Файл: Невербальные проявления различных эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Исторические аспекты изучения невербальной коммуникации и подходы к ее изучению
1.2. Сущность невербальной коммуникации, ее формы, функции и особенности
Эмоциональное проявление чувств невербальными способами коммуникаций
2.1. Основные формы внешних проявлений эмоций
Мимика - это движение мышц лица в конкретный момент общения, характеризующееся целостностью и динамичностью, се люди независимо от их национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как сражение соответствующих эмоций. [15] И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основу информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее — эмоции страдания и страха. В мимических выражениях этих основных эмоций все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной Т. А. Лабунской (табл.1)
Таблица 1
Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональное состояние |
|||||
гнев |
презрение |
страдание |
страх |
удивление |
радость |
|
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или сужены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Наличие горизонтальных или вертикальных складок, положение рта, бровей и глаз прекрасно передаст эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу враждебность и т. д.
С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Американские психолог Р.Экслайн и Л.Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. При формирован мысли человек чаще смотрит в сторону, когда мысль готова, - на собеседника. Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра, слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. [20]
Визуальный контакт - изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Если на нас смотр мало, то можно предположить, что к нам или к тому, что мы говорим и дед ем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов, либо хорош к нам отношение. При постоянном освещении зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от настроения. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером, если человек сердит или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются. Поэтому взгляд наиболее адекватно отражает эмоциональное состояние партнера передает самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. В словах можно скрыть все, что угодно, но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка.
Семь основных эмоций, выделенных П. Экманом, ведущим специалистом в области изучения эмоций: отвращение, печаль, гнев, презрение, радость, страх, удивление. [20, с.112] Лицо было условно разделено на четыре части: брови, глаза, нос и губы. Так как каждая эмоция имеет своё специфическое проявление на каждом из выделенных участков, такое разделение даёт возможность точно регистрировать испытываемую эмоцию и более полно отразить весь спектр эмоциональных переживаний. Для распознавания эмоций используется система кодирования лицевых движения (FACS) — это детализированное техническое руководство, объясняющее, как категоризировать мимические движения, базируясь на мышцах, которые их производят, т. е. на том, каким образом, сокращения мышц связаны с внешними проявлениями. Оно иллюстрирует изменения выражения лица, используя письменные описания, фотографии и цифровые видео-образцы. [20]
Рис. 2. Мимика
Особенности невербального проявления эмоций на примере удивления
В русском языке удивление – «это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, странного, непонятного; изумление» [14, с. 374]
По мнению некоторых учёных, всё же следует различать удивление и изумление. Ряд авторов выдвигает три отличительных признака: интенсивность эмоции; её причина; изменения в состоянии субъекта, испытавшего эмоцию [2, с. 446].
Н.В. Дорофеева в дополнение выделяет выражаемую оценку и сопутствующие чувства [6, с. 99 – 100].
Удивление, с точки зрения Е.А. Брызгуновой, – это эмоциональная реакция говорящего на неожиданность несовпадения ожидаемого и реального [2, с. 16]. Эту эмоцию называют также «оператором оценки, основанным на обманутом вероятностном прогнозе и переживаемым как нарушение нормы ожидания» [2, с. 32].
В наивной языковой картине мира вопрос, эмоция ли удивление, не стоит. Удивление – это «психические реакции, состояния человека, которые проявляются в особом поведении, в мимике, жестах и речи человека» [17, с. 158]. Окончательный вывод о выражаемой эмоции можно сделать, учитывая «вербалику + невербалику + ситуацию» [19, с. 681]. Но в данном пункте речь пойдёт о средствах невербального выражения эмоционального состояния удивления.
В статье Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова приводятся различные способы вербализации невербального поведения человека: одна и та же кинема может быть выражена разными речениями и, наоборот, одно и то же речение допускает разнообразное невербальное проявление [3, с. 37 - 40].
Список эмоциональных кинем, сопровождающих удивление, основываясь на работах [1, 3, 6, 8, 11, 12, 13, 16] выглядит следующим образом:
1. Открыть, раскрыть рот;
2. Приоткрыть рот (рот полуоткрыт);
3. Прикрыть рот рукой;
4. Поднять, вскинуть брови/бровь;
5. Изгибать брови/бровь, повести бровями/бровью;
6. Делать большие/круглые;
7. Уставиться, вытаращить глаза;
8. Широко открыть, раскрыть глаза;
9. Захлопать глазами (частое мигание);
10. Прижать руки/руку к груди;
11. Развести руки/ руками;
12. Всплеснуть руками;
13. Отпрянуть/отшатнуться;
14. Пожать плечами;
15. Остолбенеть;
16. Схватиться за голову;
17. Схватиться за лицо.
Структура конкретного коммуникативного акта есть результат взаимодействия вербальных и невербальных средств. В условиях протекания разговорной речи отношения между словом и жестом нельзя трактовать как однонаправленные, односторонние, приписывая жестам лишь зависимое положение [19, с. 234].
