Файл: Невербальные проявления различных эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Исторические аспекты изучения невербальной коммуникации и подходы к ее изучению
1.2. Сущность невербальной коммуникации, ее формы, функции и особенности
Эмоциональное проявление чувств невербальными способами коммуникаций
2.1. Основные формы внешних проявлений эмоций
Ю.Д. Апресян, анализируя внешнее проявление эмоций, останавливается на двух основных его формах. Он выделяет неконтролируемые физиологические реакции тела на причину, вызывающую эмоцию, или на саму эмоцию, ср. поднятие бровей (расширение глаз) в случае удивления; контролируемые двигательные и речевые реакции субъекта на фактор, вызывающий эмоцию, или на его интеллектуальную оценку; ср. наступление в случае гнева, рычание в случае ярости и т.п. [13, с. 369].
В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных групп жестов, отражающих различные внутренние состояния партнеров и собеседников.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жест «раскрытые руки». Он состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же они чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы. Жест «расстегнутый пиджак» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. [8]
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Такие жесты часто связаны с левой рукой, например, жест прикрывания левой рукой рта говорит о серьезных сомнениях вашего партнера. Жестам отрицания характерны сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, — это отворачивание тела в сторону, касание носа, взгляд сбоку. Показателем желания закончить беседу и уйти является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации надо либо чем-то заинтересовать собеседника, либо дать ему возможность уйти.[8]
Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует кость или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Иногда, когда атмосфера беседы носит конфликтный характер, этот жест может означать спокойствие уверенность. Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник сжимает пальцы в кулак — это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо постараться сменить тему разговора. Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи, свидетельствует о негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Еще один популярный среди деловых людей жест - те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами. Этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Жест с акцентированием большого пальца используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.[8]
Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости' стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. Если голова собеседника опирается подбородком на ладонь, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (остальные пальцы — ниже рта), этот жест красноречиво свидетельствует о том, что партнер критически воспринимает ваши доводы.[8]
Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Когда собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, когда это служит жестом, лишь слегка его потирают.[8]
К жестам несогласия, неодобрения относится жест собирания и общипывания несуществующих ворсинок с костюма. Собеседник, общипывающий, ворсинки, обычно отвернувшись от других, смотрит в пол. Жесты и позы, свидетельствующие о нежелания слушать и о стремлении заканчивать беседу, достаточно красноречивы. Так, если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнализирует о том, что вы для него стали интересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите: нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.[8]
Жестами уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими являются: «закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову». Последний характерен также для «всезнаек» и многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.
В процессе общения очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника. Поза дает много важной информации, позволяющей лучше понимать делового партнера.
Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных, устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Как правило, поднятые плечи говорят о напряжении человека, а опущенные - о спокойствии, расслаблении. Плечи, спадающие вперед, говорят о слабости, подавленности, покорности, и наличии у собеседника комплекса неполноценности. Сжимание плеч вперед наружу происходит при сильном страхе, ужасе. Если руки упираются в бедра, то это демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства. Поддерживание верхнюю часть туловища с помощью рук, опираясь, например, о стол, спинку стула и т.д. говорит о стремлении к духовной опоре я внутренней неуверенности. Поднятая голова и опущенные плечи — выраженное чувство уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы, открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.[11]
Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова, взгляд сверху дают критическую дистанцию, критическую бдительность. Запрокидывание головы назад - активная готовность или желание деятельности, вызов по отношении, другим. В случае принятия собеседником позы обиды, он приподнимает плечи и опускает голову. Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги. Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать также замкнутость, чувство поражения, неудовлетворенность, страх, неуверенность. Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве, возможно, о флирте.[11]
Для характеристики внутреннего состояния партнера большое значение имеет и его осанка. Если человек говорит то, что думает, то, как правило, его осанка бывает без особых изгибов, и может быть описана прямой линией соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслям и словами нарушается, то линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной. Сутулая спина говорит о смирении, покорности, угодничестве. Хорошая непринужденная осанка — об открытости окружающему миру. Не подвижность или напряженность тела — это реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться.
И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которому довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследовании психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев (тяжелая походка), страдание (вялая, угнетенная), гордость (самая большая длина шага), счастье и радость (самая лёгкая походка).
