Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки
1.1. Понятие и сущность менеджмента
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
1.3. Периоды развития основных подходов и школ менеджмента
ГЛАВА 2. Анализ школ управления
2.1. Подход научного управления
2.3. Подход с точки зрения человеческих отношений
2.4. Подход с точки зрения науки управления и количественный подход
ГЛАВА 3. Основные подходы к управлению
Менеджмент — синтетическая наука. В нем используются результаты многих других наук
Основные сопутствующие науки – это экономика народного хозяйства и экономическая теория. Основой менеджмента являются науки об управлении различными объектами, это и управление людьми, их мотивацией, управление организацией производственного процесса, рассмотрение процесса как системы. Важная роль в менеджменте принадлежит психологии, которая изучает человека, его способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Также очень важно формирование благоприятного психологического климата в коллективах предприятий, фирм, компаний; способности менеджеров находить общий язык, общаться с персоналом, раскрывая творческий потенциал сотрудников.
Рассматривая природу управления можно отметить, что управление в качестве специальной общественной функции выделилось благодаря росту масштабов совместной деятельности людей. Руководители групп работников, участвующих в едином производственном процессе, с увеличением объемов производимой продукции, работ, услуг физически не могли успешно руководить одновременно производственными операциями и эффективно и своевременно выполнять необходимые для этого функции по управлению. Именно поэтому управленческая деятельность выделилась в обособленную самостоятельную работу, реализуемую специально подготовленным людьми. Таким образом, природа возникновения управления связана с масштабной совместной деятельностью людей или, другими словами, с кооперацией. В современном мире управлением занята примерно десятая часть работоспособного населения.
Сущность менеджмента заключается в следующем: известно, что один человек сам управляет собой, т.е. действиями, осуществляемыми единолично по собственным планам. В отличие от этого совместная деятельность многих людей требует всестороннего согласования и координации в процессе её осуществления. Эффективность совместной деятельности зависит от того, насколько качественно и всесторонне были согласованы действия её участников. Этот факт общеизвестен, и он объективен. Поэтому необходимым условием достижения целей управления является соответствие деятельности всех участников процесса целям организации, согласованность этих действий, а также её поддержание в данном процессе. Следовательно, сущность управления состоит в его функции обеспечивать согласованность кооперированной деятельности людей.[6]
Что же такое управление, как наиболее полно и точно сформулировать это понятие? Рассмотренная выше сущность управления дает ключ к решению этой задачи. Однако многогранность этой специфической интеллектуальной работы не позволяет раскрыть его основные черты. Существует около 300 различных формулировок понятия «управление», в которых отражены только отдельные стороны, аспекты этой деятельности. Однако с позиции кибернетики как науки об общих законах управления сделать это возможно. представлен типовой, или универсальный, контур управления, т.е. общая схема для объектов различной природы.
3.2. Системный подход
Основой системного подхода является рассмотрение организации, как совокупности различных элементов. Этими элементами являются работники, непосредственная структура организации, её цели, задачи, применяемые технологии.
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система.
Система— это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Примерами систем могут выступать машины, телевизоры. Они состоят из различных частей, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом для создания чего-то единого, скажем изображения на телевизоре.
Если какая-то часть (деталь) перестает работать, или работает недостаточно хорошо – невозможно получить изображение, либо оно получается значительно искаженным. То же самое можно сказать и об организациях.
Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части её взаимозависимы. Не имеет никакого значения, насколько упорно работает управляющий национальной службой сбыта «Ар Си Эй», стараясь привлечь новых покупателей видеомагнитофонов, если конструкции, разрабатываемые техническим отделом, несовершенны, люди на конвейерах «Ар Си Эй» отказываются собирать выпускаемое оборудование, или же компания не может оплатить поставку комплектующих деталей. [7]
Точно также, как врач будет собирать информацию о вашем дыхании, об обмене веществ, пульсе, привычках в еде и о других жизненно важных функциях, прежде чем поставить диагноз и выписать вам лекарство, так и хороший руководитель должен собирать информацию обо всех существенных элементах организации, для того чтобы диагностировать проблемы и предпринимать корректирующие действия.
В литературе рассматривается два типа систем – это закрытые системы и открытые системы. Закрытая система не учитывает влияние внешней среды, она имеет определенные границы функционирования. Открытая система – это та система, которая активно взаимодействует с внешней средой. Данная система не является самообеспечивающейся, она во многом зависит от той информации, материалов, направленных действий извне. Достоинством данной системы является её способность приспосабливаться к внешним изменениям.
