Файл: Менеджмент. История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Школу научного управления связывают с трудами Ф.У Тейлора, Ф. Гильберта, Л. Гильберта и Г. Грантта. Эти ученые считали что, при использовании наблюдения, измерений, логики и анализа, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, а также повысить эффективность их выполнения. 

Они изучали содержание работы и выделяли её основные компоненты. На основе проведенного анализа вносились изменения в технические и рабочие операции, устранялись лишние движения. Также разрабатывались стандартные схемы деятельности, механизмы и оборудование. 

2.2. Административный подход

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основных деятелей теории управления. Его называют отцом менеджмента. Его заслуга состоит в том, что он разработал универсальные принципы администрирования управления и разделил их на две группы. В первую группу входили функции управления и организации. Файоль выделял пять функций: финансы, производство, маркетинг, планирование и организацию. Вторая группа принципов относилась к структуре организации и управлению работниками. В этой группе существовали следующие принципы: разделение труда; полномочия и ответственность (полномочия - право отдавать приказы); дисциплина (уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и работниками; справедливое применение санкций); единоначалие; вознаграждение персонала; иерархия управления; справедливость и порядок (доброта и правосудие); стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух. 

Файоль первым классифицировал процесс управления по его функциональным признакам, таким как планирование, организация, распоряжение, координация, и контроль. 

Основным достоинством теории Файоля является то, что он определил управление как процесс, включающий определенную серию управленческих функций.

Файоль утверждал, что руководящий работник имеет огромное значение для процветания организации. К числу основных качеств, необходимых менеджеру, он отнес:

1. Здоровье и физическую бодрость. 

2. Ум и интеллектуальные способнос[4]ти. 

3. Моральные качества, такие как настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и ответственности, чувство долга и так далее. 


4. Хорошее общее образование. 

5. Управленческие способности: предвидение, умение разрабатывать план действий, организационные навыки, искусство обращения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и умение их контролировать. 

6. Общую осведомленность во всех существенных функциях предприятия. 

7. Подлинную компетентность в той специфической деятельности, которая характеризует организацию. 

На базе работ Файоля в двадцатые годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, между элементами которой устанавливаются определенные взаимосвязи по реализации основных функций управления. 

Большой вклад в развитие науки классического управления внес немецкий социолог М.Вебер. Он создал теорию «рациональной бюрократии». Суть это теории заключается в том, что в любой организации все должно быть четко расписано, все действия и функции должны быть четко регламентированы. Каждый работник должен выполнять определенную функцию и нести ответственность за качественное её выполнение. Вся деятельность должна быть четко разделена. Управленческий труд выделяется как специальная рабочая функция. Результаты деятельности должны быть четко определены, определены нормы и стандарты которые необходимо соблюдать.

2.3. Подход с точки зрения человеческих отношений

Научная мысль в XX веке обогатила менеджмент целым рядом выдающихся достижений — «школ» и подходов. Среди них особо значимые, кроме теории классического управления, — это школа человеческих отношений, поведения и общения в бизнесе, количественный, ситуационный, программно-целевой и системный подходы. В последние годы внимание ученых и практиков менеджмента сосредоточено на вопросах культуры организации, лидерства, кадрового и инновационного менеджмента. 

Из ученых этого направления можно выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.

К исходным положениям теории школы человеческих отношений относятся:

• люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми; 


• в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми; 

• люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства; 

• работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей. 

Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей или препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Когда руководитель заботится о своих сотрудниках, то удовлетворенность от работы будет возрастать, а это положительно отразится на повышении производительности труда.

Главные задачи менеджмента состоят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счёт повышения эффективности человеческого ресурса. 

2.4. Подход с точки зрения науки управления и количественный подход

Дальнейшее совершенствование подходов к управлению связано с достижениями в областях точных наук, с развитием таких наук как математика, статистика и пр. Они послужили формированию количественных методов анализа тех или иных ситуаций.

Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных немецких воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих и других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов. 


По своей сути, исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. 

Самое большое влияние на развитие применения количественных методов в управлении оказало появление ЭВМ. Именно создание компьютера позволило автоматизировать и упростить анализ большого количества данных необходимых для принятия управленческих решений.

Однако влияние данного подхода в 60-е годы было не таким значительным, т.к. управление в основном предполагало именно контакт с людьми, непосредственное общение, анализ поведения людей, а применении ЭВМ требовало наличие специальных знаний у руководителя. В настоящее время, широкое внедрение электронно-вычислительной техники и информационных технологий способствует определению количественного подхода к управлению как одного из главных.

Обобщим суть вкладов различных школ управления в развитие менеджмента.

Школа научного управления внесла применение научного анализа, который способствовал поиску и определению наилучших методов и способов выполнения производственных задач. Также данная школа показала, что необходимо тщательно выбирать работников для выполнения то или иной задачи, заниматься их обучением. Важной составляющей данной теории является необходимость обеспечения работников всеми необходимыми ресурсами для выполнения той или иной задачи, применение методов материального стимулирования работников для повышения производительности труда, а также отделение процесса планирования и управления от непосредственной работы

Классическая школа управления внесла общие принципы управления, описала основные функции, систематизировала подход к управлению организацией в целом.

Заслугами школы человеческих отношений являются выдвижение человека – как главного фактора производства, применение различных приемов и методов межличностных отношений для повышения заинтересованности в результатах труда и роста производительности. А также главная мысль заключается ч том, что каждый работник может внести свой посильный вклад в общее дело – нужно лишь правильно определить его задачи и сопоставить с силой и возможностями.


Школа науки управления и количественная школа показали возможность решения трудных управленческих задач путем разработки моделей. А развитие количественных методов анализа позволило принимать более обоснованно сложные управленческие решения. [5]

ГЛАВА 3. Основные подходы к управлению

3.1. Процессный подход

Процессный подход основывается на том, что управление – это непрерывные, связанные между собой управленческие функции.

Концепция процессного подхода значительно изменила существующие представления об управлении. Данная концепция применяется и по сей день.

Процессный подход разработали ученые, которых относят к школе административного управления. Они делали попытки расписать функции менеджера. Но данные авторы рассматривали эти функции как отдельные, не зависимые друг от друга. Разработанный процессный подход наоборот строился на том, что данные функции управления имеют прямую связь.

С точки зрения процессного подхода управление – есть процесс. Основной этому служит то, что работа по достижению целей при помощи других людей не является каким-то разовым действием, а является серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их еще называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Основоположником данной концепции является Анри Файоль. Файоль выделил пять управленческих функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координи-ровать и контролировать». Другие авторы также выделяли различные функции. В литературе моно встретить такие функции как планирование, распорядительство, организация, мотивация, контроль, координация, принятие решения, оценка, управление персоналом и пр. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков. 

Менеджмент имеет два основных функциональных назначения — это наука и одновременно практика. Основная задача менеджмента как научного направления заключается в развитии теоретических подходов к управлению. Исходя из этого основная цель менеджмента как науки – сделать возможным применение тех или иных теоретических положений на практике работы предприятий и с обобщением выявленных результатов для развития теории. Таким образом, эти две формы менеджмента активно взаимодействуют между собой в интересах повышения эффективности управленческой деятельности.