В Словаре языка русских жестов говорится об определённом сходстве между жестовыми и естественными языками. Параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в акте коммуникации возможно в силу того, что глубинные процессы, лежащие в основании невербальной и вербальной деятельности человека, по всей видимости, в существенных отношениях аналогичны. Об этом, по мнению авторов словаря, говорят четыре факта: [19]
- в определённых условиях смысл может выражаться только жестами, только словами или комбинацией тех и других знаков (пр. смысл «иди сюда» – жест «поманить пальцем», смысл «отлично» – жест «показать большой палец» («во»);
- жестовое поведение людей, как и речевое, меняется в пространстве, во времени, а также под действием изменяющихся социально-экономических и культурных условий;
- жесты, как и языковые единицы, по большей части являются символическими знаками. Они образуют лексикон языка тела, точно так же, как лексические единицы принадлежат словарю естественного языка;
- многие жесты данного языка тела допускают перевод не только на вербальный язык, но и на другой жестовый язык, причём проблемы перевода, связанные с жестовыми языками, примерно те же, что и проблемы, касающиеся перевода с одного естественного языка на другой [16, с. 167-168].
Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров, сравнивая жест с «бесцельным действием», выделяют коммуникативное поведение и самодостаточное поведение. Первое принципиально отличается от второго: первое становится ясным лишь в контексте, оно должно отражать коммуникативный поступок-жест и адресат должен заранее знать описываемый жест, его форму и содержание. Авторы приводят примеры: чтобы отогнать муху, можно или махнуть рукой, или покачать головой, и прямая цель достигается; здесь нет (по определению) жестикуляции. Другое дело, когда отчаявшийся отыскать потерянное махнул рукой, - значит, он смирился с утратой, - или когда покачиванием головы адресант сообщает о своём сомнении собеседнику. Примечательно то, что «в вербальном представлении оба принципиально различных вида телодвижений не дифференцированы, они отражаются одними и теми же словесными средствами» [3, с. 36].
Кинесика – (шир.) наука о языке тела и его частей, (узк.) учение о жестах, прежде всего жестах рук [9, с. 43-45].
Предком слова жест является gestura, слово из средневековой латыни, значение которого может быть описано как «способ ношения чего-либо или способ действия» [16, с. 166-167]. Кроме того, объектом кинесики являются мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. Из объектов её изучения исключаются искусственные жестовые языки (в первую очередь, языки, созданные для глухонемых), язык пантомимы, жестовые языки сравнительно узких социальных групп, ритуальные языки жестов, профессиональные языки жестов и диалекты [9, с. 43-45].
В первую очередь имеется в виду коммуникативное, значащее, поведение – оно или непроизвольно выводит вовне внутреннее душевное состояние человека, или с его помощью коммуниканты сознательно передают информацию друг другу [9, с. 36].
Кинема - любое законченное (имеющее определённую структуру, способ исполнения и столь же устойчивое значение) и самостоятельное (отличное от другого) мимическое или жестовое движение [9, с. 37].
Основной критерий отделения жестов от физиологических, чисто утилитарных движений человеческого тела, жестами не являющихся, - это знаковый характер жеста [9, с. 161].
Очень важным является деление кинем на классы. Можно выделить 3 группы кинем: [9, с.179]
1) эмблематические кинемы, или эмблемы,- это кинемы, имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста (например, «прикрыть рот рукой от изумления»);
2) иллюстративные жесты, или иллюстраторы, - это кинемы, выделяющие какой- то речевой или иной фрагмент коммуникации (например, «чуть расширяющиеся глаза в конце обычного вопроса»);
3) регулятивные жесты, или регуляторы, - это кинемы, управляющие ходом коммуникативного процесса, то есть устанавливающие, поддерживающие или завершающие коммуникацию (например, поддерживающий общение кивок).
Г.Е. Крейдлин относит кинемы удивления, например, к эмблематическим жестам.[9]
Среди эмблем им выделяются два основных семантических типа – коммуникативные («протянуть руку для рукопожатия», «кивок согласия», «склонить голову», «подмигнуть», «покрутить пальцем у виска» и др.) и симптоматические («делать большие (круглые, страшные) глаза», «топнуть ногой», «кусать губы») [9, с. 99]. К коммуникативным эмблематическим жестам относятся кинемы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передаёт адресату.
Симптоматические жесты выражают эмоциональное состояние жестикулирующего. Они отражают вполне объективные изменения внешности под влиянием эмоции [9, с. 373]. Означаемым всех симптоматических жестов является именно эмоция, а не её физиологическое проявление (то есть, например, горе, а не слёзы). Симптоматические жесты могут производиться не только в присутствии другого, но и тогда, когда человек остаётся один [9, с. 114].
Рис.1. Невербальные средства общения
2.2. Мимика как важнейший аспект невербальной коммуникации
Наиболее богатое проявление эмоций можно обнаружить на лице, именно поэтому в качестве одного из основных источников получения информации об эмоциональном состоянии членов группы была выбрана мимика. Мимика — важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при её отсутствии (в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо имеет столь серьёзное значение потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных мимических реакций. [15]