Файл: НАВИГАЦИЯ МАЛЫХ ПАРКОВЫХ ЗОН (ДИЗАЙН-ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПАРКА «АКВЕДУК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 1065

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Городская навигация - это язык, на котором город общается со своими жителями и гостями, и чем он логичен и понятен, тем лучше люди смогут познакомиться с окружающей их территорией.

В 1960-1970-х годах в США начали активно заниматься проблемой проектирования графических систем навигации. В 70-х годах возникают технологии, направленные на удовлетворение потребностей людей в визуальном ориентировании. Разрабатываются специальные шрифты, создаются первые указатели, исследуется степень необходимой цветовой контрастности знаков. Навигационный дизайн – это процесс создания визуально-коммуникационных систем, который включает в себя карты, ориентирующие человека в том или ином пространстве, пиктограммы, графические символы, объясняющие функции объектов, в простой и доходчивой форме рассказывающие об их назначении. Это новое направление, но предпосылки к его возникновению существовали ещё с давних времён. Наскальные рисунки первобытных людей стали прототипом графических символов и пиктограмм. Продукты дизайна способны быть одним из самых эффективных и общепонятных способов общения с широкой аудиторией.

Навигация в парке направлена на общение, на обратную связь с посетителями. Профессор Л.И. Гусакова дает свое определение: «Визуальные коммуникации часто относят к области графического дизайна, так как в большинстве случаев в процессе работы над созданием визуальных элементов в коммуникативной среде проектировщиками используются графические материалы, приемы и техники».[1]

Сегодня многие российские парки лишены поддержки и не развиваются. Отсутствует навигация в парках, а значит, нет даже минимальной коммуникации с посетителем.

При размещении информационных знаков необходимо учитывать антропометрические и эргономические нормативы, действующие как для физически здоровых людей, так и для людей с ограниченными возможностями. Визуальные системы навигации возможно и необходимо адаптировать для различных групп потребителей: для людей с нарушениями зрения – повысив их читабельность, для слепых – снабдив их необходимой тактильной информацией, для глухих и людей с нарушениями слуха – за счет яркости, контрастности и заметности указателей в среде, для инвалидов-колясочников и детей доступностью размещения (доступностью для прочтения по высоте размещения). Создание системы навигации эстетически привлекательной, чётко организующей пространство, одинаково полно удовлетворяющей потребности всех групп населения в информации, есть единственный путь к «универсальному дизайну» и соответственно к – созданию «бесконфликтной среды».


Актуальность проблемы определяется рядом причин: в современных парках с территорией без навигации, человек испытывает затруднения в выборе конкретных путей передвижения. Уже не раз на практике доказывалось, что визуально человек воспринимает информацию изображений на совершенно ином, подсознательном уровне, нежели в случае с текстом или речью. Навигационная и информационная инфраструктура - это язык, на котором город говорит с жителями и гостями. Навигация открывает городу новые возможности: создает дополнительные точки притяжения, обозначает туристические маршруты, располагает к себе и вызывает доверие. В парках собираются, чтобы спокойно провести время вдали от городской суеты, это позволяет использовать в навигации неформальную дружескую интонацию.

Проблема ориентирования - одна из основных проблем восприятия пространства. Основополагающими в процессе «прочтения» предметно-пространственного окружения принято считать крупные средовые ориентиры: ландшафтные и архитектурные. Они не только обеспечивают возможность эффективного ориентирования в пространстве, но и выполняют средоформирующую функцию, становятся своего рода арт-объектами, объединяя информационную составляющую, цвет, светодизайн и дизайн оборудования, являясь органичной частью современных предметно-пространственных комплексов.

Цель проекта – комфортная и безопасная ориентация человека в пространстве парковой территории.

