Файл: Субъекты малого предпринимательства (предпринимательское право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему, возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» - важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Целью исследования является получение целостного представления о правовом статусе особых субъектов предпринимательства – малых предприятий, а также выработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере реализации их правосубъектности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать и обобщить существующие в науке подходы к определению понятия «малое предприятие»;

- показать место малого предприятия в системе субъектов права;

- изучить понятие и содержание государственной поддержки малого предпринимательства, ее роль в развитии малого бизнеса в России;

- провести анализ норм в сфере регулирования конкурентной среды функционирования малых предприятий;

- предложить систему методов и форм организации государственной поддержки малого предпринимательства, отвечающую современным условиям;

- сформулировать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о малых предприятиях.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования создания и деятельности малых предприятий в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы конституционного, гражданского и предпринимательского права, регулирующие механизм создания и деятельности малых предприятий в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава 1. Понятие субъекта малого предпринимательства

1.1 Значение малого предпринимательства для экономики

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы. Переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике сделал проблему предпринимательства вообще и малого предпринимательства, в частности, предметом интенсивных научных исследований. Все более осознается тот факт, что рыночная экономика, по сути, - это экономика предпринимательства и, следовательно, ее становление и развитие является одним из решающих условий создания цивилизованных рыночных отношений.

Среди российских экономистов наблюдается довольно широкий спектр мнений о содержании категории «предпринимательство». Можно выделить несколько подходов к его определению. Так, например, ряд российских ученых считают бизнесом любую деятельность по комбинированию факторов производства с целью получения прибыли[1]. С этих позиций предпринимателем может быть любой человек, действия которого максимизируют прибыль. Отдельные экономисты понимают предпринимательство как особый вид экономической активности, направленной на получение прибыли. Так, например, А.Цыганов предпринимательскую деятельность рассматривает как «процесс создания чего-то нового, обладающего стоимостью, а предприниматель трактуется им как человек, затрачивающий усилия и получающий за это денежное вознаграждение»[2].

Существует трактовка предпринимательства с позиции конструктивности: под предпринимательством следует понимать «не всякую деятельность, а только результативную, приносящую полезные результаты, обеспечивающую удовлетворение многомерных потребностей»[3]. Исходя из позиций конструктивного предпринимательства, субъектами его деятельности могут выступать или отдельные лица, или организации. К таковым не следует относить субъектов, производящих товары или услуги лишь для собственного потребления.


Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса[4]. Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов[5]. Вместе с автором, мы считаем, что именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего, стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

Следует согласиться с автором что, современное состояние малого и среднего предпринимательства позволяет считать его плацдармом для подъема экономики, динамично развивающимся сегментом рынка, который обеспечивает занятость населения и снижает нагрузку на местные бюджеты. Однако доля малых и средних предприятий в создании ВВП остается небольшой. «Если в странах Запада этот показатель составляет от 50 до 70%, то в России за счет малого бизнеса создается пока всего 12-13% ВВП»[6]. В результате реализации «Программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в стране на 2005-2008 гг.» Минэкономразвития объявил о росте доли малых предприятий в ВВП до 20% в 2008 г. В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как в США на 10000 человек населения приходится 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия с числом работников менее 20 человек, в Венгрии – 810[7].


По формам собственности малые предприятия на 96,4% представляют собой предприятия частной собственности и на 3,6% - предприятия смешанной российской и совместной российской и иностранной собственности. Больше всего малых предприятий смешанной формы собственности в образовании (13,3%), финансово-кредитной сфере и пенсионном обеспечении (11,7%), науке (10,2%) и в сфере связи (9,3%)[8].

В общем числе зарегистрированных малых предприятий доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), малые предприятия обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%)[9]. Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.

В российской промышленности малые предприятия представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех малых предприятий промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%)[10].

Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2008г. 2 трлн. 273,9 млрд. рублей, что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2007г. на 35%. В 2006г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2005г. - 36%, в 2004г. - 39%. В целом за 2004-2008 годы (по сравнению с 2000г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза.

