Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 4
Введение
Информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Современный этап развития информационных технологий характеризуется повсеместным внедрением и использованием интернета в производственной деятельности. Практически у каждой компании уже имеется сайт, представляющий её на просторах всемирной паутины. Однако, не все сайты имеют качественную и продуманную структуру, удобный и приятный интерфейс, необходимый функционал.
Целью данного курсового проекта является разработка web-сайта кондитерского предприятия «Лакомка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать список требований к разрабатываемому сайту;
- проанализировать исходные данные;
- выбрать технологии реализации (язык программирования и СУБД);
- разработать сайт.
Конечным итогом курсового проекта является созданный сайт, удовлетворяющий всем предъявленным к нему требованиями.
1. Требования к приложению
1.1 Назначение программы
Целью данной работы является разработка электронного представительства кондитерского комбината «Лакомка» с возможностью последующего размещением в сети Интернет.
1.2 Требования к функциональному наполнению
Функции разрабатываемого приложения:
- Предоставление посетителям сайта исчерпывающей информации о компании, а именно:
- общее описание деятельности компании;
- контактные данные;
- новости;
- ассортимент товаров.
- Возможность оставить гостям сайта отзыв о работе компании.
- Возможность оставлять комментарии к новостям.
- Возможность отправки вопроса к компании посетителями сайта.
- Возможность управления содержимым сайта через панель администрирования. Необходимы следующие функции администрирования:
- модерация отзывов;
- добавление/изменение новостей сайта;
- редактирование каталога товаров;
- изменение контактных данных и другой информации о компании, представленной на сайте.
- Защита от несанкционированного доступа панели администрирования.
- Возможность проведения голосования по различным вопросам.
1.3 Формат входных данных
В качестве входных данных для приложения выступают данные о компании и её товарах. А также отзывы клиентов о работе компании, комментарии к новостям, вопросы к компании, заданные посетителями сайта.
Все входные данные поступают в текстовом виде и вводятся администратором приложения с помощью специальных форм пользовательского интерфейса. Данные о товарах также могут дополняться графическими изображениями (фотографиями), которые также необходимо загружать с помощью панели специальных форм пользовательского интерфейса.
Все формы ввода данных должны иметь защиту от некорректно-введённых данных, а также проверку заполненности полей, обязательных для заполнения. Перечень атрибутов входных данных представлены в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1 Характеристика входных данных
Наименование |
Атрибуты |
Отзыв клиента |
|
Комментарии к новостям |
|
Вопросы к компании |
|
Данные о компании |
|
Товары |
|
1.4 Формат выходных данных
В качестве выходных данных приложения выступают допущенные к публикации отзывы и комментарии, вопросы, заданные пользователями, а также отчеты о работе приложения:
- отчет об отзывах;
- отчет о комментариях к новостям;
- отчет о комментариях к товарам;
- отчет о количество просмотров новостей и товаров;
- результаты проведения опросов.
Более полная характеристика выходных данных приведена в виде таблица 1.2
Таблица 1.2 Характеристика выходных данных
Наименование |
Атрибуты |
Отчет об отзывах |
|
Отчет о комментариях к новостям |
|
Отчет о комментариях к товарам |
|
Отчет о количестве просмотров новостей |
|
Отчет о количестве просмотров товаров |
|
Результаты проведения опросов |
|
1.5 Требования к пользовательскому интерфейсу
Сайт должен быть оптимизирован для просмотра при разрешении 1024*768, 1280*1024 без горизонтальной полосы прокрутки и без пустых (белых) полей для основных типов разрешения.
Стилистическое оформление сайта должно соответствовать корпоративному стилю и использовать его цветовые и графические элементы, логотип компании.
Шрифты, используемые в графических элементах сайта, могут выбираться произвольно при условии непротиворечия корпоративному стилю. Шрифты, используемые в текстовых материалах сайта, должны соответствовать стандартным шрифтам браузеров: Helvetica/Arial, Times New Roman, Courier.
Допустимо использование иных распространенных шрифтов (Verdana, Tahoma и др.) в том случае, если их замена на стандартные шрифты не приведет к визуальному искажению текста. Размер (кегль) шрифтов должен обеспечивать удобство восприятия текста при минимально допустимом размере экрана.
Слова, наиболее полно характеризующие стилистику сайта: вкусный, аппетитный, кондитерский.
Сайт должен иметь удобную навигацию между разделами с помощью главного меню. Из любого раздела и из любой его страницы должна иметься возможность перейти в любой другой раздел. Приветствуется иерархичная схема меню и разделов.
На первой странице, которая открывается пользователю по умолчанию, не должно быть большого объема текстовой информации.
Главная страница сайта должна содержать графическую часть, т.е. изображение, выражающее тематику сайта и сферу деятельности компании, навигационное меню сайта, а также контентную область для того, чтобы посетитель сайта с первой страницы мог получить вводную информацию о компании, а также ознакомиться с последними новостями компании.
