Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоциональных состояний людей.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие невербального общения и его содержание
1.1 Общение его виды, функции, понятие
1.2 Суть невербального общения
2. Результативность невербального общения
2.1 Невербальные способы общения
2.2 Отличительные характеристики невербального общения
3. Невербальное общение в современном мире
Следовательно, мимика, жесты, интонации и прочее является важнейшей частью общения. Порой при помощи этих невербальных средств существует возможность сказать гораздо больше информации, чем при помощи слов. К средствам кинесики (к ним относятся внешние проявления чувств и эмоций человека) позы, относят мимику, выражение лица, жестикуляцию, визуальную коммуникацию (взгляды, движение глаз).[67]
Проксемика может объединять определенные характеристики, к ним относятся: расстояния между коммуникантами в случае разных форм общения, их векторное направление.[68]
В частности, в области проксемики, могут быть включены тактильные коммуникации (прикосновения или похлопывание адресата по плечу и прочее). Она рассматривается в рамках между субъектного дистанционного поведения. Проксемические средства дают возможность выполнять многообразные функции в общении.[69]
2.2 Отличительные характеристики невербального общения
То как вербальные языки друг от друга отличаются в зависимости от формы культур, так и невербальные языки одних наций отличаются от невербальных языков другой наций. В то время как некоторые жесты могут быть общепризнанными и имеют четкие интерпретацию у одних наций, у других наций они могут не иметь никаких обозначений или иметь совершенно противоположные значения. Одной из более серьезных ошибок, которые могут допускать в деле изучения языков тела, являются стремление выделять одни жесты и рассматривать их изолированно от остальных обстоятельств и жестов.[70]
Воспользовавшись стабильно десятками жестов, человек об их смысле почти не задумываются. Известно доподлинно, что во всем мире главные коммуникационные жесты друг от друга не отличаются:
- когда человек счастлив, он улыбается;
- когда печален – хмурится;
- когда не знает или не понимает, о чем речь идет - пожимает плечами.[71]
Тем не менее, часто, у разных народов, одно и то же выразительное движение, может иметь и практически отличное значение, и легкомысленное обращение с обыденными для нас жестами может приводить также к последствиям неожиданного характера.[72]
Жест, которым россияне демонстрируют неудачу или пропажу, у хорватов может обозначать признак удовольствия и успеха.[73]
Говоря о себе, житель Европы грудь рукой, японец показывает рукой на нос.[74]
В некоторых Африканских странах смех является показателем замешательства и изумления.[75]
Житель Мальты, может вместо слова "нет" слегка касаться подбородка кончиками пальцев, поворачивая вперед кисть. В Италии и Франции такой жест может обозначать, что что-то болит у человека.[76]
В Турции и Греции официантам ни в коем случае не разрешается показывать два пальца (к примеру, две чашечки чая, имея в виду) - это может являться жестом оскорбительного характера.[77]
Один и тот же жест, довольно часто может иметь не только разное значение, но и противоположное прямо значение.[78]
Образовав колечко из больших и указательных пальцев, такие народы как американцы и многие другие из них сообщают, что у них все дела "ОК" (в порядке, добром). Но данный же жест применяют в Японии, говоря о денежных средствах, в Греции он обозначит о, а во Франции он обозначает ноль. Сардиния может служить знаком отмашки, а на Мальте им могут характеризовать человека с половыми инстинктами извращенного манера.
Обычный утвердительный человеческий кивок головой в Болгарии и на юге Югославии может служить знаком отрицания.[79]
Немецкий народ часто поднимает брови в знак восхищения над идеей какого-либо человека, в Англии так могут выражать скептицизм.[80]
Временами даже незначительная модификация жеста может совершенно видоизменить его смысловую значимость. В Англии так получается с жестами из 2-ух пальцев, среднего и указательного, поднятых и разведенных вверх. В том случае, если при этом ладони повернуты к собеседнику, это может быть принято за оскорбление. Если ладони повернуты к себе, то это может быть выражением радости.[81]
Следовательно, не зная разницу невербального общения у различных народов, есть вероятность попасть в неловкие ситуации, оскорбив или обидев собеседников. Во избежание данного любой менеджер, особенно когда он имеет дело с зарубежным партнером, должен быть уведомлен о разницах в трактовке жестов, телодвижений и мимики в разных странах представителями делового мира.[82]
3. Невербальное общение в современном мире
Общение – это сильно значимое в формировании психики человека, её становления и развития культурного, разумного поведения. Без общения невозможны процессы воспитания, развития и формирования личности, межличностные контакты, и обслуживание, управление, научная работа и другая деятельность в каждой сфере, где требуется передача, усвоение информационных данных и обмен.[83]
Общение не просто аккомпанирует какую-то деятельность, а осуществляется самостоятельную функцию, которая направляет через свои продукты - схемы ориентировочных основ последующих работ - всю его дальнейшую жизнедеятельность, сопоставляя для нее теоретические средства.[84]
Общение является важной составляющей в овладении человеком общечеловеческими и культурными ценностями, а также общественным опытом. Общение человека с человеком может привести к увеличению продуктивности памяти, в частности, совершенствованию показателей долговременной памяти, может способствовать сближению субъектов в оценках, суждениях и мнениях.[85]
Во время общения происходит обмен информацией, способами действия, знаниями, совместная отработка гипотез обсуждение и, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их обогащение и уточнение, сужение зон поиска, направленности внимания и фокусирование усилий участников общения на анализе точки зрения и зоны наивысшей возможности. Умение результативно общаться с человеком становится частью, неотъемлемой, в сфере успешности, как деятельности в межличностных контактах профессионального характера.[86]
