Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Социально-экономические основания спортивного бизнеса
1.1 Спорт как отрасль социально-культурной сферы
1.2 Экономика физической культуры и спорта
Глава 2 Спортивный бизнес как вид предпринимательской деятельности
2.1 Предпринимательская деятельность в сфере спорта
2.2 Особенности бизнеса в профессиональном спорте
Глава 3 Анализ деятельности спортивных федераций на мировой арене
3.1 Международная федерация студенческого спорта
3.2 Особенности деятельности спортивной федерации студенческого спорта Республики Казахстан
Введение
Спорт в современном обществе является одной из важных культурных ценностей, влияющих на разлитие личности [8]. Занятия спортом и физическое воспитание имеет большое значение для лучшего освоения своей будущей специальности студентами, для повышения их работоспособности в период обучения.
Российское общество и государство нуждаются в физически развитых людях, в укреплении здоровья своих граждан. Между тем в 2000-ые годы по данным Минобрнауки РФ, только 10% выпускников российских школ признавались здоровыми [10]. В настоящее время уровень охвата населения занятиями спортом в России ниже, чем в развитых европейских странах. Согласно данным опросов в Германии занимаются спортом на систематической основе 74% населения, а в России этот же показатель равен 22%. В систематические занятия, организованные в секциях и группах, вовлечено ещё меньшее число — 9% [6]. Одной из причин такого положения является дезинтеграция системы государственного управления институтом спорта, вызванная несовершенством законодательства в области физической культуры и спорта, имеющимися разногласиями между центром и регионами.
Усиление процессов глобализации как общемировой тенденции требует от человеческого фактора укрепления таких его компонентов, как состояние здоровья граждан и их активное долголетие. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [5] подчеркнула высокую значимость спорта в развитии человеческого потенциала и улучшении качества жизни граждан России. К числу основных направлений реализации государственной политики в области спорта были отнесены разработка и формирование организационной основы управления развитием спорта, совершенствование взаимодействия субъектов спорта, разработка комплекса мер по развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта (см. п.1 раздела 10). Для решения задач в этой сфере необходимы развитие спортивного бизнеса и совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий субъектов спорта. Следовательно, необходимо создавать и совершенствовать организационно-экономические механизмы не только государственного регулирования и финансирования спорта, но и рыночного саморегулирования спортивно-оздоровительной деятельности, т.е. привлекать частные средства граждан и коммерческие инвестиции малого, среднего и крупного бизнеса России.
Таким образом, изучение предпринимательской деятельности в спортивной индустрии в экономике России представляется актуальной проблемой и является целью курсовой работы.
Исходя из цели, решаются следующие задачи:
1) раскрыть понятие социально-экономических оснований спортивного бизнеса;
2) рассмотреть особенности предпринимательской деятельности в индустрии спорта;
3) на примере спортивных организаций на мировой арене освятить практический аспект курсовой работы.
В научное исследование спорта и бизнеса в их различных аспектах большой вклад внесли российские специалисты многих отраслей знания, в частности, педагогики, социологии, экономики, юриспруденции и других дисциплин.
Теоретической и методологической основой реферативной работы послужили теоретические положения и концептуальный аппарат, разработанные отечественными и зарубежными учеными в области сферы физической культуры и спорта и предпринимательской деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Социально-экономические основания спортивного бизнеса
1.1 Спорт как отрасль социально-культурной сферы
Сохранение и укрепление здоровья человека, продление творческой активности и трудоспособности граждан России - насущная социальная задача. В ее решении важную роль играют физическая культура и спорт. Согласно Закону «О физической культуре и спорте» физическая культура – это «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» (ч.26 ст.2) [2]. Понятие «спорта» в Законе отличается от понятия «физической культуры» тем, что спорт это «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» (ч.12 ст.2) [2].
В научной и учебной литературе чаще всего высказывается суждение, что физическая культура - часть общей культуры общества, утверждается, что спорт является частью физической культуры, как часть целого. Но существует и иная позиция, согласно которой спорт и физическая культура — самостоятельные социальные феномены, имеющие существенные функциональные различия и методологические несовпадения, включая особенности генезиса и развития [15].
В литературе отмечается, что термин «физическая культура» за рубежом почти не употребляется. Термин «физическая культура» в его оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах, как правило, объединяется с понятием «спорт» [8]. Представляется правильной позиция, согласно которой «спорт в большой части входит в состав физической культуры … Но спорт в целом не поглощается понятием «физическая культура» [23]. В России под физической культурой, как правило, понимается непрофессиональный оздоровительный спорт и его инфраструктура, т.е. подготовка и занятия спортсменов-любителей (физкультурников). А в термин «спорт» часто вкладывается тот смысл, что это в большей степени профессиональная и коммерциализированная деятельность спортсменов и тренеров, т.е. специально обученных и более подготовленных людей, чем физкультурники.
Термин «спорт» происходит от английского слова sport (сокращение от первоначального старофранц. desport), которое первоначально означало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желание и способность выделиться. Длительное время спорт рассматривался не как автономный вид человеческой деятельности, а только как средство физического воспитания. Современный взгляд относит спорт к числу важнейших самостоятельных явлений социальной культуры. Отличительной чертой спорта является «наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил и волевых качеств» [23].
