Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Внедрение процесса оценки регулирующего воздействия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, предпринимательская деятельность является самостоятельной и инициативной. Однако существуют легальные ограничения самостоятельности, такие как установление исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц, сохранение за ограниченным кругом предпринимателей специальной правоспособности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, признание статуса несамостоятельных (ограниченно самостоятельных) предпринимателей (дочерних и зависимых хозяйственных обществ) и др.[13]

Вместе с тем обозначение признаков предпринимательской деятельности лишь через призму ее легального определения в Гражданском кодексе РФ не дает достаточного представления о сущности этой деятельности, поскольку предпринимательская деятельность призвана выполнять также социальную функцию и решать социальные задачи.[14]

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется, в том числе, с помощью договоров, в числе которых особо выделяется группа предпринимательских договоров.

Особое место в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности занимают предпринимательские договоры. Понятие предпринимательского договора многогранно. Попытки дать определение указанному понятию неоднократно предпринимались представителями юридической науки.

Термин «предпринимательский договор» довольно широко используется в научной и учебной юридической и экономической литературе, однако сущность и место названного понятия в системе договоров до настоящего времени надлежащим образом не определены.

Механизм регулирования является динамической системой, которая, как любая иная система в науке, имеет внутреннюю структуру. Динамика механизма правового регулирования может быть определена через стадии (этапы) механизма правового регулирования, аппарата, внутреннего устройства правового регулирования. В таком случае самостоятельными стадиями механизма договорного правового регулирования следует считать заключение, изменение и расторжение догoвора. Данные стадии и образуют динамику развития договорных правоотношений.[15]

М.Ф. Казанцев подчеркивает, что понятие договорного регулирования раскрывает договор с динамической стороны как эффективное средство, с помощью которого стороны сами юридически регулируют имущественные и иные отношения между собой.[16] Действительно, в самом термине «механизм договорного правового регулирования» заложена не только материальная, но и процессуальная составляющая, поскольку регулирование заключается в динамике развития правоотношений.


3. Оценка эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности

Государственная поддержка предпринимательской деятельности выступает, и это бесспорно, составной и неотъемлемой частью государственного регулирования рассматриваемой деятельности в целом.

Государственную поддержку предпринимательской деятельности, являющуюся элементом экономической жизни в услoвиях рынка, авторы определяют как совокупность мер экономического воздействия со стороны государства на сферы (производственную, непроизводственную), области (промышленную, сельскохозяйственную, строительную, научную и др.), направления (производственное, снабженческо-сбытовое, торгово-закупочное) и виды предпринимательской деятельности (финансовую, инвестиционную, инновационную и др.) в целях регулирования конкретных воспроизводственных пропорций. Эта поддержка направлена на достижение таких целей реализации экономической функции государства, как[17]:

  • стабилизация экономики, обеспечиваемой посредством использования конкретных форм государственной поддержки конкуренции, занятости, экономического роста и внешнеэкономических отношений;
  • корректировка распределения ресурсов и изменение структуры национального продукта, реализуемой посредством использования конкретных форм государственной поддержки ценового равновесия, модернизации материально-технической базы предпринимательства и ускоренного развития тех или иных отраслей, секторов и территориально-пространственных образований в экономике.

Системный подход к исследованию процесса государственной поддержки предпринимательской деятельности позволяет нам выделить в нем несколько этапов и, соответственно, рассматривать оценку эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности как один из этих этапов.[18]

С точки зрения авторов, оценку эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности следует проводить как на стадии принятия соответствующими государственными структурами решений об оказании такой поддержки, так и в процессе непосредственного оказания мер помощи и по окончании предоставления государственной поддержки. Соответственно, исследуемую нами оценку эффективности целесообразно подразделять на два вида[19]:


  • оценка предполагаемой эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности;
  • оценка фактической эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Что касается оценки предполагаемой эффективности, то в нашей стране в настоящее время осуществляются процедуры по оценке государственного регулирующего воздействия (ОРВ), в рамках которых проводится, в том числе, оценка предполагаемой эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности. На сегодняшний день 35 федеральных органов исполнительной власти регулярно направляют подготовленные проекты нормативных правовых актов на ОРВ, 44 субъекта РФ принимают участие в процедуре ОРВ[20].

Так, например, только в октябре 2015 года Минэкономразвития России опубликовало 109 заключений об оценке регулирующего воздействия, 40 из которых получили отрицательную оценку. Главной темой стали инициативы Правительства по снижению нагрузки на бизнес за счет работы над мораторием по неналоговым платежам[21]. При этом немаловажно отметить, что в процессе подготовки документов по ОРВ Минэкономразвития России, в рамках публичных обсуждений, рассматривает и учитывает мнения и замечания экспертного сообщества.