Многие исторические ансамбли создавались архитекторами, жившими в разные эпохи и работавшими в разных стилях, они формировались на протяжении веков. Целостность, единство и гармония достигалась в анализе сложившейся за долгие годы застройки и внедрения в нее нового, современного объекта с учетом структуры окружающих зданий, градостроительных и природных факторов.

Сохранение, обогащение и развитие парка, будет способствовать улучшению экологической обстановки и эстетического облика города, а также повышению уровня культуры горожан и совершенствованию форм культурного отдыха. Повышение ценности семейного отдыха, стремление людей провести вечер или выходной день в городском парке создают необходимость насыщения парка.

Задача проекта разработать визуальную системы навигации Ростокинского парка «Акведук», который будет не только обеспечивать возможность эффективного ориентирования в пространстве, но и выполнять средоформирующую функцию.

В процессе создания дизайн-проекта необходимо разработать типологию, графическое решение, проработать контент и конструкцию навигационных носителей, выбрать места их расстановки на территории парка с учётом индивидуального логистического анализа.


Объект исследования – город Москва Ростокинский парк «Акведук».

Предмет исследования – процесс разработки визуальной системы навигации в малых парковых зонах.

Глава 1. ФУНКЦИИ СИСТЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ

1.1. Навигационная система, как способ визуализации.

В современном мире быстрого развития, постоянно возникают новые явления, связанные с усилением значения визуальных коммуникаций, переплетением визуальных образов, различных систем видообразования, методик визуальности, которые взаимодействуют и дополняют друг друга. Восприятие текста в значительной степени теряет своё значение, постепенно уступая место образному восприятию мира. Главным стал такой образ жизни, в котором ключевым является - доступность взгляду, ясность видения, прозрачность. Создаётся ориентирование на потребление этих видимостей.

Айдентика - это набор определённых графических форм и принципов построения визуальной коммуникации, объединенных одной идеей. В свою очередь, для того чтобы выявить актуальные задачи и функции айдентики, необходимо выработать чёткое понимание понятия визуальные коммуникации. Визуальные коммуникации - это, с одной стороны, передача информации посредством визуального языка (изображений, инфографики, образов, типографики, символов, знаков), а с другой визуального восприятия (психологии восприятия и органов зрения).

Современные визуальные коммуникации развиваются очень быстро: постоянно меняется стилистика образов, конструктивных особенностей, инструменты и технологии разработки. Всё чаще они приобретают манипулятивный характер - «то, что я хочу показать». Визуальная коммуникация активно влияет на поведение потребителя, не только в общепринятом «потребительском» понимании, но и в общекультурном смысле, манипулируя культурным восприятием человека.

Навигационная инфраструктура - это язык, на котором определённое место говорит с посетителями и гостями. Навигация открывает новые возможности: создает дополнительные точки притяжения, обозначает туристические и экскурсионные маршруты, располагает к себе и вызывает доверие. Как в любом языке, у навигационной системы есть свои знаки: шрифты, пиктограммы, символы, определённые цвета, авторская графика - это объединяется в указатели, навигационные стенды, таблички с информацией и множество других носителей. Можно сказать, что система ориентирования - это взаимодействие всех видов визуальной коммуникации.[2]


1.2. Анализ аналогов систем пиктограмм в навигации парков.

Сегодня графический дизайн, с одной стороны, решает задачи по гармонизации окружающей среды в соответствии с законами восприятия. А с другой стороны - выполняет функцию отбора и структурирования информации, а затем преобразовывает ее в визуальные сигналы, которые воспринимаются и интерпретируются получателем однозначно или максимально близко к заданным значениям. Навигация может не только информировать, но и выполнять различные социальные функции.

