Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
1.1. Стили руководства: возможности и ограничения
1.2. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ «AVTOLIVE»
2.1. Общая характеристика организации «Avtolive» и ее кадрового состава
2.2. Анализ эффективности использования стиля руководства
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ «AVTOLIVE»
Речь идет об охвате данного явления. Помимо общения на уровне начальник — подчиненный, существует огромное количество дополнительных и тут каждому менеджеру следует ясно представлять себе, насколько существенным является воздействие со всех уровней на мотивационную схему сотрудников, на их продуктивность и эффективность в работе.
В качестве примера, достаточно привести феномен лидерства, который предполагает отсутствие существенного количества прямых воздействий, но наличие фигуры лидера, которая является побудителем к деятельности и выполняет функцию управления.
Существующие стили управления могут иметь разные названия и относиться к разным классам в различных классификациях, и это позволяет более полно проникать в суть данного явления. Стили управления могут определяться по следующим признакам: участие исполнителей в управлении; преимущественные функции управления; ведущая ориентация управления.
Стили руководства были выделены Левиным непосредственно для различных систем управления. На данном этапе развития социальных наук стили руководства в основном описаны лишь по набору различных, несвязанных логически характеристик, а качественный анализ либо недостаточен, либо отсутствует. Наиболее распространены три стиля управления: авторитарный (или директивный); демократический; либеральный (или попустительствующий).
Чтобы понять, как качественно одна система отличается от другой, каковы недостатки различных стилей и систем руководства стоит провести анализ различных стилей управления, по качественному содержанию деятельности. Управление предполагает собой определенный способ воздействия на других людей. В самом элементарном варианте это может выражаться в схеме воздействие — деятельность сотрудника — итог. В такой схеме понятна деятельность управленца, целью которой является получение определенного положительного итога. Равно понятна и возможность получения самых разных итогов, которые обуславливаются той или иной деятельностью сотрудников. В подобном варианте следует рассматривать работников в качестве определенного инструмента, который позволяет достигать некоторых итогов, продвигаться к частным и общим целям, развивать компанию.
Конечно, рассматривать наемных сотрудников компании столь узким образом нецелесообразно для эффективных менеджеров, которые нацелены на эффективные стили руководства, так как каждый человек, хотя бы и в отдельном проявлении личности как работника некой организации, представляет собой динамическую систему с огромным количеством переменных. Определенно, вводные данные дают определенное воздействие на данную систему и варьирование этих данных, то есть стилей управления, позволяет варьировать получение определенного продукта деятельности от сотрудника. В целом, стиль управления представляет собой типичную манеру поведения или воздействия менеджера на сотрудников, но тут следует учитывать важные нюансы.
Речь идет об охвате данного явления. Помимо общения на уровне начальник — подчиненный, существует огромное количество дополнительных и тут каждому менеджеру следует ясно представлять себе, насколько существенным является воздействие со всех уровней на мотивационную схему сотрудников, на их продуктивность и эффективность в работе.
В качестве примера, достаточно привести феномен лидерства, который предполагает отсутствие существенного количества прямых воздействий, но наличие фигуры лидера, которая является побудителем к деятельности и выполняет функцию управ
За 2016 г. численность персонала увеличилась на одного работника. В целом структура персонала предприятия изменилась незначительно. Наибольшую долю составляет торговый персонал – более 60%.
Показатели, характеризующие движение кадров, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика коэффициентов движения персонала компании «Avtolive» за 2014-2016 гг.
Наименование показателя |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
коэффициент оборота по приему |
0,018 |
0,062 |
0,075 |
коэффициент оборота по выбытию |
0,275 |
0,124 |
0,089 |
коэффициент текучести кадров |
0,275 |
0,119 |
0,089 |
В течение рассматриваемого периода интенсивность оборота персонала была неодинаковой. Снижение коэффициента текучести является позитивной тенденцией. Отметим, что сокращение текучести кадров наблюдался на протяжении всего исследуемого периода: в 2015 г. текучесть снизилась на 15,6 п.п. и составила 11,9 %, а в 2016 г. сократилась еще на 3,5 п.п. и составила 8,9 %, что близко к естественному уровню.
В таблице 3 представлена образовательная структура персонала предприятия.
Таблица 3
Состав и структура персонала компании «Avtolive» по образованию
Категория работников |
Образование |
|||
Высшее |
Не полное высшее |
Общее среднее |
Среднее профессиональное |
|
Управленческий персонал (7 работников) |
57,14 % (4 работника) |
28,57 % (2 работника) |
- |
14,29 % (1 работник) |
Основные рабочие, специалисты, служащие (30 работников) |
60% (18 работников) |
10 % (3 работника) |
- |
30 % (9 работников) |
Вспомогательный персонал (7 работников) |
- |
- |
100 % (7 работни-ков) |
- |
Из таблицы 3 видно, что удельный вес основного персонала с общим средним образованием составляет 30 %, что свидетельствует о необходимости обучения персонала и специальной профессиональной подготовки, которая качественно повысит трудовой потенциал работников, а это в свою очередь приведет к улучшению качества труда.