Существенную роль в общении играют средства невербального взаимодействия.[87]
Актуальность изучаемой проблемы исследования невербального общения человека вытекает из практических требований к применению психологических методов оптимизации невербального взаимодействия, которая не имеет пока необходимого психологического убедительного обоснования.[88]
Исследование систем, которые оптимизируют средства, имеет и диагностические ценности, так как считается одним из показателей развития индивидуальности, в обусловленном смысле продуктом его, и, вместе с тем, является фактором дальнейшего развития человека и его личности. Научные знания о таких процессах и его психологические средства потребны также для профессионального подъема тех, кто по роду деятельности своей может быть включен в общение и реализовывает психологические взаимодействия.[89]
Уровень разработанности проблемы, несомненно, существует. Исследования в области изучаемой темы, и проблем невербального общения и связи его с иной областью и стороной человеческой жизнедеятельности в отечественной науке более 30л назад начались. В современном мире накопилось большое количество аналитических, теоретических, методических и учебных материалов настоящей тематики. Таким образом, различным аспектом невербального общения посвящено много научных работ.[90]
Невербальное общение является пантомимикой (телодвижением), мимикой, жестами и другими средствами, к ним относятся:
- временные средства (позже, раньше);
- предметные средства (положение и наличие предметов и прочее);
- пространственные средства (приближение, расстояние, повороты «к» и «от» удаление).[91]
Невербальное общение может выступать одним средством для репрезентации своего личностного "Я", и регуляции отношений и межличностного воздействия, может создавать образ собеседника по общению, в роли уточнения выступает, и опережает вербальные сообщения. Для него может быть характерно отсутствие членораздельных звуковых речей.[92]
Следовало бы подчеркнуть важность практического умения "читать" невербальные информации и сигналы. В речи может выделяться паралингвистические средства (экстралингвистические) и лингвистические средства. Темп речи, переходы темпа и громкости, громкость, изменения окраски и высоты голоса, - все является средствами передачи эмоциональных состояний человека, человеческого отношения к передаваемым сообщениям.[93]
Человек сознательно не может контролировать все сферы средств, и принадлежащего ему общения. Следовательно, часто даже то, что человек хочет скрыть, может проявляться, к примеру, через выражение глаз, движения рук, положение ног и прочее. Кратко вербальное общение можно охарактеризовать тем, что будет сказано, кому, как, кем, при каких обстоятельствах и с какой целью. Только учитывая все такие моменты и еще все невербальные "аккомпанементы", можно понять правильно и воспринять правильно (выражая) какие либо мысли.[94]
Необходимо отметить, что общение, ка простое, так и невербальное, может играть исключительную роль в каждой деятельности человека, а также в становлении человеческой личности, в решении теоретических и практических задач, которые в обществе возникают. Чем обобщённо и полно будут сформированы умения общаться, тем качественно будет реализация любой человеческой деятельности, в том числе и профессиональной деятельности.[95]
И это необходимо учитывать в процессах образования, в подъеме общей культуры общества и в подготовке специалистов.[96]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сторона коммуникативного общения представляется тем, что люди могут обмениваться между собой многообразными идеями, представлениями, чувствами, интересами, настроениями и прочее. Всё это можно было рассматривать как информационные данные. Но машины и компьютеры тоже могут обмениваться информацией, следовательно, важно отметить, что в условиях общения людей информация не только может передаваться, но и формироваться, уточняться, развиваться. Передача информации любого характера возможна лишь методом знаков, точнее, систем знаковых. В связи с чем выделяются вербальная коммуникационная речь и невербальная речь, к которой относятся (неречевые знаковые системы - жесты, мимика, тон, интонация, осанка и походка).
Понятие "невербальное общение" считается более широким, чем, к примеру, понятие "невербальная коммуникация". В моей курсовой работе я придерживаюсь определения, предложенного Лабунской В.А., согласно которому, "невербальное общение является способом общения, для которого считается характерным применение невербальной коммуникации и невербального поведения в качестве основного средства передачи информационных данных, формирования образа и понятия о собеседнике, организации взаимодействия, реализации влияния на одних людей других людей. Невербальная коммуникация является системой символов, знаков, применяемых для передачи сообщения. Она предназначена для более полного его осмысления. В некоторой степени она может быть независимой от социально-психологических и психологических качеств личности, которая имеет достаточно очерченный круг значений и может описываться как специфические знаковые системы".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гуревич П.С., - Психология личности: учебное пособие. Изд. Юнити-Дана, 2012г., 1 126с
- Караванова Л.Ж., - Психология: Учебное пособие для бакалавров. Изд. Дашков и К, 2014г., 264с
- Кидинов А.В., - Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории. Изд. ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012г., 127с
- Малкина-Пых И.Г., Станиславская И.Г., - Психология. Основные отрасли: Учебное пособие. Изд. Человек, 2014г., 323с
- Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е., - Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие. Изд. Юнити-Дана, 2012г., 143с
- Столяренко А.М., - Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник. Изд. Юнити-Дана, 2012г., 464с
- Сухова А.Н., - Социальная психология: учебное пособие. Изд. Юнити-Дана, 2012г., 615с