Файл: НАВИГАЦИЯ МАЛЫХ ПАРКОВЫХ ЗОН (ДИЗАЙН-ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПАРКА «АКВЕДУК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 1062

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4 Навигация парка ««Китайский тотемный лес»» в провинции Хэнань.

Навигация рассматривается как процесс определения местонахождения и направления движения. Навигационная система, представляет собой элемент, который поможет любому посетителю находить нужный ему объект, например, это может быть кабинет, этаж, или крыло здания. В этом помогают навигационные визуальные системы, которые, в свою очередь представляют логичные и понятные знаки, показывающие в какую сторону идти, чтобы попасть именно туда, куда нужно.

Навигационная система - это не просто набор информационных единиц, но и оригинальное стилизованное дизайнерское решение.[5]

Глава 2. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПАРКА «АКВЕДУК»

2.1. Описание дизайн концепта.

Визуальная навигация для малых парковых зон состоит из нескольких этапов разработки, без которых не получится создать функционально-грамотный образ. Изначально работа начинается со знакомства и анализа, где рассматривается главным образом вид и территория. Далее следует грамотно поставить проблему, она является одной из самых важных частей работы. На основании проблемы выявляются конкретные задачи. После наступают следующие этапы: поиск большого количества ассоциативных образов; формирование и фиксирование образов и идей на бумаге. Формируются и фиксируются различные концепции, в результате чего появляется уникальное дизайн-решение.[6]

Ростокинский "Акведук" – это небольшой, но красивый парк, разбитый на берегу реки Яузы в Москве. Акведук (первоначальное название "Миллионный мост") - уникальное водопроводное сооружение, возведённое как часть Мытищинского самотёчного водопровода. Необходимость водопровода в Москве особо остро встала после чумы 1771 года, и в 1780 по указу Екатерины II началось его строительство, которое затянули на 25 лет.

С момента своего открытия в 1804 году водопровод выполнял свои функции вплоть до 1962 года, на сегодняшний день это единственный сохранившийся акведук системы.

Менее чем через сто лет водопроводной системе потребовалась реконструкция, были проложены чугунные трубы, в том числе и по акведуку. Акведук перестал употребляться по своему прямому назначению в конце XIX века. В советское время по нему проходила теплотрасса, сам мост ветшал и нуждался в реставрации.


В 2006 году Ростокинский акведук был освобожден от тепломагистрали, приведен в порядок, отреставрирован, получил декоративную крышу и стал пешеходным. Вокруг него разбили приятный парк (см. рис. 5).

Рис. 5 Ростокинский парк «Акведук»

В ходе работы над проектом нужно решить, как сделать парк современным, не нарушив исторический ландшафт. Пространство парка нуждается в полном переосмыслении, новом функциональном зонировании и навигации. Только так парк «Акведук» может стать по-настоящему удобным и привлекательным.

Визуально, парк состоит из двух частей разделённых акведуком: со стороны проспекта Мира находиться более "облагороженная" часть парка, c другой стороны он напоминает скорее небольшую природную территорию с лесным массивом и болотом. На аллеях парка можно найти ряд скульптур и памятников: памятный камень в честь 200-летия московского водопровода, заложенный в 2004 году, арт скульптуру "Ростокинский дворник", лавку для влюблённых и памятную стеллу, установленную в 2012 году в честь 400-летия освобождения Москвы народным ополчением Минина и Пожарского. Историческим объектом являются ажурные мостики через Яузу: они играют роль входных групп в парк со стороны Проспекта Мира и Ярославской улицы.

Парк представляет собой большую озелененную территорию со множеством аллей, лавочек и клумб, предназначенную для отдыха. Для того чтобы создать удобства ориентирования на территории парка, создать благоприятный и содержательный образ для посетителей, необходимо уделить должное внимание всей его системе, которая является важным коммуникационным средством.

Навигационная система, разрабатываемая в данном проекте, структурирует информацию так, чтобы она легко воспринималась и помогала перемещаться посетителям различных групп населения. Дизайн-проект системы навигации парка «Акведук», будет не только обеспечивать возможность эффективного ориентирования в пространстве, но и выполнять средоформирующую функцию.

2.2. Разработка системы навигации для парка. Формирование стилеобразующих элементов и цветового решения.

Навигационная система выполняется комплексно и должна взаимодействовать уже с созданным историческим стилем парка. Основные инструменты, которые используются в навигации - это символы, пиктограммы, цветовое кодирование и смешанные решения. Символы являются наиболее эффективным инструментом придания какому-либо объекту определенных признаков в целях его выделения в среде.


Часто в процессе создания визуальной навигационной системы разрабатывается комплекс пиктограмм. Хорошая система пиктограмм характеризуется единством стиля и четким следованием набору графических правил и философии, заложенной в ее основу.

Графическое, шрифтовое, цветовое решение навигационных элементов и пиктограмм создает цельный и запоминающийся образ. Результатом такой работы становится современная и уникальная система, которая будет функционально и эстетически актуальна на протяжении многих лет.

2.2.1. Шрифтовое решение

При проектировании систем навигации рекомендуется использовать шрифты без засечек (как их еще называют - гротески, сан серифные шрифты, рубленные), желательно, специально разработанные для навигации, они не должны быть акцидентными и содержать какие либо декоративные элементы. Здесь важно учитывать, что различные шрифтовые гарнитуры создаются для различных целей – есть шрифты наборные (для набора сплошного текста), навигационные, шрифты, предназначенные для карт и схем (мелкокегельные), экранные шрифты (пиксельные) – для электронных носителей. Главный критерий для применяемого шрифта – его читабельность в каждом конкретном случае.

Успех навигации сильно зависит от шрифта. Разработку графической части системы ориентирования нужно начинать с продуманной типографической системы, шрифтового инструментария. Текст – основное средство визуальной коммуникации. Главное требование при выборе – удобочитаемость и функциональность. Надписи должно быть хорошо видно с расстояния, с которого предполагается смотреть на информационный носитель. Проектируя макет носителя, важно представлять его расположение.

Для проектирования навигации парка был выбран шрифт Myriad Pro - шрифт без засечек, начертание Regular, семейство шрифтов класса гуманистический гротеск (см. рис. 6).

Рис. 6 Шрифт Myriad Pro Regular

2.2.2. Цветовое кодирование и контрасты

Достаточным для восприятия считается контраст изображения и фона составляющий 60%, на самом деле, чем выше такой контраст, тем легче восприятие информации. Предоставление информации в соотношении темный фон – светлое изображение, особенно актуально, когда речь идет о лайтбоксах, так как светящиеся белые буквы на темном или цветном фоне более читабельны, нежели темные на светящемся светлом. При этом важно учитывать, что при использовании цветогого кодирования алфавит должен составлять не более 10-12 цветовых тонов, так как большее количество цветов человек не может точно идентифицировать.[7]


Каждый цвет имеет своё психологическое воздействие на человека. Цвет должен совпадать с предпочтениями целевой аудитории, выделяться среди конкурентов. Грамотно подобранная цветовая гамма является залогом успеха для проекта. В связи с тем, что большая часть парка это различные деревья, кустарники и клумбы, цветовая гамма выбиралась исходя из природных сочетаний, которые можно увидеть, гуляя по его территории.

Для оформления был выбран зелёный и белый цвета. Белый цвет представляет совершенство, чистоту. Зелёный цвет – это симбиоз жёлтого и синего. Цвет, с одной стороны, энергии, а с другой спокойствия. Зелёный цвет оправдан большим количеством деревьев в парке. Согласно психологии эти цвета также говорят о гармонии мира и спокойствия. Зеленый и белый – классическое сочетание, оно идеально подходит к знакам, информационным табличкам и для оформления общей визуальной системе парка (см. рис. 7).

Рис. 7 Выбранные цвета для проекта

Еще необходимо отметить, что при выборе материалов для изготовления объектов системы навигации используют только матовые материалы во избежание появления бликов существенно затрудняющих прочтение информации.

2.2.3. Разработка пиктограмм и стрелок

Самое эффективное средство визуальной коммуникации – графический знак, символ, пиктограмма. Их эффективность обуславливается не только особенностями психологического восприятия, но и условиями среды, присущими той или иной эпохе. Для современного общества характерна динамичная информационная система, в которой данные постоянно обновляются и сменяют друг друга.

Пиктограммы должны проектироваться или подбираться из существующих международных систем (например ISO, AIGA/DOT, ERCO) с учетом однозначности их прочтения.[8] Здесь в качестве критерия читабельности также важен размер изображения в соотношении с удаленностью от пользователя и отсутствие слишком мелких и графически сложных деталей. При использовании пиктограмм в сочетании со шрифтами и цветом необходимо учитывать те же особенности, что и при работе со шрифтом.

Все эти аспекты необходимо учитывать с целью повышения читабельности указателей, что может существенно облегчить восприятие информации людьми с нарушениями зрения и соответственно ускорить и улучшить восприятие информации физически здоровыми людьми.

При создании плана местности в проекте используем пиктограммы, которые будут размещаться на стендах, указателях. Разрабатывая их стиль, останавливаемся на минималистичных округлых иконках в духе условных обозначений на топографических картах. Также для символов предусмотрена выворотка, для самых разных случаев использования (см. рис. 8,9).


Рис. 8 Пиктограммы для парка «Акведук»

Рис. 9 Выворотка.

2.2.4. Применение символов в схеме и навигации

Навигация в парке – это специальная система, разработанная с учётом особенностей территории, она позволяет посетителю понять внутренне устройство, способствует удобному незатруднительному перемещению и помогает найти нужный объект. Элементами навигации принято считать указатели, информационные панели, планы. Основная задача сделать так, чтобы посетителю было комфортно.

Наиболее эффективным решением будет спроектировать указатели и таблички, универсальные для всех групп пользователей. В ходе проектирования навигационных конструкций, были произведены расчёты несущих конструкций, высчитана высота и ширина относительно среднего роста человека.

Разработанные указатели предусматривают как подачу нужной информации, так и указание на определенный путь следования. Навигация должна быть доступна людям с ограниченными возможностями и сохранять при этом информативные, эстетические и эргономические качества. Необходимо думать о высоте размещения, доступной для прочтения и обеспечение доступа средств передвижения (инвалидных колясок и т.д.).

В конструкциях используются фонарные столбы, изготовленные из стали, со встроенной системой подвижной навигации. Это дает дополнительное освещение парку в темное время суток и способствует лучшему визуальному ориентированию (см. рис. 10, 12).

Для навигационных конструкций подойдет УФ печать на АКП – алюминиевые композитные панели (3-6 мм). Принтер наносит на материал рисунок специальной краской, которая обрабатывается УФ излучением, после чего приобретает особые свойства – надежно сцепляется с поверхностью, не проникая в нее, становится гладкой и прочной. Полноцветная ультрафиолетовая (УФ) печать на металле является одним из наиболее современных способов нанесения изображения. Красивые и долговечные носители гармонично сочетаются с историческим парковым пространством (см. рис. 11).

Рис.10 Фонарный столб со встроенной системой подвижной навигации.

Рис.11 Указатели и информационные таблички.