Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере АО «ЦАСЭО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем выручки в 2014 году увеличился на 57,62 % (на 248 536 тыс. руб.)

по сравнению с 2013 годом, при этом рост себестоимости услуг увеличилась на 58,33% (161 855 тыс. руб.). Таким образом, темп роста выручки незначительно отставал от темпа роста себестоимости услуг. В 2015 году тенденция меняется, и рост объемов реализации составляет 2,46% (16 756 тыс. руб.) при увеличении себестоимости на 2,41 % (10 599 тыс. руб.).

Сложившаяся динамика показателей выручки и себестоимости услуг оказала влияние на изменение показателя валовой прибыли. Валовая прибыль в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 56,33% (86 681 тыс. рублей). В 2015 году рост показателя составил 2,56% (6 157 тыс. рублей).

Темпы изменения показателей выручки, себестоимости услуг и валовой прибыли в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличились на 57,62%, 58,33% и 56,33% соответственно. В 2015 году по сравнению с предшествующим годом величина показателей увеличилась пропорционально и составила 2,46%, 2,41% и 2,56% соответственно. Динамика изменения показателей приведена на Рисунке 2.1. и говорит о расширении объемов предоставления работ и услуг обществом при соответствующем росте себестоимости услуг.

Рис. 2.1 – Динамика изменения выручки, себестоимости услуг и валовой прибыли АО «ЦАСЭО» за 2013-2015 гг

Прибыль до налогообложения в 2014 году по сравнению с 2013 годом

увеличилась более чем в 9 раз (на 26 707 тыс. руб.), а в 2015 году более чем в 5 раз (на 135 537 тыс. руб.) по сравнению с 2014 годом. Увеличение показателя в несколько раз связано со значительным увеличением прочих доходов в структуре показателя. Данная динамика является положительным фактором, поскольку прибыль до налогообложения является источником покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам и займам и лизинговые платежи), являющихся долгосрочным видом расходов, которые обществу необходимо нести при любых обстоятельствах, финансовом положении и возможных спадах в объемах реализации работ и услуг.

Чистая прибыль в 2014 году увеличилась более чем в 8 раз (на 19 055 тыс. руб.) по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году, более чем в 7 раз (на 135 322 тыс. руб.) по сравнению с 2014 годом. Рост показателя является положительным фактором, поскольку выполняется главная цель деятельности общества, а также увеличивается возможность финансирования расширения перечня выполняемых работ и услуг, и денежных накоплений предприятия.

Среднегодовая стоимость основных фондов в 2014 году выросла на 71,17% (на 31 678 тыс. руб.) по сравнению с 2013 годом. В 2015 году показатель увеличился на 98,6% (на 75 120 тыс. руб.) в сравнении с предыдущим годом. Увеличение величины показателя говорит об инвестициях в основные средства, модернизации оборудования, что также свидетельствует о расширение производства.


Величина среднегодовой стоимости оборотных фондов в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросла на 32,22% (на 39 904 тыс. руб.), а в 2015 году показатель увеличился более чем в 2 раза (на 178 759 тыс. руб.) по сравнению с 2014 годом.

Среднесписочная численность персонала в 2014 году увеличилась на 24,19% (на 75 чел.) по сравнению с 2013 годом. Численность персонала в 2015 году увеличилась на 33,25% (на 128 чел.) в сравнении с 2014 годом. Рост численности персонала свидетельствует о расширении деятельности общества.

Численность филиалов и обособленных подразделений общества в период с

2013 по 2015 года увеличилась с 17 филиалов в 2013 году до 25 в 2014 году и составила 45 филиалов в 2015 году.

2.2 Оценка конкурентоспособности

Самый первый способ анализа позиций АО «ЦАСЭО» на рынке – это изучение распределения рыночных долей между всеми участниками.

Для этого необходимо проанализировать долю рынка принадлежащую АО «ЦАСЭО», а какая основному конкуренту.

Именно доля рынка является тем показателем, по которому решается вопрос о рыночном лидерстве. Несмотря на важность этого, точное знание о рыночной доли – явление, довольно редкое на российском рынке. Это связано, во-первых, с невозможностью получения достоверных сведений – почти вся информация, так или иначе касающаяся деятельности предприятия конкурентов, относится ими к разряду коммерческой тайны. Во-вторых, с закрытостью абсолютного большинства юридических лиц, работающих на рынке, что также лишает маркетологов и менеджеров ценной информации об их оперативной деятельности. В результате руководству АО «ЦАСЭО», приходится не определять рыночные доли, а угадывать их ориентировочные значения.

Для того чтобы оценить конкурентоспособность исследуемого предприятия АО «ЦАСЭО» необходимо охарактеризовать его с точки зрения доли рынка и некоторых других показателей относительно главных конкурентов.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается относительная характеристика, выражающая отличия данного предприятия от конкурентов по степени удовлетворенности клиента его услугами и по эффективности основной деятельности.

Сначала проведем сравнительный анализ деятельности исследуемого нами предприятия АО «ЦАСЭО» с двумя другими предприятиями: ООО «Экошельф» и ООО Центурион Групп». Охарактеризуем конкурирующие предприятия.

«Экошельф» ведет отсчет своей деятельности от 22 июля 1997 года. Одной из основных причин создания Компании было начало широкомасштабных работ по поиску и добыче нефти и газа на шельфе Сахалина. В рамках этой деятельности было жизненно необходимо обеспечить экологическую безопасность на море и на суше, сохранить уникальную островную природу. Поэтому совсем не случайно в названии Компании тесно соединились два понятия «Экология» и «Шельф».


Деятельность «Экошельф» направлена на сохранение и защиту окружающей среды путем предоставления широкого спектра услуг по утилизации отходов I-Vклассов опасности, предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и химически опасных веществ, предоставлению специализированных судов и оборудования ЛАРН.

