками, ваш взгляд с его взглядом должен встречаться около 60-70% всего, на протяжении которого вы общаетесь. Скованный собеседник изредка будет доверием пользоваться. Глаза могут обладать особыми свойствами презентации самого себя, название которому есть взгляд. Взгляд осуществляет сильные психологические воздействия.[27]

С проблемами происхождения невербальных методов общения связаны как твёрдо определенные истины, так и вопросы, на которые в настоящий момент ответов еще нет. Доказано, что невербальные методы общения имеют два вида источника происхождения, к ним относятся:

    • культура;
    • биологическая эволюция.[28]

Имеется возможность, проследить происхождение некоторых жестов основываясь на примере нашего первобытного общинного прошлого. Оскаливать зубов сохранилось от акта нападения на противников и до сих пор применяется современным человеком, когда он проявляет свою враждебность, злобно усмехается, или каким-то другим способом. Первоначально улыбка была символом угрозы, но в современном мире, в совокупности с дружелюбными жестами, она может обозначать доброжелательность или удовольствие.[29]