Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки
1.1. Понятие и сущность менеджмента
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
1.3. Периоды развития основных подходов и школ менеджмента
ГЛАВА 2. Анализ школ управления
2.1. Подход научного управления
2.3. Подход с точки зрения человеческих отношений
2.4. Подход с точки зрения науки управления и количественный подход
ГЛАВА 3. Основные подходы к управлению
Но ситуационный подход получил широкое распространение только в 60-е годы, когда смежные науки об управлении также подтвердили важность учёта влияния тех или иных факторов на управление.
Также значительно ситуационный подход проявляется при рассмотрении управления в системе различных культур. Практически ни у кого не вызывает сомнения эффективность японских методов управления, однако их применение невозможно или не дает того же результата в странах с другой культурой, другими традициями
Системный и ситуационный подходы имеют много общего. Данные подходы не предполагают каких-либо определенных действий, они говорят о том, что к решению той или иной проблемы в организации нужно подходить с точки зрения учёта всех факторов и конкретной ситуации.
Разработка ситуационного подхода была построена на увязке тех или иных концепций управления с конкретной рабочей ситуацией. Учет факторов конкретной ситуации при правильном применении конкретных теорий управления позволяет добиваться поставленных целей перед организацией и делать это более эффективно.
Вообще сам ситуационный подход подчеркивает, что именно конкретная сложившаяся ситуация оказывает большое влияние на эффективность принятия того или иного управленческого решения. Их принятие невозможно «по шаблону», нужно учитывать все факторы, оказывающие то или иное влияние.
3.4. Менеджмент на рубеже XXI века
Характерной чертой современного менеджмента являются его принципиальные отличия от классического управления. Эти отличия касаются главным образом способов обеспечения его эффективности.
В современном менеджменте смещены приоритеты факторов эффективности в сторону отхода от теории рациональной бюрократии, которая по-прежнему признается одним из величайших достижений человечества в области построения и функционирования современных организаций, реализующих различные цели в разнообразных сферах совместной деятельности людей. Нынешняя теория и практика менеджмента не считает, что эффективное управление организацией определяется главным образом и прежде всего такими факторами как рациональная организация производства и развитая специализация; жесткое регламентирование функциональных обязанностей персонала и контроль за их неукоснительным выполнением; снижение издержек производства и использование авторитарно-эксплуатирующего стиля управления, снижающего активность и творчество персонала.
Вместо названных факторов эффективности менеджмента приоритетными признаются: гибкость систем управления; их возможность адаптироваться к условиям внешней среды, т.к. именно данная среда во многом определяет стратегию деятельности, те социальные факторы, которые влияют на организацию управления персоналом и наиболее эффективное его использование. [11]
Условия эффективности менеджмента заключаются в следующем - успешный менеджмент предполагает наличие четырех главных факторов, зависящих от менеджеров. Первый из них — обязательное знание теории менеджмента, накопленного опыта эффективного управления родственными организациями. Второй — умение применять теоретические положения в практической работе по управлению. Третий — обладание энергией, упорством, настойчивостью при управлении бизнесом согласно теории и опыту. Четвертый — желание динамично и эффективно управлять
Все стороны управленческой деятельности между собой объективно взаимосвязаны. Поэтому любые изменения в какой-то из подсистем вызывают соответствующие изменения во всех других подсистемах. Так, например, отсутствие необходимых деловых качеств у персонала ведет к некачественному выполнению функций, использование неэффективных методов, несоблюдению рациональных принципов управления. В результате цели оказываются в той или иной мере нереализованными. Точно так же любой элемент системы менеджмента функционирует в рамках общей системы.
Система менеджмента — это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из методологии, это означает, что как вся система управления должна соответствовать целям организации, так и каждый метод, и элемент управления должны быть направлен на достижение главной цели организации. Любая система управления разрабатывается людьми, которые сами являются субъектами этого же управления. Эта система направлена на реализацию поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется на законах и принципах.
Заключение
Понятие менеджмент и управление тесно взаимосвязаны друг с другом. По своей сути это одно и тоже. Управление возникло еще в древности, когда люди стали объединяться для достижения тех или иных общих целей, когда стали возникать первые древние организации.
Признание управления как научной дисциплины пошло с 1910 года.
Основой развития менеджмента стало зарождение четыре различных школ управления. Сначала возникла школа научного управления, затем административная школа, затем школа человеческих отношений и количественная школа.
Развитие каждой школы было построено на убеждении, что был найден единственно правильный подход к построению эффективносй системы управления. Но применение на практике тех или иных методов различных школ показало несовершенство каждого их четырех подходов. Подходы каждой школы имели свои достоинства и недостатки. Но каждая школа внесла свой значительный вклад в развитие менеджмента.
Научное управление основывается на анализе конкретных форм и методов работ и выделении наиболее эффективных методов для повышения эффективности управления в целом.
Основой классической школы управления стал административный подход. Его основоположником является А. Файоль. Он выделил такие главные признаки управления как планирование, организация, распоряжение и контроль.
Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.
Дальнейшее совершенствование подходов к управлению связано с достижениями в областях точных наук, с развитием таких наук как математика, статистика и пр. Они послужили формированию количественных методов анализа тех или иных ситуаций.
Количественный подход или научная школа управления применяют количественные методики для анализа и построения моделей. Это служит основой принятия грамотных верных управленческих решений, направленный на повышение эффективности деятельности организации.
Все эти школы управления внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Но ни одна из них не является полностью идеальной и подходящей к практическим условиям управления.
Системный подход строится на том, что организация функционирует как система и все в ней взаимосвязано.
Суть ситуационного подхода заключается в том, что организация функционирует как открытая система и на нее оказывают влияние внешняя среда, что делает принятие управленческих решений в той или иной ситуации уникальными. Ситуационный подход стал продолжение и развитием системного подхода и показал важность учёта конкретной ситуации для принятия того или иного управленческого решения.
Библиографический список
- Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с.
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004. – 272 с.
- Журавлев П.В., Седегов Р.С., Янчевский В.Г. Теория системного менеджмента - М.: Экзамен, 2006. - 512 с.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. /Пер. с англ. под ред. О.Я. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Контуревского. – СПб.: Питер, 2004.- 742 с.
- Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега, 2005.- 360 с.
- Николайчук В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005.-608 с.
- .Одинцов А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». – М.: Колос, 2006.- 318 с.
- . Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: Изумруд, 2004. – 298 с.
- .Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2005.-304 с.
- .Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К, 2005.- 556 с.
- .Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 304 с.
- .Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием. “Менеджмент в России и за рубежом”. 2005. №6. – 44 с.
- .Татарников Е.А. Управление предприятием: Конспект лекций. – М.: Феникс, 2005.-224 с.
- .Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. – М: ИНФРА-М, 2005.-534 с.
- .Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 704 с
-
Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К, 2005.- 216 с. ↑
-
Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К, 2005.- 556 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега, 2005.- 360 с. ↑
-
Николайчук В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005.-608 с. ↑
-
Николайчук В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005.-608 с. ↑
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 704 с ↑
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 704 с ↑
-
Николайчук В. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005.-215 с ↑
-
Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004. – 272 с. ↑
-
Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004. – 272 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега, 2005.- 360 с. ↑