Жесты играют важную роль в речевых актах. Они могут как сопровождать разговорную речь, так и являться основными участниками процесса. Иногда жест может выразить больше, чем слово.
3. Особенности наблюдения за невербальными сигналами и языком тела
При помощи этого невербального канала передается 70 % информации. Невербальные средства общения дополняют, усиливают, а иногда и заменяют устную речь. Если невербальные средства не будут соответствовать произносимым словам, то эффект от сообщения будет разрушен и нарушаются доверительные отношения.
Позитивные жесты:[7]
- раскрытие руки ладонью вверх — дружелюбие, открытость, желание сотрудничать;
- манипуляции с очками (медленно снять очки и протереть) стекла, даже если этого не требуется (пауза для размышления);
- почесывание подбородка, переносицы — процесс принятия решения;
- манипуляция с предметами (прикусить зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, карандаш) требуется дополнительная информация;
- потирание уха, глаза - обдумывание ответа, желание высказаться;
- подпереть щеку сжатыми в кулак пальцами, указательный палец упирается в висок - оценка и заинтересованность;
- наклоненная набок голова - интерес;
- прищуривание глаз — поиски решения;
- устойчивый визуальный контакт с собеседником - открытость;
- обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула, наклон корпуса вперед - готовность к действиям;
Негативные жесты:[7]
- руки скрещены на груди - оборонительная реакция;
- большой палец поддерживает подбородок, а указательный направлен вертикально к виску - негативное или критическое отношение к сообщению или к собеседнику;
- пальцы сцеплены в замок - закрытость для общения;
- руки на бедрах - агрессия;
- прикрывает рот рукой или дотрагивается до кончика носа - говорит неправду или чувствует, что Вы говорите неправду;
- поправляет часы, проверяет сумочку, кошелек - частичный барьер для восстановления эмоциональной безопасности (при неуверенности, взволнованности);
- сбор несуществующих ворсинок - не согласен с мнением других, но не решается высказать свою точку зрения;
- ноги (все тело) обращены к выходу - желание закончить беседу;
- преувеличенно внимательная манипуляция каким-либо предметом (ручкой), отстукивание им каждого слова - раздражение;
- взгляд в сторону - подозрение и сомнение;
- наклон головы вниз - отрицательное, осуждающее отношение;
- пальцы во рту - внутренняя потребность в одобрении и поддержке.
Как сделать эффективным невербальное общение:[7]
1. При интерпретации невербальных сигналов, исходящих от человека надо учитывать следующие факторы:
- во внимание надо брать всю совокупность жестов;
- совпадение вербальных и невербальных сигналов;
- конкретную ситуацию, в которой проявляются жесты;
- возраст (дети более откровенны в выражении жестов, взрослые их маскируют);
- социальный статус, словарный запас (чем выше, тем беднее жесты);
- профессия (адвокаты, политики, актеры владеют жестами).
2. Следует избегать использование негативных жестов, чаще использовать позитивные жесты.
3. Необходимо стараться при беседе с партнером по общению обеспечить контакт глазами, важно чтобы они находились на одном уровне. Если смотреть на человека сверху вниз, то у него может появиться мысль, что ему навязывают мнение (лучше на стул, опуститься на корточки, если это ребенок).
4. Общение будет эффективным, если уважительно относиться к личной, интимной, сверхинтимной зонам.
5. Для установления полного взаимопонимания с партнером по общению нужно использовать прием отзеркаливания, скопировать его позу.
6. Если человек использует руку в качестве барьера, необходимо разрушить его (например, дать ему в руки книгу, ручку).
Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой невербального общения может служить эффективным средством успешного межличностного взаимодействия. [8]
Благодаря вербальному общению люди способны понимать других. Наши слова являются как инструментом общения, так и мощным средством манипуляции и обмана. Используя знания о невербальном языке общения, можно легко уличить человека во лжи.
Мозг, как бы мы не пытались контролировать свое состояние при деловой беседе, всегда отправляет бессознательные сообщения, на которые реагирует тело. И телесные реакции всегда являются внешним отражением эмоционального состояния. При взаимодействии в бизнесе всегда важно понимать, что чувствует собеседник, как его ощущения сопоставимы с его словами, как он настроен по отношению к вам. Принимая во внимание контекст и обстоятельства, при которых ведется беседа, можно провести анализ ситуации и понять, как действовать дальше.
Язык тела, как и любой другой, состоит из слов, предложений, ему свойственны выражения и знаки пунктуации. Важно не пытаться истолковывать жесты или сигналы в изоляции от других телесных проявлений. Нельзя трактовать изменения в поведении собеседника, исходя из собственного жизненного опыта. Одни и те же внешние реакции могут иметь совершенно разное значение у индивидуумов. Сигналы тела всегда нужно расшифровывать в комплексе, доверяя своим знаниям, сенсорному опыту и интуиции. Только тогда можно правильно их понять и изменить ситуацию в свою пользу, применяя психологические приемы и методы влияния на собеседника.[7]
В процессе общения можно наблюдать за невербальными реакциями собеседника (жестами, мимикой) и в соответствии с ними гибко менять свое поведение.