Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Внедрение процесса оценки регулирующего воздействия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной курсовой работы: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности». Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что во всех экономических системах государство регулирует экономику. Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании процесса государственного регулирования предпринимательской деятельности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить сущность процесса оценки регулирующего воздействия;
  • исследовать механизм правового регулирования предпринимательской деятельности;
  • проанализировать характеристики оценки эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Объектом исследования выступают государственные и правовые основы регулирования предпринимательской деятельности.

Предметом исследования явилась предпринимательская деятельность, как область правового регулирования.

Теоретической основой исследования стали научные монографии и статьи таких правоведов, как: Д.В. Батуева, З.А. Дзантиева, М.Ф. Казанцев, Т.А. Позднякова, Н.В. Рубцова и др.

Структурно работа включает введение, 3 параграфа, заключение, библиографический список литературы.

1. Внедрение процесса оценки регулирующего воздействия

В настоящее время в Российской Федерации механизм оценки регулирующего воздействия (далее ОРВ) и его составляющие находятся на стадии управленческой инновации в системе управления. Это наглядно демонстрирует низкий уровень использования или полный отказ от процедуры использования механизма оценки регулирующего воздействия в субъектах. Внедрение системы ОРВ в РФ можно разделить на 4 этапа[1]:

1) Пилотный проект в отдельных республиках РФ (2006 год);


2) С 2012 года внедрение системы на федеральном уровне;

3) С 2014 года на уровне субъектов РФ;

4) С 2015 года в системе местного самоуправления.

Вместе с тем в нормативно творческой практике зарубежных стран институт ОРВ используется довольно давно, и существует более чем в 60 странах. Мировой опыт показывает, что применение системы ОРВ существенно различается, например, в США процедура ОРВ происходит только в случаях принятия нормативно-правовых актов, предусматривающие бюджетные расходы, а в Великобритании при принятии любого регулирующего акта. В Российской Федерации под ОРВ попадают только нормативные акты, вводящие требования для бизнеса.

Главная задача ОРВ: анализ проблем и целей государственного регулирования, выявление и оценка альтернативных вариантов решения проблем, а также определение связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской среды, подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.

Законодатель установил две возможные модели реализации ОРВ в Российской Федерации. Но, независимо от них, на первом этапе уполномоченному органу рекомендуется провести процедуру предварительного рассмотрения проектов нормативных правовых актов и ответить на следующие вопросы[2]:

  • относятся ли общественные отношения, регулируемые проектом нормативного правового акта, к предметной области ОРВ;
  • предусматривает ли проект нормативного правового акта положения, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  • приведет ли проект нормативного правового акта к возникновению дополнительных существенных расходов бюджетной системы РФ.

В случае если будет установлено, что предлагаемое правовое регулирование окажет незначительное воздействие на его потенциальных адресатов, заключение об ОРВ может быть дано уполномоченным органом непосредственно по результатам такого рассмотрения. Но если было установлено значительное воздействие, то проект нормативного правового акта должен быть рассмотрен в углубленном порядке. Отсюда выделяются две модели процедуры ОРВ.

Согласно первой модели орган-разработчик осуществляет процедуру ОРВ, включая проведение публичных консультаций с заинтересованными лицами на этапе формирования концепции правового регулирования, и / или на этапе обсуждения проекта нормативного правового акта и сводного отчета, а уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке регулирующего воздействия и при необходимости проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в ходе подготовки такого заключения.


Вторая модель разрешает органу-разработчику осуществлять процедуру ОРВ и представление данного проекта и сводного отчета без проведения публичных консультаций, а уполномоченный орган в свою очередь подготавливает заключение об ОРВ и самостоятельно проводит публичные консультации с заинтересованными.

Заключение об оценке регулирующего воздействия подготавливается уполномоченным органом и содержит выводы о соблюдении органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также сведения об обоснованности результатов ОРВ.[3]

Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. По результатам исследования составляется проект заключения об экспертизе, где указываются сведения[4]:

  • о нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, органе власти, принявшем нормативный правой акт и органе государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
  • о выявленных положениях нормативного правового акта, которые, исходя из анализа их применения для регулирования отношений предпринимательской или инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
  • об обосновании сделанных выводов;
  • о проведенных публичных мероприятиях, включая позиции органов власти и предпринимательского сообщества, участвовавших в экспертизе.

