Файл: Построение организационных структур( Теоретические аспекты построения организационных структур).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты построения организационных структур

1.1. Понятие организационной структуры и требования к ее построению

1.2. Типы организационных структур

2. Характеристика компании ООО «ЧитаЗайм»

2.1. Краткая характеристика компании ООО «ЧитаЗайм»

2.2. Нововведения, которые могли бы оптимизировать и улучшить работу компании ООО «ЧитаЗайм»

3. Интеграция в организационной структуре компании ООО «ЧитаЗайм»

3.1. Сущность интеграционных процессов

3.2. Интеграция в организационной структуре компании ООО «ЧитаЗайм», как совершенствование действующей структуры управления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом.

Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру. Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер подчиненности друг другу и высшему органу управления компании, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Целью курсовой работы является построение организационных структур.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические аспекты построения организационных структур;

2) Предоставить характеристику компании ООО «ЧитаЗайм»;

3) Выявить интеграцию в организационной структуре компании ООО «ЧитаЗайм».

Данная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность, цель и задачи исследования, трех глав, непосредственно раскрывающих тему исследования, заключения и списка использованной литературы.


Общий объем курсовой работы составляет 30 страниц машинописного текста.

1. Теоретические аспекты построения организационных структур

1.1. Понятие организационной структуры и требования к ее построению

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам компании и была приспособлена к ним. Организационная структура создает фундамент, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Организационная структура управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления – вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня. В зависимости от соотношения уровней и структурных подразделений различают линейную, функциональную, линейно-функциональную,дивизиональную, матричную и матрично-штабную типы организационных структур.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

Организационная структура является ключевым параметром организации. Представляя собой важнейшую внутреннюю ситуационную переменную, организационная структура играет роль ключевой конструкции предприятия.

Организационная структура конкретного предприятия - это комбинация различных типов департаментизации. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные подходы к построению организационной структуры. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной стадии к другой и на этапе активного роста и развития компании. Грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления.


Построение организационной структуры включает следующие этапы:

1) Анализ функционирования компании;

2) Оценка существующей системы распределения функций;

3) Выработка рекомендаций по оптимизации численности персонала;

4) Построение организационной структуры;

5) Разработка плана внедрения организационной структуры и изменений в работе персонала;

6) Проведение для персонала информационных мероприятий.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее главное назначение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры. Рассмотрим пять этих принципов более подробно:

- Оптимальность – сокращение числа ступеней и уровней управления при установлении рациональных связей между ступенями, уровнями и звеньями управления.

- Адаптивность – приспособляемость структуры к изменениям внешней среды.

- Оперативность – быстрота реакции на принятие управленческих решений, а также быстрое и чёткое их доведение до управляемой системы.

- Надёжность – достоверность передачи всей информации от управляющей системы к управляемой.

- Экономичность – минимизация затрат на содержание аппарата управления, при условии обязательного выполнения поставленных задач.

Осуществление этих принципов означает необходимость ведения учета при формировании структуры управления.

Главный фактор, задающий параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации, где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, формируются специализированные звенья, слаженная работа которых требует координации и контроля.

Так же существует ещё несколько факторов, которые влияют на формирование организационной системы управления:

- Сочетание специализаций процессов управления с концентрацией однородных управленческих работ. Специализация способствует росту функциональных отделов и функциональных исполнителей и это является большим недостатком структуры.


- Иерархическая структура производства. Структура аппарата управления должна соответствовать иерархической структуре производства. Каждая ступень организации производства должна иметь соответствующий ей орган управления. Упразднение ступеней влечет за собой упразднение органа управления.

- Район местонахождения организаций.

- Уровень квалификации управленческих работников, степень механизации и автоматизации их труда.

Сфера контроля – это зависимость между численностью подчиненных и возможностью контроля их действия со стороны руководителя.

1.2. Типы организационных структур

Структура управления характеризуется её основными элементами – органами управления и связями между ними. Связи между органами управления и работниками бывают вертикальными и горизонтальными.

Вертикальные связи делятся на линейные, определяющие обязательное подчинение по всем вопросам управления, и функциональные, определяющие подчинение по определённой группе вопросов.

Горизонтальные связи – это связи между равноправными органами управления. Характер связей определяет типы структур управления.

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: иерархический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

К иерархическому типу структур относятся следующие организационные структуры управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- дивизиональная.

К органическому типу структур относятся следующие организационные структуры управления:

- проектная;

- матричная.

Рассмотрим характеристики иерархического и органического типа управления организации (Табл. 1).

Таблица 1 - Характеристики иерархического и органического типа управления организации

Итак, мы имеем два основных типа управления организаций это иерархический и органический типы управления, которые по-своему уникальны. Эти типы управления также делятся на отдельные структуры, которые мы в дальнейшем рассмотрим более подробно.

Начнем рассмотрение с иерархического типа управления:

1) Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.


Преимущества линейной организационной структуры:

- Простое построение;

- Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;

- Жесткое руководство органами управления;

- Оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки линейной организационной структуры:

- Затруднительные связи между инстанциями;

- Концентрация власти в управляющей верхушке;

- Сильная загрузка средних уровней управления.

На рисунке 1 представлен пример линейной структуры управления организацией.

Руководитель организации

Руководитель подразделения

1

Руководитель подразделения

2

Руководитель подразделения

3

Руководитель подразделения

4

Исполнители подразделения

1

Исполнители подразделения

2

Исполнители подразделения

3

Исполнители подразделения

4

Рисунок 1 - Линейная структура управления организацией

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. Руководитель данного вида структурного управления имеет несколько подчинённых.

2) Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Преимущества функциональной организационной структуры:

- Сокращение звеньев согласования;

- Уменьшение дублирования работ;

- Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней;

- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

Недостатки функциональной организационной структуры:

- Неоднозначное распределение ответственности;

- Затруднённая коммуникация;

- Длительная процедура принятия решений.

- Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.