2.2. Анализ эффективности использования стиля руководства
при управлении персоналом организации
Влияние на социально—психологический климат оказывает управленческая деятельность начальника, а также стиль его руководства, его личностные качества.
В процессе исследования приведен анализ лидерского потенциала руководителей. Результаты исследования представлены в таблицах ниже.
Таблица 4
Оценка лидерского потенциала генерального директора
Группа лидерских качеств |
Сумма собственных оценок по группе |
Сумма средних оценок респондентов |
Собственная оценка относительно |
Соблюдение норм общественной морали (1–3) |
21 |
23,16 |
занижена |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
Интеллект (4–6) |
20 |
25,33 |
занижена |
Склонность понимать других людей (7–9) |
25 |
25 |
адекватна |
Устойчивость взглядов (10–12) |
16 |
20,16 |
занижена |
Уверенность в себе |
23 |
25 |
занижена |
Скромность (16–18) |
20 |
21 |
адекватна |
Эрудированность (19–21) |
21 |
25,34 |
занижена |
Сумма |
146 |
164,99 |
занижена |
Самооценка директора занижена, причем в пунктах «эрудированность» и «интеллект» занижена наиболее сильно.
Таблица 5
Оценка лидерского потенциала начальника отдела продаж
Группа лидерских качеств |
Сумма собственных оценок по группе |
Сумма средних оценок респондентов |
Собственная оценка относительно |
Соблюдение норм общественной морали (1–3) |
23 |
25,17 |
занижена |
Интеллект (4–6) |
21 |
22,33 |
занижена |
Склонность понимать других людей (7–9) |
21 |
22,84 |
занижена |
Устойчивость взглядов (10–12) |
25 |
22,99 |
завышена |
Уверенность в себе |
20 |
23,01 |
занижена |
Скромность (16–18) |
22 |
24,16 |
занижена |
Эрудированность (19–21) |
22 |
24,83 |
занижена |
Сумма |
154 |
165,33 |
занижена |
Самооценка начальника отдела продаж относительно оценок сотрудников намного занижена, причем сильнее всего это выражается в пункте «устойчивость взглядов».
Таблица 6
Оценка лидерского потенциала начальника отдела логистики
Группа лидерских качеств |
Сумма собственных оценок по группе |
Сумма средних оценок респондентов по группе |
Собственная оценка относительно средней |
Соблюдение норм общественной морали (1–3) |
17 |
22,83 |
занижена |
Интеллект (4–6) |
16 |
18,83 |
занижена |
Склонность понимать других людей (7–9) |
25 |
23,03 |
завышена |
Устойчивость взглядов (10–12) |
20 |
21,5 |
занижена |
Уверенность в себе |
12 |
20 |
занижена |
Скромность (16–18) |
18 |
21,17 |
занижена |
Эрудированность (19–21) |
24 |
22,33 |
завышена |
Сумма |
132 |
149,69 |
занижена |
Самооценка начальника отдела логистики неустойчивая относительно оценок респондентов. Однако, она сильно занижена в пункте «уверенность в себе», что может говорить о том, что сотрудник некомфортно себя чувствует в этом коллективе, или предъявляет к себе завышенные требования.
Таблица 7
Оценка лидерского потенциала главного бухгалтера
Группа лидерских качеств |
Сумма собственных оценок по группе |
Сумма средних оценок респондентов |
Собственная оценка относительно |
Соблюдение норм общественной морали (1–3) |
16 |
21,5 |
занижена |
Интеллект (4–6) |
18 |
17,83 |
адекватна |
Склонность понимать других людей (7–9) |
22 |
21,49 |
адекватна |
Устойчивость взглядов (10–12) |
22 |
18,5 |
завышена |
Уверенность в себе |
9 |
19,01 |
занижена |
Скромность (16–18) |
10 |
19,83 |
занижена |
Эрудированность (19–21) |
20 |
20,34 |
адекватна |
Сумма |
117 |
138,5 |
занижена |
В целом, самооценка главного бухгалтера занижена, особенно сильно в пунктах «уверенность в себе» и «скромность». Необходимо обратить на это внимание и стимулировать сотрудника к повышению самооценки.
По оценкам коллег наибольшую сумму баллов набрали генеральный директор и начальник отдела продаж.
Оценка взаимодействия персонала показала, что сумма балов А = 77, сумма баллов Б = 72. Разность между двумя этими суммами меньше, чем 10. Это говорит о том, что поведение лидера не получает однозначной оценки в коллективе. На наш взгляд, хорошо, когда в зависимости от ситуации руководитель может принимать либо авторитарные, либо демократичные меры. Но, возможно, в некоторых случаях необходимо четко определять свою позицию, чтобы у подчиненных не возникало неопределенности по поводу поведения руководителя.
Для оценки особенностей управленческого поведения использован тест «Ориентация».