Динамика развития малого предпринимательства в РФ стабильна на протяжении последних 5 лет: ежегодный прирост количества малых предприятий составил 5%, причем за 2008 г. этот показатель увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 100 тыс. компаний[11]. Их этих показателей делаем вывод, о том, что граждане умеют и хотят вести бизнес в России. Кроме того, крупный бизнес проигрывает малому предпринимательству в части создания новых рабочих мест: в сфере малого бизнеса их создано уже 800 тыс. А темпы роста инвестиций малого бизнеса в три раза превышают аналогичный показатель в целом по экономике.

Новым Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 27 июля 2007 года №» 209-ФЗ, вступившем в силу с 1 января 2008 года[12], органам региональной и местной власти вменяется в обязанность поддерживать и развивать малый бизнес, то есть они должны формировать соответствующие программы поддержки и выделять на эти цели бюджетные средства. Такая норма, на наш взгляд, позволит привлечь значительно больше ресурсов в сферу малого бизнеса. Если за 2005-2007 гг. из федерального бюджета на эти цели было выделено около 8,5 млрд., а с учетом регионального софинансирования общая сумма составила около 17 млрд. рублей, то в 2008-2010 гг. она возрастет до 25 млрд. рублей[13]. Как пояснил директор Департамента МЭРТ Андрей Шаров, «этот закон, с одной стороны, является законом прямого действия, с другой стороны - носит рамочный характер. Таким образом, в него можно вносить те или иные необходимые поправки с целью стимулировать развитие этого сектора отечественной экономики»[14]. Андрей Шаров также подчеркнул, что принятый закон обязывает местные власти поддерживать малый и средний бизнес и четко прописывает основания для предоставления государственной поддержки тем или иным предприятиям этого сектора.


Кроме того, ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» позволяет вносить изменения и дополнения в другие законодательные акты, регулирующие деятельность малого бизнеса. Сравнительный анализ утратившего силу Закона № 88-ФЗ и вступившего в силу с 1 января 2008 года Закона № 209-ФЗ представим в Приложении 1.

В Красноярском крае принята программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на 2008—2010 годы[15], ставшая продолжением аналогичной программы, которая действует в крае уже много лет, а также городская целевая Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Красноярске» на 2008-2009 годы[16], разработанная в целях стимулирования развития малого предпринимательства на территории города Красноярска и ряд постановлений Совета администрации Красноярского края, основанных на краевой целевой программе.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, условие нормального ее функционирования. Суть малого предпринимательства заключается в умении оценить потенциальную прибыльность дела в сочетании со способностью наиболее выгодно распределить ресурсы. Сущностную характеристику понятия малого предпринимательства раскрывает содержательная модель, представленная в Приложение 2. Она предполагает, что, соединяя воедино комплекс ресурсов (человеческих, финансовых, инвестиционных, информационных, и непосредственно предпринимательские способности как ресурс) предприниматель в результате максимизирует свои возможности и удовлетворяет социально-экономические потребности, как свои, так и потребителя.

Являясь не только основным структурообразующим фактором рыночной экономики, важной движущей силой ее развития, но и социально значимым элементом общества, обеспечивающим оперативное использование высвобождаемых и неиспользуемых трудовых ресурсов, активизирующим инициативную деятельность населения, малое предпринимательство положительно воздействует на все социально-экономические процессы в развитых странах.

1.2 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства

Общественно-политическая роль малого бизнеса в России признана государством. На необходимость развития малого бизнеса в стране указано в Послании Президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008г., где поднял самые наболевшие проблемы, что касается малого бизнеса: «Бюрократия периодически "кошмарит" бизнес, чтобы не сделал чего-то не так. Мы должны реально помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий. Подчеркну, что все это - задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это - задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности»19/1. И послание В.В. Путина Федеральному собранию еще в 2002 году, а именно: «Малый бизнес важен для страны в целом. В этой связи хочу обратиться к региональным властям. Ваша поддержка малому бизнесу сегодня абсолютна необходима. Решения федеральных властей по-настоящему заработают лишь при наличии реальных действий на территориях России»[17].