Все организации, предприятия, фирмы являются открытыми системами, т.к. они активно взаимодействуют с внешней средой. Успех организации зависит от того, насколько эффективно происходит данное взаимодействие, насколько эффективно данная организации смога приспособиться к внешним условиям функционирования.
В целом можно отметить, что различные подходы, выдвигаемые различными школами управления, не могли точно описать все ситуации, т.к. практически в каждом случае предполагалось, хоть и не явно, что организации эти – закрытые системы. И внешняя среда как таковая не рассматривалась как главная составляющая управления.[8]
Системный подход — общепризнанный методологический и научно-практический метод формирования, изучения и преобразования объектов различной природы. Использование его в менеджменте основано на следующих главных положениях.
Управленческая деятельность, или что то же самое — управление, менеджмент рассматривается в качестве многомерной сложной системы, состоящей из входящих в её состав различных подсистем. Субъект управления — это также система или управляющая подсистема, а объект — управляемая. Фирма, компания, вообще предприятие состоит из субъекта управления или администрации заводоуправления и объекта управления — производственных подразделений.
Организация (фирма, предприятие) представляет собой систему, состоящую из подсистем: административной, экономической, финансовой, производственной, технической, технологической, закупочно-сбытовой, социальной, демографической и др.
Эти подсистемы в процессе функционирования организации системно взаимодействуют между собой таким образом, что каждое изменение в одной из подсистем влечет за собой соответствующие изменения во всех других подсистемах и в системе организации в целом. Иными словами, организация есть система систем.
Функционирование организации-системы рассматривается как процесс её взаимодействия с внешней средой. Причем главное влияние на этот процесс оказывают внутренние закономерности формирования и функционирования организации-системы. [9]
Менеджмент является не только наукой. На наш взгляд менеджмент – это искусство. Реальная управленческая деятельность по своему содержанию намного богаче, разностороннее, чем теоретические положения, лежащие в её основе. Действия менеджеров очень тонко должны улавливать специфику конкретных ситуаций. Менеджер работает в динамичной среде, когда постоянно происходят изменения во внешней и внутренней среде организации. Задача сводится к тому, чтобы постоянно держать под контролем и характер этих изменений, и действовать сообразно им.
Важным условием эффективности действий менеджеров является фактор времени. Важно уловить момент, когда именно следует осуществить те или иные управленческие действия, верно сориентироваться во временной ситуации, учесть все аспекты изменившегося положения и его будущего развития и принять оптимальное решение.
Менеджер постоянно взаимодействует с персоналом организации, потребителями её продукции, поставщиками сырья и комплектующих, коллегами, органами государственного и хозяйственного управления. Это очень большой круг людей с различными истинными и формальными интересами, разными характерами, находящимися в том или ином психическом состоянии. Это также требует адаптации методов менеджмента к этим изменяющимся факторам. Ни одна теория или модель поведения не может охватить всех сложностей управленческих ситуаций. Это способен сделать только конкретный человек — участник такого многообразного и сложного процесса, наделенный не только знаниями теории управления, но и опытом, деловыми качествами, интуицией. Поэтому менеджмент объективно является искусством, где человек быстро оценивает все факторы, характеризующие реальную ситуацию, и на основе этого принимает наилучшие решения.
3.3. Ситуационный подход
Основной мыслью ситуационного подхода является то, что применение различных методов управления может быть эффективным только с точки зрения учёта всех факторов ситуации. В различных ситуациях необходимо применять различные методы управления и то что приемлемо для одной организации не обязательно подходит другой. Т.к. на деятельность организации оказывает влияние масса факторов, не существует единого стандартного эффективного метода управления. Самым лучшим методом управления становится тот, что наиболее отвечает сложившейся ситуации.
Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.
Идея о том, что конкретная ситуация оказывает влияние на принятие решения была высказана ранее Мери Паркер Фоллет, которая в 20-е года писала о «законе ситуации». Данный автор подчеркивала важность учёта тех или иных условий в каждой конкретной ситуации. [10]
Немного позднее, в 1948 году Р.Стогдилл проводил исследование главных качеств людей обладающих лидерскими способностями. Данное исследование показало, что те или иные лидерские качества также по разному проявляются в зависимости от той или иной ситуации.