Компания Центурион Групп - Профессиональное аварийно-спасательное формирование, газоспасательные работы, ликвидация ЧС на авто-транспорте, ликвидация разлива нефти, нефтепродуктов и опасных химических веществ на море и на суше.

Рассмотрим услуги оказываемые фирмами конкурентами.

Таблица 2.2 – Характеристика услуг конкурентов

Наименование услуг

Компании

Экоспасс

Экошельф

Центурион Групп

Разработка, сопровождение согласования и введения ПЛАРН, ПМЛА, ПБ ОПО и других проектов для субъектов и компаний с ОПО федерального, регионального, муниципального и объектового уровней на сухопутной части территории

+

-

-

Разработка, сопровождение согласования и введения ПЛАРН для компаний НГК на акватории портов и континентальном шельфе

+

-

-

Абонентское обслуживание опасных производственных объектов всех уровней на сухопутной части территории

+

-

-

Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов при авариях на ОПО на территории и континентальном шельфе

+

+

+

Аварийно-спасательные, газоспасательные работы и организация управления в операции по ЛЧС(Н)

+

-

+

Сбор, обезвреживание, транспортировка и утилизация опасных отходов

+

+

+

Нефте-газо-пожарная безопасность и пожаротушение

+

+

+

Выполнение НИР и ОКР по разработке, созданию и внедрению в эксплуатацию средств, комплексов и систем обеспечения нефте-газо-пожарной, экологической безопасности и оперативному мониторингу окружающей среды

+

+

-

Реабилитация нефтезагрязненных территорий

+

-

-

Водолазные работы

+

-

-

Горноспасательные работы

+

-

-


Для оценки сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков можно использовать балльную систему.

При балльной системе используют пятибалльную оценочную шкалу (от 0 до 5 или от 1 до 5) для каждого параметра, затем определяется средний балл для каждого предприятия.

Чем выше, средний балл, тем сильнее конкурентные позиции предприятия. Преимущества данного метода заключаются в относительной простоте выполнения анализа.

Заметим, что для проведения рейтинговой оценки конкурентов необходимо выбрать эксперта. В рамках данной работы экспертами выступают автор работы, и директор АО «ЦАСЭО».

Таблица 2.3 - Оценка деятельности конкурентов с помощью обычной балльной системы

Оценочные параметры

ООО «Экошельф»

АО «ЦАСЭО»

ООО Центурион Групп»

Ассортимент услуг

5

4

3

Цены

5

4

2

Работа с юридическими лицами

5

5

2

Система скидок

5

1

1

Клиенты

5

4

3

Объем оказания услуг

5

4

3

Численность персонала

4

4

2

Репутация

5

5

2

Известность

4

5

1

Уровень обслуживания клиентов

4

5

2

Приверженность клиентов

5

4

2

Занимаемая доля рынка

4

4

4

Итого средний балл

4,3

3,8

2,2

В качестве оценочных параметров можно использовать следующую информацию о предприятиях-конкурентах:

  • количественную (объем услуг, занимаемая доля рынка, величина активов, рентабельность, наличие и размер филиальной сети, цены на услуги, численность персонала и т.п.);
  • качественную (репутация, известность, престиж, эффективность и гибкость применяемых рыночных стратегий, уровень обслуживания клиентов, приверженность клиентов, реакция на изменение рыночной ситуации и т.п.).

Таким образом, на основании таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что у ООО «Экошельф» самый высокий средний балл, на втором месте находится исследуемое предприятие АО «ЦАСЭО».

На основе проведенного анализа можно выделить сильные и слабые стороны конкурентов и составить карту конкурентных преимуществ (табл. 2.4). Под конкурентными преимуществами понимаются осязаемые и неосязаемые активы, которыми владеет предприятие и которые наиболее важны для него, потому что позволяют побеждать в конкурентной борьбе.

Таблица 2.4 - Карта конкурентных преимуществ

Название

предприятия

Слабые стороны

Сильные стороны

Конкурентные преимущества

АО «ЦАСЭО»

Управление персоналом

Уровень обслуживания Занимаемая доля рынка Система скидок

Ассортимент

Цены

Работа с юридическими лицами

Клиенты

Объем оказания услуг

Репутация

Лояльность клиентов

Ассортиментная политика

Ценовая политика

Маркетинг

Имидж фирмы

Бренд

Активы фирмы

Организационная культура

ООО «Экошельф»

Ассортимент

Цены

Клиенты

Объем оказания услуг

Занимаемая доля рынка

Приверженность клиентов

Работа с юридическими лицами

Репутация

Управление персоналом

Уровень обслуживания

Маркетинг

Имидж фирмы

Бренд

Активы фирмы

Персонал

Организационная культура

ООО Центурион Групп

Цены

Работа с юридическими лицами

Репутация

Управление персоналом

Уровень обслуживания

Ценовая политика

Лояльность клиентов

Ассортимент услуг

Наличие большого числа конкурентных преимуществ делает исследуемое предприятие более конкурентоспособным.

На основании составленной карты конкурентных преимуществ следует сделать вывод о том, что АО «ЦАСЭО» обладает высокой конкурентоспособностью, ООО «Экошельф» также характеризуется высокой конкурентоспособностью, они строят свою политику, ориентируясь на разные сегменты. АО «ЦАСЭО» ориентируется на людей со средним и ниже среднего уровнем дохода; ООО «Центурион Групп» - на компании со средним и высоким уровнем дохода; ООО «Экошельф» - на компании со средним и ниже среднего уровнем дохода.

Для выявления своей конкурентоспособности предприятие должно найти свое место на рынке, то есть определить конкурентную позицию, которая устанавливается по основным направлениям деятельности предприятия.