Файл: Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Баланс как историческая категория.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторические аспекты формирования бухгалтерского баланса
1.1 Этапы развития бухгалтерского баланса в России
1.2 Предпосылки развития бухгалтерского баланса и требования к составлению
2. Бухгалтерский баланс в современной рыночной экономике
2.1 Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике
Введение:
Бухгалтерский баланс - форма финансовой отчетности, характеризующей имущественное положение организации на определенный момент времени. Современная форма баланса имеет вид сводной таблицы, в которой находят отражение два равновеликих понятия - активы, т. е. ресурсы, которыми располагает организация, и источники их образования.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что бухгалтерский баланс занимает центральное место в отчетности, его показатели дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. Поэтому правильно построить бухгалтерский баланс значит: полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии.
Основными задачами, поставленными перед данной курсовой работой являются:
- Изучить этапы развития бухгалтерского баланса в России.
- Рассмотреть предпосылки развития бухгалтерского баланса и требования к его составлению.
- Выявить современную сущность содержания бухгалтерского баланса.
- Изучить и разобрать сущность, цели значение и функции бухгалтерского баланса в России и за рубежом.
- Рассмотреть виды и формы бухгалтерских балансов, последовательность и методику их составления.
Целью данной курсовой работы выступает изучение исторического развития бухгалтерского баланса и его состояния на современном этапе.
1. Исторические аспекты формирования бухгалтерского баланса
1.1 Этапы развития бухгалтерского баланса в России
Термин «баланс» (от французского - весы) применяется в экономике как эквивалент уравновешивания количественного выражения отношений между сторонами какой-либо деятельности.[1] Баланс - краеугольный камень отечественной теории бухгалтерского учета. Такие основополагающие теоретические положения, как классификация счетов и фактов хозяйственной жизни, обоснование двойной записи и правило составления бухгалтерских проводок, всецело основаны на форме главного отчётного документа.[2]
Формирование бухгалтерского учета и отчетности в России происходило под влиянием западных теорий, однако бухгалтерский учет нашей страны базировался на принципах и методах, обусловленных российской экономикой и менталитетом. В развитии бухгалтерской отчетности в России можно выделить пять этапов:
- Становление (1898 – 1916 гг.);
- Отчетность во времена военного коммунизма (1917 – 1921 гг.);
- Отчетность в период нэпа и годы ВОВ (1921 – 1945 гг.);
- Отчетность в послевоенные годы в условиях жесткой административной системы (1946 – 1980 гг.);
- Отчетность на современном этапе – рыночные отношения в России (1981 – 2010 гг.).
Первый этап (1898 – 1916 гг.)
Связан с применением положения о государственном промысловом налоге, в котором отдельные статьи посвящены бухгалтерской отчетности. Положение было утверждено 8 июня 1898 г. при императоре Николае II и состояло из 7 глав и 180 статей. Своим строением и содержанием Положение напоминает главу 25 налогового кодекса РФ.
В Положении определены плательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога.
Статьи 102 – 113 главы 4 положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правления предприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием или соответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансы предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным контролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «О государственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансов России была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения о государственном промысловом налоге». В данном документе был определен перечень предприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность. В их число входили:
- Торговые и промышленные предприятия, принадлежащие акционерным обществам и компаниям, паевым и иным товариществам, в том числе обществам потребителей;
- Акционерные коммерческие и земельные банки и ломбарды;
- Городские и заемные кредитные общества и общества взаимного кредита;
- Городские, земские и сословные общественные банки и ломбарды, ссудосберегательные товарищества и кассы и другие кредитные учреждения, которые на основании уставов обязаны публиковать отчеты о своих операциях.
Операционным годом признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Заключительному балансу предприятия должны были соответствовать в отчете отдельные счета, составляемые с такой полнотой и подробностью, чтобы из них было видно, какие именно операции и в каком размере каждая производились в течение отчетного года, какие результаты получены по каждой операции и какие по каждому счету заключительные статьи перенесены в актив и пассив баланса, который в точности выражает состояние предприятия на день заключения его операционного года.
В законодательной базе дореволюционного периода отсутствуют вопросы организации счетоводства и отчетности. Вопросы организации учета, полного и достоверного отражения хозяйственной деятельности предприятия в отчете не привлекали внимания законодателей. Это считалось частным делом предприятия, его коммерческой тайной и зависело от усмотрения владельца и бухгалтера.
Практически до 1910 года, несмотря на ссылку в Положении о государственном промысловом налоге, формы отчетов установлены не были.[3]
Второй этап (1917 – 1921 гг.)
До 1917 года отличительным признаком учета в России являлась его территориально-экономическая ограниченность. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных отраслей хозяйства, так и для отдельных ветвей промышленности. Учет был, замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объем учета, и область его применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционной России.