1.6 Требования к структуре сайта
Схематическое изображение структуры разделов и подразделов сайта изображено на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Схема структуры разделов и подразделов сайта
1.7 Требования к информационной безопасности
Для получения доступа к административной части сайта необходимо указать определенный адрес в строке браузера и пройти авторизацию. После авторизации доступны – управление разделами сайта и управление наполнением сайта. Для обеспечения защиты от несанкционированного доступа к сайту, все пароли должны храниться в базе данных в зашифрованном виде.
2. Анализ исходных данных
Работа web-сайта основана на протоколе HTTP.
Протокол HTTP (HyperTextTransferProtocol – протокол передачи гипертекста) – это протокол уровня приложения, осуществляющий связь приложений в пределах распределенных, совместных или разнородных информационных систем. Протокол позволяет приложениям обмениваться данными, представленными в понятном для восприятия человеком виде.
Как следует из его названия, первоначально HTTP предназначался для передачи между приложениями так называемого гипертекста (hypertext), представляющего собой особый вид данных, созданный в соответствии со стандартом HTML (HyperTextMarkupLanguage – язык разметки гипертекста). Гипертекстовый документ состоит из данных, размеченных с помощью тегов (tag) языка HTML, и представляет собой комбинацию текста, изображений, гиперссылок и прочих средств представления данных. Гиперссылки – одна из важнейших составляющих HTML-документа – представляют собой интерактивные области, воздействие на которые приводит к получению связанных с гиперссылкой данных. Это позволяет пользователю, работающему с гипертекстовой информацией, осуществлять навигацию в пределах набора документов или даже всей сети Интернет, получая интересующую его информацию с помощью контекстных гиперссылок.
Протокол HTTP является надстройкой над протоколом TCP и является средством контроля содержания передаваемых данных. В отличие от TCP, который не учитывал структуру передаваемых пакетов, HTTP внедряет в данные метаинформацию, позволяющую получателю корректно интерпретировать полученные данные. На основе HTTP функционирует глобальная сеть Интернет (называемая также WorldWideWeb или WWW). Первая версия протокола – HTTP/0.9 – обладала достаточно ограниченными возможностями, но с активным развитием всемирной сети появились новые версии: HTTP/1.0 и HTTP/1.1, позволяющие контролировать передачу по вычислительным сетям не только гипертекстовой информации, но и произвольные бинарные файлы: звуковые, графические, архивные и пр.
В силу того, что HTTP является надстройкой над протоколом TCP, при передачи данных также выделяются две стороны: клиент и сервер.
Клиент является инициатором соединения и запрашивает у сервера некоторые данные или услуги. Клиентом, как правило, является программа, называемая браузером (browser), позволяющая как отображать гипертекстовую информацию, так и принимать файлы иных форматов. Чтобы получить некоторую интересующую информацию, клиент посылает серверу запрос (request), содержащий описание запрашиваемой информации.
Сервер при передаче данных через HTTP называют веб-сервером (web-server). Эта программа осуществляет обработку запросов от клиентов, передавая запрошенные данные в виде ответов (response), содержащих помимо искомых данных метаинформацию, их описывающую.
Получение пользователем интересующих его данных состоит из следующих этапов:
- Пользователь вводит в строке браузера адрес интересующего его ресурса.
- Браузер на основе информации, полученной от пользователя, а также учитывая свои настройки и конфигурацию операционной системы, формирует запрос.
- Браузер подключается к серверу, расположенном, возможно, на удаленном компьютере, и передает ему запрос.
- Сервер, анализируя запрос, выполняет необходимые действия: формирует ответ, включая в него тело запрошенного документа. Если это гипертекстовый документ, он загружается из файла или же генерируется динамически посредством сценария. В ответ также включается информация о содержащихся в нем данных.
- Сервер передает ответ браузеру.
- Браузер анализирует ответ и либо сохраняет полученные данные в файл, либо, в случае гипертекстового документа, анализирует теги HTML и отображает документ на экране.
Следует заметить, что клиентской программой может быть не только браузер, тем не менее, все шаги, за исключением, может быть, первого, выполняются в любом случае.
Строка состояния состоит из трех полей, разделенных символами SP, и содержит в конце последовательность символов CR, LF. Элементы строки состояния:
- Версия протокола HTTP – разработанный сайт всегда использует строку «HTTP/1.1».
- Код состояния (statuscode) – трехсимвольный цифровой код, который идентифицирует результат выполнения запроса. Хотя стандартом определен достаточно большой набор кодов состояния, в приложении используются следующие коды:
-
200 – успешное выполнение;
- 400 – некорректный запрос;
- 401 – несанкционированный доступ;
- 404 – ресурс не найден;
- 405 – неприменимый метод;
- 505 – неподдерживаемая версия HTTP.
-
- Фраза состояния (reasonphrase) – короткая фраза, поясняющая код состояния выполнения запроса.