Несмотря на очевидную эффективность института ОРВ, существуют и значительные трудности, связанные как с внедрением процедуры оценки в процесс нормотворчества, так и непосредственно с самой моделью ОРВ в России. Обнаруживается существенный разрыв между требованиями, установленными в нормативных документах и реальной практикой проведения ОРВ, в связи с чем, приобретает актуальность вопрос контроля качества ОРВ, мониторинга достижения целей и результатов поддержки.

Поэтому, как считает Правительство РФ[22], развитие института оценки регулирующего воздействия, а соответственно, по мнению авторов, и оценку эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности на этапе нормотворчества, пока нельзя признать завершенными.

Что касается оценки фактической эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности, то Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года № 1276 введена оценка деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации[23], которая предполагает оценку предпринимательским сообществом условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение предпринимательского климата, повышение доступности энергетической инфраструктуры, улучшение предпринимательского климата в сфере строительства, качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры и многое другое.


Необходимость совершенствования подходов к оценке фактической эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России, по нашему мнению, вполне очевидна. Это обусловлено наличием определенной группы проблем, связанных как с недостатками механизма предоставления конкретных форм поддержки, так и с отсутствием единых критериев и единой методики оценки эффективности использования этих форм и системы государственного поддержки предпринимательской деятельности в целом.[24]

В настоящее время использование процедур ОРВ, введение в субъектах РФ уполномоченных по защите прав предпринимателей, участие в деятельности координационно-совещательных органов различного уровня существенно расширили возможности государственных структур и предпринимательского сообщества оценивать существующие и предполагаемые к введению новые формы государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Однако, улучшению качественных и количественных характеристик оценки эффективности рассматриваемой поддержки препятствует отсутствие научно обоснованной универсальной методики, применимой как для оценки предполагаемой, так и фактической эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ, что, соответственно, актуализирует необходимость ее разработки. Это тем более важно, если учитывать, что в современных реалиях России именно государственная поддержка предпринимательской деятельности относится к разряду определяющих факторов ускорения темпов и качества экономического роста и формирования экономики инновационного типа.[25]

Заключение

Подведя итог исследования, необходимо отметить, что предпринимательство в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.

Проведение процедуры оценки регулирующего воздействия позволяет избежать необоснованных и избыточных издержек, нецелевых бюджетных расходов и нечётких формулировок в нормативно-правовых актах, но не с целью встать на чью-то сторону, а с целью зафиксировать факты: при введении регулирования издержки для определенных субъектов составят одну величину, а для других – вторую величину, выгоду.


Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

В процессе работы были решены следующие задачи:

  • изучена сущность процесса оценки регулирующего воздействия;
  • исследован механизм правового регулирования предпринимательской деятельности;
  • проанализированы характеристики оценки эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Механизм договорного правового регулирования прочно входит в понятийный аппарат и играет одну из ведущих ролей в регулировании предпринимательских отношений.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. – N 31. – ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. – N 32. – ст. 3301
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета, 08.11.2006. – N 250
  4. Указ Президента РФ от 10.09.2012 N 1276 (ред. от 04.11.2014) "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 17.09.2012. – N 38. – ст. 5068
  5. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р (ред. от 28.08.2012) <Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции> // Собрание законодательства РФ, 27.06.2011. – N 26. – ст. 3826
  6. Батуева Д.В. Институт оценки регулирующего воздействия в Российской практике // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2015. – № 19. – С. 133-138
  7. Казанцев М.Ф. Гражданско-правовое договорное регулирование в системе правового регулирования // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2011. – № 11. – С. 438
  8. Позднякова Т.А., Дзантиева 3.А. Оценка эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения, 2015. – № 9 (22). – С. 85-88
  9. Рубцова Н.В. К вопросу о стадиях механизма договорного правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия «Право», 2015. – № 3 (44). – С. 107-112
  10. Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162537 (дата обращения: 09.02.2016)
  11. Обзор заключений ОРВ за октябрь 2015 года / Новости Минэкономразвития. – [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – https://orv.gov.ru /Content/ Item? n= 11510. (дата обращения: 09.02.2016)
  12. Дзантиева З.А. Система государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/867.pdf. (дата обращения: 09.02.2016)
  13. Что такое оценка регулирующего воздействия? [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – https://ria-center.hse.ru/about (дата обращения: 09.02.2016)