Статья 2 Закона о спорте [2] укрупненно дифференцирует современней спорт на три большие группы: 1) массовый спорт – это «часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» (ч.4); 2) профессиональный спорт – это «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату» (ч.11); 3) спорт высших достижений – это «часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях» (ч.13).
Физическая культура и спорт входят в состав социально-культурного сферы и занимают важное место в жизни людей. Эта сфера представляет совокупную социально-культурную организацию общества и в соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» [3] включает в себя следующие группы или отрасли: образование и профессиональная подготовка кадров; наука и научное обслуживание; здравоохранение и социальное обеспечение; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание; культура, искусство и средства массовой информации; и спорт и физическая культура (код 0902); индустрия туризма, гостеприимства и рекреационных услуг [3].
Однако в литературе физическая культура и спорт не всегда рассматриваются в составе социально-культурного комплекса, иногда последний ограничивают организациями и учреждениями образования, здравоохранения и культуры. По мнению И.В. Шубарина «следует различать «отрасль физической культуры и спорта» и «сферу ФКиС»» [25]. Первая представляет собой объединение хозяйственных звеньев, связанных между собой единством целевой установки оказания услуг людям, занимающимся физическими упражнениями и спортивными играми. Вторая включает в себя помимо отрасли инфраструктуру физической культуры и спорта и предприятия смежных отраслей, для которых физическая культура и спорт является лишь сферой экономических интересов. Учет услуг физкультурно-спортивного и оздоровительного характера в качестве основного продукта отрасли позволяет обоснованно относить физическую культуру и спорт к сфере услуг [25] (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Соотношение сферы и отрасли физической культуры и спорта [25]
В спорте как отрасли социально-культурной сферы возникают и действуют свои особые процессы и закономерности развития и функционирования, которые существенно отличаются от процессов и закономерностей развития и функционирования других отраслей социальной сферы и обусловливаются внутренними и внешними факторами. В этой связи теоретически правомерно вычленять индустрия спорта как подсистему экономики, обеспечивающую взаимосвязь спорта и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности.
В конце 1980-х годов в связи с развлекательной функцией и коммерческими устремлениями положительная оценка роли спорта в социуме претерпела негативные изменения. Однако в настоящее время в мире сохраняется и доминирует распространенное в прошлом позитивное мнение, согласно которому в целом спорт формирует характер и способствует раскрытию личности - собственного «Я», дает выход агрессивной энергии человека, служит укреплению единства и солидарности в коллективе, помогает установлению дружеских отношений между спортсменами, народами и странами [8]. По мнению специалистов, в спорте реализуется патриотическая идея, когда спортсмены отстаивают престиж своей страны. Спортивные победы, исполнение гимна, подъем флага влияют на миллионы болельщиков в стране и особенно на молодежь. Спорт в России на практике успешно реализует, как, например, в ходе XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 г., большой внутренний и внешний имиджевый потенциал. Успех на спортивных аренах рассматривается как национальный символ, победы на международных соревнованиях способствуют формированию положительного имиджа России в мире и внутри страны.
1.2 Экономика физической культуры и спорта
По мнению специалистов, физическая культура и спорт - одна из быстро развивающихся отраслей народного хозяйства, которая является крупной сферой приложения имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов [17]. В научной литературе по-разному определяют содержание и место экономики физической культуры и спорта, связи последнего с бизнесом. Высказывается мнение, что с экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта [14]. В некоторых работах акцент делается на то, что к экономике физической культуры и спорта применим отраслевой подход, при котором ее правомерно рассматривать как «совокупность организаций, предприятий и производств», имеющих определенную специфику, свойственную непроизводственной сфере [17].
В соответствии с законодательством в России за отраслями социально-культурной сферы признается и фактически допускается коммерческий характер производства образовательных, медицинских, спортивных услуг, что позволяет сравнивать экономическую эффективность деятельности частных и государственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций, модели частного и государственного финансирования производства социально-культурных благ [17].
Физическая культура и спорт как отрасль экономики включают в себя совокупность организаций, предприятий, институтов, органов управления, осуществляющих производство, реализацию и потребление товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения специфического назначения [9]. Важнейшим следствием перехода физической культуры и спорта на принципы рыночной экономики стали преобразования в формах собственности, которые привели к возникновению наряду с государственными негосударственных и коммерческих форм физической культуры и спорта.
С экономической точки зрения главными особенностями физической культуры и спорта как отрасли экономики являются, во-первых, уникальный характер воздействия на состояние человеческого потенциала страны в целом, региона и здоровья каждого человека; во-вторых, вовлеченность в процессы потребления товаров и услуг практически всех членов общества, а значительной его части - на протяжении всей сознательной жизни; в-третьих, воздействие на трудоспособность и уровень производительности труда кадров всех отраслей и сфер человеческой деятельности, через физическую подготовку и создание условий полноценного отдыха; в-четвертых, долговременный характер воздействия на экономику, обусловленный продолжительностью трудовой деятельности людей; в-пятых, преобладание государственного финансирования, а значит, финансовая зависимость от наполнения и распределения средств консолидированного государственного бюджета [17].