Революция 1917 года, в результате которой все главные отрасли торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль. С другой стороны, крупный масштаб государственного и кооперативного хозяйства выдвигал в качестве единого планового руководства этим хозяйством. Отсюда второе требование законодательства к счетоводству и отчетности – представление своевременных, полных учетно-отчетных данных, на основе которых руководящие центры могли составлять планы хозяйственной деятельности и регулировать их выполнение. 5 декабря 1917 г. было издано Постановление СНК «Об образовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная государственная бухгалтерия, на которую были возложены обязанности по учету денежных средств и имущества, составление годовых бухгалтерских отчетов о доходах и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.
Третий этап (1921 – 1945 гг.)
С переходом в 1921 году к новой экономической политике государство стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной жизни и основным распределителем материальных благ.
Форма счетоводства законодательным актом не предусматривалась, предприятиям было предоставлено право избрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойной бухгалтерии.
К 1925 году сложился следующий состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого к публикации государственным трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от 23.01.25 г. № 330:
АКТИВ |
ПАССИВ |
Имущество |
Капиталы |
Материалы |
Займы и кредиты |
Товары и готовые изделия |
Кредиторы |
Денежные средства и ценные бумаги |
Прибыль |
Подотчетные суммы |
|
Обязательства и документы к получению |
|
Убыток |
Каждый раздел имел подробный перечень дополнительных статей.
Нетрадиционным для современного понимания в структуре баланса является расположение статьи «Убыток» в активе, а «Прибыль» в пассиве баланса. Счет прибылей и убытков являлся аналогом современной формы отчета о прибылях и убытках, однако по содержанию разделов и статей с данным отчетом имеет мало что общего. Форма этого отчета 1925 года по дебету содержала разделы, характеризующие убытки, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, а также отдельные виды расходов; по кредиту соответственно приводилась расшифровка прибылей.
В 1927 – 28 годах государство продолжает контролировать процесс публикации бухгалтерских отчетов. В «Известиях НКФ СССР» от 01.12.27 г. № 8 (323) была опубликована «Инструкция об обязательных формах публичной отчетности». Далее приказом по ВСНХ РСФСР и НКФ РСФСР от 10.03.28 г. № 405 «Об обязательных формах публичной отчетности и об обмене контокоррентными выписками» была закреплена обязанность государственных промышленных и торговых предприятий публиковать заключительные балансы, счета прибылей и убытков и сведения о распределении прибылей и покрытии убытков по формам, утвержденным вышеназванной Инструкцией.
До 1926 года в российском законодательстве не имелось детально разработанных правил по составлению балансов. Несмотря на то, что законодательно уполномоченные структуры издавали для подведомственных им хозорганов подробные инструкции по составлению балансов и отчетов, однако эти инструкции не были обязательными к исполнению для других ведомств. Этот существующий пробел законодатели попытались устранить изданием Правил составления балансов и исчисления амортизационных исчислений, утвержденных Советом труда и Обороны 28 июля 1926 г.
Совершенствование отчетности анализируемого периода происходило по линии усложнения и унификации структуры основной отчетной формы – баланса. Так, согласно Инструкции ВСНХ СССР «Формы годового отчета и баланса на 1 октября 1929 г.» типовая форма баланса хозоргана, подведомственного ВСНХ (треста, синдиката, акционерного общества), включала 14 разделов статей в активе и 13 разделов в пассиве. Примерно такой же детализацией отличался баланс торговых предприятий, подведомственных Наркомторгу СССР.
В 1938 году после проведения балансовой реформы, основной целью которой было стремление сделать баланс более пригодным для анализа финансового состояния предприятия, состав статей и их расположение изменилось. Баланс был очищен от ряда регулирующих статей, основные средства стали отражаться по остаточной стоимости.
Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских отчетов регламентировало Положение о бухгалтерских отчетах и балансах от 1936 года, действовавшее до сентября 1951 года.[4]
Четвертый этап (1946 – 1980 гг.)
В первой половине 1950-х годов отмечались тенденции к сокращению бухгалтерской и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса.
На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось в директивах советского правительства. Так, например, ЦСУ СССР и Министерство финансов СССР в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 год заметно сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.
Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее число показателей баланса выросло с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.
Перегруженность форм бухгалтерской отчетности различными аналитическими статьями была очевидна. Процесс подготовки и представления комплекта бухгалтерских и статистических отчетов был неоправданно трудоемким.
Наиболее значимым документом, регламентирующим порядок составления отчетности в конце 1970-х годов, было Положение о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.79 г. № 633. положение устанавливало порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов всеми объединениями, предприятиями и организациями (кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете).
Пятый этап (1981 – 2010 гг.)