В процессе создания системы графической навигации разрабатывается комплекс пиктограмм. Пиктограмма - упрощённое изображение, чётко и понятно иллюстрирующая объект или понятие. Её задача - передать информацию как можно короче и понятнее, чем текст. Хорошая система пиктограмм характеризуется единым стилем и конкретным набором правил, которые заложены в основу. Стилистические, визуальные, цветовые решения пиктограмм и навигационных элементов должны основываться на стиле парковой зоны и основной концепции. Всё это создаёт цельный и запоминающийся образ. Результатом разработки системы навигации является современная и уникальная система ориентирования, которая будет эстетична и актуальна в течение долгого времени.[3]

Можно выделить следующие задачи, которые выполняет система графической навигации в парковых зонах: предоставлять информацию; быть гибкой; достигать запланированного эффекта; переплетаться с имеющейся айдентикой; использовать индивидуальные коммуникативные символы и пиктограммы для каждого сообщения.

Анализ аналогов и конкурентов – это немаловажный процесс в исследовании, который поможет сориентироваться в дизайн-среде, выявить какие-либо общие черты или различия. Для анализа были взяты российские и зарубежные парковые и заповедные зоны.

«Заповедник Сказок» - парк развлечений с комплексом стилизованных построек и аттракционов в сосновом лесу на берегу озера рядом с городом Киров. Уникальность парка в том, что гости путешествуют по нему с актерами и помогают главному герою добраться до цели. Все участники встречаются со сказкой. В рамках пиктограмм разработан шрифт с глифами-символами: герои, артефакты, природа, гости заповедника. Шрифт является основным стилеобразующим графическим элементом в построении знаков ориентирования. Дизайн на любом носителе набирается с помощью шрифта, «рассказывая» историю зрителю. Главный герой и гости путешествуют в лесу букв встречая артефакты и других сказочных персонажей (см. рис. 1).


Рис. 1 Пиктограммы парка «Заповедник сказок»

Парковая навигация «Сиреневый сад». Сиреневый сад - это музей сирени под открытым небом. Основная задача навигации здесь - информационная. Навигация здесь рассказывает о сирени и её видах и сортах. В парке размещена система стендов, которые содержат интересные сведения о видах сирени. Фотографии служат помощниками для визуализации образа того или иного вида сирени, в том случае, если гости пришли в парк не в сезон цветения. При помощи нумерации и цветовой маркировки посетитель сможет с лёгкостью найти знаменитые сорта сирени. Указатели и стелы выполнены из окрашенного в сиреневый цвет металла с вырезанными в нём фирменными узорами. Невысокие узорные конструкции легко вписываются в ландшафт и не выглядят громоздкими (см. рис. 2).

Рис. 2 Навигация парка «Сиреневый сад»

Парк Победы на Поклонной горе. В 2015 году Парк Победы на Поклонной горе в Москве был реформирован и благоустроен. В нём отреставрировали памятники и разместили информационные стенды. Появились сувенирные киоски. Навигационная система была улучшена. Была решена важная задача: информирование. Дизайн конструкций использует фирменный стиль парка. Так как этот парк имеет статус мемориального комплекса, конструкции сделаны в серых оттенках. Среда выглядит дружелюбной. Навигация позволяет посетителям больше узнать об истории парка и познакомиться с достопримечательностями. Информация дублируется на английском языке, чтобы туристы из разных стран могли с лёгкостью ориентироваться (см. рис. 3).

Рис. 3 Навигация парка «Победы» на Поклонной горе.

Район Лаошань в провинции Хэнань Китая. Это живописное место находиться на территории города Чжанпин, провинция Хэнань. Парк имеет площадь 148 квадратных километров и высоту 786 метров. Это национальный геологический парк, национальный туристический район. Один из десяти лучших горячих точек Хэнань и 18 ключевых живописных районов. Он известен как «Китайский тотемный лес».[4]

Гора Лаошань является главной достопримечательностью этого парка. Навигационная система сделана в стилистике близкой к природе, с отсылкой на горную достопримечательность. Образы стендов, стел, указателей подчёркивают это своими стилистическими особенностями. плавные округлые блоки символизируют частицы горы и образуют между собой гармоничные, взаимосвязанные композиции (см. рис. 4).