Проект заключения направляется в орган Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, с указанием срока окончания приема замечаний и предложений и представителям предпринимательского сообщества. После подписания заключение размещается на официальном сайте или на сайте уполномоченного органа, а также направляется лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного нормативного правового акта.

По результатам процедуры ОРВ возможны следующие варианты[5]:

  1. Решение об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, в случае выявления в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  2. Принятие решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования и выбор наилучшего из имеющихся вариантов проекта нормативного правового акта (в случае если принято решение о выборе варианта отличного от первоначально предлагавшегося, орган-разработчик вправе провести повторное обсуждение данного варианта).

В настоящее время можно выделить ряд актуальных факторов, негативно влияющих на развитие системы ОРВ в РФ[6]:

  • Жесткое ограничение времени на проведение ОРВ.
  • Внедрение системы ОРВ распространяется на все муниципалитеты вне зависимости от их размера.
  • Результат проведения ОРВ носит лишь рекомендательный характер.
  • Отсутствие специалистов, проводящих экономический анализ регулирования, анализ регулирующего воздействия, издержек, выгод, внешних эффектов, их перераспределения в экономике на практике.
  • Недостаточное количество правовых актов проведения ОРВ в муниципальных образованиях.
  • Сложная система оценки качества проведения ОРВ.
  • Формальный подход к проведению ОРВ, дублирование финансово-экономического обоснования нормативно-правовых актов.
  • Издержки, связанные с внедрением системы ОРВ, способны превысить выгоду, полученную от ее внедрения.

Теперь каждый разработчик нормативно-правового акта обязан проверить его на эффективность с помощью ОРВ. Повышение эффективности внедрения процедуры ОРВ возможно благодаря реализации следующих направлений[7]:

  • повышение уровня интереса представителей бизнес-сообществ в инициировании проведения ОРВ проектов НПА;
  • определение требований к профессии и обучение специалистов, проводящих анализ регулирующего воздействия;
  • совершенствование внедрение системы ОРВ в муниципальных образованиях, с учетом их многообразия;
  • совершенствование единых требований к анализу качества проведенных консультаций и заключений об ОРВ.

Конечными целями внедрения ОРВ должны стать повышение качества государственного регулирования

2. Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности

Термин «механизм правового регулирования» был разработан в работах советских ученых-юристов и прочно вошёл в понятийный строй теории права. Необоснованно связывать механизм договорного правового регулирования только с необходимостью государственного вмешательства. Как самостоятельный регулятор общественных отношений договор может рассматриваться в роли одного из основных и важнейших элементов регулирования гражданских и предпринимательских правоотношений.[8]


Одним из признаков предпринимательских договоров является то, что они заключаются при осуществлении предпринимательской деятельности, легальное определение которой дано в ст. 2 Гражданскoго кодекса РФ[9]: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Право граждан заниматься предпринимательской деятельностью – одна из важнейших гарантий свободного развития личности. Неслучайно в ст. 34 Конституции РФ в ряду основных прав личности закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.[10] При этом понятие предпринимательской деятельности производно от более широкой категории экономической деятельности.

Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе. Для такой деятельности характерен особый субъектный состав: юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Для предпринимательской деятельности характерен профессионализм, поскольку для успешного ее осуществления недостаточно лишь провозгласить цель получения прибыли, необходимо уметь квалифицированно, то есть профессионально выполнять ту или иную деятельность. Для полноценного функционирования предприниматель должен обладать такими качествами, как инициативность, готовность к оправданному риску. Признак профессионализма является одним из основных. Неслучайно в развитии теории предпринимательства существовало несколько направлений, связанных с исследованием этого признака.[11]

Также предпринимательская деятельность характеризуется рисковым характером. Под коммерческим риском в юридической и экономической литературе понимают возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущениями с его стороны. Предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли. В соответствии с гражданским законодательством прибыль является безусловной целью предпринимательской деятельности.

Квалифицирующим признаком предпринимательской деятельности можно считать и систематический характер извлечения прибыли. Исследованию признака систематичности извлечения прибыли посвящен п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[12]: