Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Разработка системы управления денежными средствами ООО "РИЗЭЛЬ").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. производство и реализация продукции производственно-технического назначения;
  2. торговая деятельность;
  3. внешнеэкономическая деятельность.

ОАО "РИЗЭЛЬ" - одно из крупнейших в Грузии производителей синтетических волокон и нитей для текстильной, трикотажной, ковровой, полиграфической, рыбной промышленности и др.

Предприятие выпускает капролактамные текстильные нити и волокна, из которых в последствии производится техническая ткань, это единственное в Грузии производит сегодня поливолокна, нити и смолы. Кроме того, предприятие выпускает: утепленный линолеум, нити для ручного вязания, рыболовную леску, тросы, шнуры, пластмассовые изделия ширпотреба.

Предприятие имеет в своем составе основное производство и несколько вспомогательных.

Производимая продукция экспортируется в Беларусь, Украину, Индию, Израиль и другие страны. На территории Грузии - это единственное предприятие по производству химических волокон и нитей.

У предприятия есть все предпосылки, стать сверхприбыльным, однако, как мы увидим по итогам анализа, который провели, в последние годы у «РИЗЭЛЬ» наблюдались финансовые трудности. По нашему мнению, предприятие, производящее продукцию, которая пользуется неослабевающим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, не должно испытывать убытки и все дело тут в неграмотном управлении, которое было характерной чертой бывшего финансового менеджмента «РИЗЭЛЬ».

За период 2012-2014 гг. предприятием были получены убытки, которые сложились в общею сумму от убытков, полученных в сфере реализации продукции, в результате того, что оперативные расходы преобладали над доходами, в результате оттока и так недостающих средств на содержание громоздкой социальной, культурной, жилищной и коммунальной сфер, на оплату штрафов, пени и других санкций и пр. В итоге, за 2014 год убытки, вместе с убытками прошлых лет, составили 320449 тыс. лари.

Работа предприятия с убытками привела к критическому финансовому состоянию. Изменение средств предприятия представим за исследуемый период 2012- 2014 годы мы представили в таблице 3.

Таблица 2. Основные показатели производственно-финансовой деятельности ОАО "РИЗЭЛЬ"

Наименование

2013

2014

2015

Темп роста 2015 / 2013

Товары собственного производства

1300000

109214

124943

-3,89

Выручка от реализации,

104211

81736

119791

14,95

Себест.-ть реализации, тыс. лари

168554

160115

176070

4,46

Прибыль / убытки ( тыс. лари)

  1. в т.ч. от реализации;
  2. отвлечение средств на содержание жилищно-бытовой, социально-культурной сферы и пр.;
  3. экономические санкции

-81347

-40836

3884

14184

-144807

-50900

36746

53689

-114591

-35542

43502

33653

40,86

-12,96

1120,03

137,26

Стоимость осн. производственных фондов

468238

492569

602147

28,60

Незавершенное строительство

604320

620542

604956

0,11

Величина производственных запасов и незавершенного производства

в т.ч. стоимость готовой продукции

53021

24663

36023

13290

34282

11358

-35,34

-53,95

Инвестиции в основной капитал

24810

20581

3113

-87,45

Среднесписочная численность работников

5187

4584

4355

-16,04


Как видим, за исследуемый период уменьшились оборотные средства и выросла задолженность перед банками. Причиной является долгосрочная аренда большинства основных фондов предприятия. И, таким образом, в результате безграмотных действий финансового менеджмента, у предприятия не хватает собственных средств даже на текущие нужды, не говоря уже о формировании резервного и прочих фондов денежных средств.

Таблица 3. Изменение средств предприятия по года

(В тысячах лари)

Имущество

На 01.01.2013

На 01.01.2014

На 01.01.2015

  1. Всего имущество

в т.ч.

собственные средства

из них:

-собств. оборотные

средства (млн. лари.)

1500,4

1262,0

-71,5

1547,7

1261,3

-219,6

1778,6

1250,8

-353,8

2. Заемные средства

из них:

  1. долгосрочные займы;
  2. краткосрочные займы;
  3. кредиторская задолженность

165,2

1,7

3,9

159,5

286,4

1,7

1,2

283,5

527,9

1,7

1,1

525,2

Вместо того, чтобы прибегнуть к лизингу основных средств, что не «утяжеляет» баланс, менеджеры предпочли взять их в долгосрочную аренду и тратили на обслуживание долгов по аренде львиную долю текущих средств. Кредитные средства совершенно недопустимо тратились на погашение задолженностей по основным средствам, а не на формирование быстро оборачиваемых оборотных средств. Поэтому, как мы видим, показатель формирования оборотных средств тут отрицательный.

2.2. Особенности управления денежными средствами ООО "РИЗЭЛЬ"

ОАО "РИЗЭЛЬ" внедряет сегодня современные методы планирования, учета и контроля денежных средств. Это позволяет компании и ее финансовым менеджерам определить, какие из элементов предприятия «вносят» наибольший вклад в прибыль и какие из них формируют наибольшее количество денежных средств. Кроме того, новые методы позволяют судить о том, с кем из контрагентов можно продолжать сотрудничество.

Методы, применяемые в "РИЗЭЛЬ" для грамотного управления денежными средствами, следующие:

  • ежедневный контроль за денежными средствами и приравненными к ним средствами,
  • использование денежных средств только по целевому назначению;
  • соблюдение графика уплаты по задолженностям, своевременная их уплата;
  • параллельный контроль за дебиторской и кредиторской задолженностями, составление сводного графика с целью исключения неуплат,
  • контроль за ликвидностью средств предприятия;

Необходимо отметить, что денежные средства - это то, что предприятие вкладывает в свои материальные и нематериальные ценности, то есть их можно расценивать, как внутреннее реинвестирование в собственное производство. Поэтому необходимо создать такой график их кругооборота, который позволит предприятию своевременно рассчитываться с долгами в самую последнюю очередь прибегая к реализации той или иной части своего имущества, используя лишь средства от реализации собственной продукции. Кроме того, у предприятия всегда должны быть необходимые резервы на те траты, которые являются непредвиденными и могут возникнуть в процессе финансово-хозяйственной деятельности, необходимо создавать фонды, которые увеличивают объем свободных средств предприятия, например амортизационный фонд, резервный фонд и прочие.

Таким образом, финансовому менеджменту ОАО "РИЗЭЛЬ" необходимо решить следующие задачи:

  1. определить объем денежных средств и приравненных к ним инструментов для собственного предприятия,
  2. определить структуру денежных средств, т.е. долю, приходящуюся на суть денежные средства и на акции и облигации предприятия,
  3. определить динамику изменения структуры и объема денежных средств предприятия,
  4. возможно ускорить оборачиваемость денежных средств,
  5. достичь договоренности с контрагентами и банками об оптимизации взаимных расчетов, при которых предприятие исключило бы себя, как промежуточное звено, между теми контрагентами, которым должно само и теми, которые должны ему. Таким образом, издержки на обращение уменьшаются и, соответственно, максимизируют прибыль.

2.3. Модели финансирования оборотного капитала ООО «РИЗЭЛЬ»

Новый финансовым менеджмент предприятия «РИЗЭЛЬ» разработал новые направления по повышению эффективности своей деятельности. Мы классифицировали их следующим образом:

1. Максимально быстро уплатить по существующим кредитам. Для этого необходимо изыскать собственные средства, даже путем продажи основных средств, а также запасов готовой продукции, может быть даже по более дешевым ценам. Это резко улучшит структуру финансов предприятия и позволит ему не разбазаривать средства на погашение долгов, накопившихся в результате неграмотного использования кредитных средств, позволит сосредоточить свои усилия на максимизации выпуска и реализации своей редкой и конкурентной продукции уже по рыночным ценам и даст возможность более правильно использовать получаемую прибыль и более рационально распределять ее,


2. Превратить процесс управления оборотными средствами в часть общего процесса финансового управления, что дает возможность осуществлять общее стратегическое управление всеми своими средствами – как собственными, так и привлеченными, как основными, так и оборотными. Результатом станет максимизация стоимости фирмы в целом.

Как называется стратегия такого типа? Стратегия общего управления своим предприятием, которую выбрало руководство ОАО «РИЗЭЛЬ»? Стратегия лавирования между Сциллой риска потери ликвидности и Харибдой потери эффективности работы?

Называется это агрессивная политика управления текущими активами, которая, в отличие от консервативной и умеренной политик, характеризуется высокой долей текущих активов и невысокой скоростью их оборота. При этом предприятие ОАО «РИЗЭЛЬ» планомерно увеличивает запасы сырья, материалов, нереализованной продукции и размеры дебиторской задолженности. Считаем нужным отметить, что при этом возрастает совокупный риск, связанный с предприятием, но в сложившейся ситуации у него нет просто другого выхода. Тут мы считаем риск оправданным.

В результате исследования финансовых и производственных показателей, а также методов управления, которые существуют на предприятии «РИЗЭЛЬ», мы разработали ряд рекомендаций по улучшению его финансового положения:

  1. Рекомендуем предприятию срочно погасить все долги по кредитам перед банками, так как все оборотные средства предприятия идут на их обслуживание. Для этого необходимо реализовать неиспользуемые части основных средств и сырьевых и материальных запасов, лишнее, неработающее оборудование, имеющиеся в собственности неиспользуемые площади складов, которые можно сдавать в аренду или продать. Имущество, которое не используется, законсервировать, чтобы сократить базу для расчета налога на имущество и экономить на платежах государству.
  2. Пересмотреть и изменить систему оплаты менеджеров по продажам и финансовым менеджерам. Привязать вознаграждение первых к грамотному маркетинговому управлению – максимальному сбору денежных средств от продаж. Вознаграждение вторых – к повышению соотношения кредиторских и дебиторских задолженностей в пользу последних и своевременное и строгое взимание этих средств по жесткому графику,
  3. Установить строгий и неизменный лимит задолженности каждого клиента, не превышать его не при каких обстоятельствах,
  4. Если поставщиков невозможно уговорить пойти на уступки – искать более сговорчивых поставщиков помня при этом, что сегодня надежный, платящий и регулярный покупатель не менее важен, чем поставщик,
  5. Добиться от кредиторов реструктуризации долгов (как говорил Бальзак, «Сначала накапливайте долги, а потом добивайтесь скидок»),
  6. Составить график платежей кредиторам и список клиентов, которым возможно предоставить в долг продукцию, по их «предпочтительности»,
  7. Остановить инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в Грузии. Изучить возможности возврата полностью или частично вложенных средств;
  8. Отказаться от расходов, которые не дают немедленную отдачу,
  9. Отказаться от неприемлемых условий финансирования и добиться индивидуального подхода со стороны бака-кредитора, добиваться более выгодных условий для предприятия, убедив кредитора, что ему выгоднее иметь должника, который способен регулярно и в срок платить,
  10. Тщательно проанализировать весь ассортимент товаров, каждую группу товаров в нем, чтобы знать наверняка – какой из них приносит наибольшую прибыль. Если возможно – изменить ассортимент продукции так, чтобы в нем преобладали именно товары, приносящие максимальную прибыль,
  11. Провести новое маркетинговое исследование рынка собственных товаров и снести корректировки в планы производства, продаж и стратегического развития предприятия в соответствии с ним,
  12. Проанализировать конъюнктуру рынка в целом,
  13. Рекомендуем ввести централизованную систему расчетов с кредиторами. Это дает возможность контролировать «все и сразу». Составляя централизованные таблицы и графики движения кредиторской задолженности, руководство имеет перед глазами полную картину своего финансового состояния и получает возможность разрабатывать соответствующие меры по мгновенной ликвидации нарушений или отклонений от графика платежей. Крое всего прочего, в этой системе управления можно ликвидировать такие недостатки, как управление средствами дочерних предприятий и аффилированных обществ. Их показатели входят в общую картину и дают возможность, управлять этой частью финансовых средств с таким же успехом, как и главного предприятия. Эффективность управления, по нашему мнению, при централизованном ее виде, гораздо больше, т.к. она полностью подчиняется общему стратегическому управлению и не вносит в него никаких корректив. Любые отклонения на местах становятся заметными быстрее и дает центральному руководству возможность мгновенной реакции.

Централизованное руководство дает максимальную возможность грамотного и рационального управления денежными средствами предприятия, повышая его платежеспособность и, соответственно, деловую репутацию.

  1. Мы рекомендуем ОАО «РИЗЭЛЬ», составляя финансовую план развития предприятия, составлять подробный план доходов и расходов на кратко-, средне- и долгосрочный периоды. «Отчет о прибылях и убытках», она же Форма №2 бухгалтерской отчетности, отображает только фактическую прибыль, а не перспективу ее получения. Подробный отчет о движении доходов и расходов, по нашему мнению, дает скрупулезную картину сумм, признаваемых доходами или расходами. На этом же этапе их можно корректировать пошагово, что очень удобно.

Метод бюджетирования применяется давно, и, по нашему мнению, несколько забыт по сравнению с современными методами анализа и управления.

По нашему мнению, в плане – отчете себестоимость материалов и сырья будут отличаться от стоимости материальных ценностей предприятия на величину, которая равна дельте материальных запасов. Кроме того, будет присутствовать и другое искажение, а именно: движение платежей предприятия по кредиторским и дебиторским задолженностям изменяется во времени, она непостоянна иногда даже для краткосрочного периода.

Мы разработали и предложили предприятию баланс доходов и расходов, который должен содержать все основополагающие, по нашему мнению, показатели:

  • уплата по процентам банковских кредитов,
  • поступление средств по мере времени по дебиторским задолженностям,
  • отчисления в фонд амортизации,
  • прибыли за счет основной деятельности предприятия.
  1. Мы разработали, так же, метод бюджетирования потока денег – комплекс контроля, регулирования, прогнозирования и управления денежных притоков и оттоков. Составили мы его поквартально на год. В первом и втором кварталах по неделям, в третьем и четвертом – по месяцам. Таблица должна быть сводной, в левой е части – поступления, ожидаемые предприятием от финансово хозяйственной деятельности с разбивкой по пунктам, в правой – выплаты, прогнозируемые предприятием по уже существующим или прогнозируемым кредитам, займам и ссудам. Для определения ожидаемых поступлений мы использовали фактические данные о продажах во всех видах – за наличный, в рассрочку и в кредит.
  2. На финальном этапе нашей работы над курсовой, мы разработали для предприятия ОАО «РИЗЭЛЬ» стандартную модель обновленной финансовой службы, от которой во многом зависят новые преобразования на предприятии в целом. Независимо от выбранного подхода к структуре финансовой службы, мы считаем, что она должна быть стандартизована под уже апробированные модели. Это обеспечивает экономию времени и средств на «изобретение велосипеда», который давно уже везде работает.