Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Правовой статус, задачи и принципы деятельности Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Международная экономическая система продолжает динамично развиваться. В этих условиях Российской Федерации целесообразнее всего выстраивать собственную глобальную стратегию, которая должна быть направлена на укрепление и повышение общенациональной конкурентоспособности.

Очевидно, что в XX в. произошли значительные изменения, которые нашли отражение в международной экономической системе. Это связано, прежде всего, с возрастанием числа многосторонних и двусторонних международных договоров, затрагивающих экономическую сферу, а также с деятельностью универсальных международных межправительственных организаций, составляющих организационную основу международной экономической системы.

Особое место среди универсальных международных межправительственных организаций занимают созданные после Второй мировой войны группа Всемирного банка (World Bank) и Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Напомним, Российская Федерация является членом четырех учреждений группы Всемирного банка, а именно: Международной ассоциации развития (МАР) с 16 июня 1992 г.; Международной финансовой корпорации (МФК) с 12 апреля 1993 г.; Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА) с 29 декабря 1992 г.; Международного банка реконструкции и развития (МБРР) с 16 июня 1992 г; в Международный валютный фонд Российская Федерация вступила 1 июня 1992 г.

В России радикальные экономические преобразования начались к концу 1990-х гг. В результате в сжатые сроки был проведен комплекс рыночных реформ, суть которых отражает известная триада «либерализация - приватизация - стабилизация».

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N° 1662-р , закреплена стратегическая цель, заключающаяся в достижении уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия, говорится в концепции.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия Российской Федерации с международными финансово – кредитными институтами.


Предмет исследования – процесс взаимодействия Российской Федерации с международными финансово – кредитными институтами.

Целью работы является изучение отношений Российской Федерации и международных финансово- кредитных институтов на современном этапе.

Цель формирует задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:

1. Изучить цели МВФ, условия членства и механизмы кредитования.

2. Рассмотреть историю взаимоотношений России и МВФ, а также участие России в международных финансовых институтах.

3. Охарактеризовать характер взаимодействий России с МВФ и группой Всемирного Банка.

4. Определить проблемы и перспективы сотрудничества России с МВФ и группой Всемирного Банка .

В процессе работы использовались учебная литература, материалы из периодических печатных изданий по данной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Механизм сотрудничества России с Международным валютным фондом

1.1.Правовой статус, задачи и принципы деятельности Международного валютного фонда

Международный валютный фонд (МВФ) - специализированное учреждение ООН, предназначенное для регулирования валютно -кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления им краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. [1, c.22] Решение об учреждении МВФ для помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом было принято на Бреттон-Вудской валютной конференции в 1944 г. 44 страны -участницы: разработали устав (Статьи соглашения) МВФ, который вступил в силу 21 декабря 1945 г. Практическую же деятельность фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран - членов. [2, c.35]

Международный валютный фонд был создан 22 июля 1944 г. на международной Валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США) как специализированное учреждение ООН. Правовой статус МВФ как международной организации был закреплен в Статьях Соглашения Международного валютного фонда. [23, c.19]


В ст. I Соглашения Международного валютного фонда были четко определены цели МВФ:

  • способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;
  • способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики; [22, c. 12]
  • содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
  • за счет временного предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне. [22, c.34]

Структура МВФ в соответствии со ст. XII Статей Соглашения Международного валютного фонда состоит из Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя и штата сотрудников, полномочия которых устанавливаются настоящими Статьями Соглашения. [20, c.54]

Статьей V разд. 3 Статей Соглашения Международного валютного фонда определены условия, регулирующие использование общих ресурсов МВФ, а именно:

  1. Международный валютный фонд принимает правила использования своих общих ресурсов, включая правила в отношении механизмов "стенд-бай" или аналогичных им; он может также принимать особые правила в отношении нетипичных проблем платежного баланса для оказания помощи государствам-членам в решении проблем платежного баланса в порядке, не противоречащем положениям Статей Соглашения и для обеспечения адекватных гарантий использования общих ресурсов МВФ; [4, c.23]
  2. государство-член имеет право на покупку у МВФ валют других государств-членов за эквивалентную сумму собственной валюты при выполнении следующих условий:

  • использование общих ресурсов МВФ государством -членом соответствует положениям Статей Соглашения и принятым исходя из них правилам;
  • государство-член представляет заявление о том, что оно имеет потребность в покупке валюты в связи с состоянием его платежного баланса и его резервов или с динамикой его резервов; [5, c.23]
  • предполагаемая покупка будет представлять собой покупку в рамках резервной доли, либо не приведет к увеличению авуаров Фонда в валюте государства- члена, совершающего покупку, свыше двухсот процентов от квоты последнего;
  1. Международный валютный фонд проводит анализ запроса на покупку валюты для проверки соответствия предлагаемой покупки положениям Статей Соглашения Международного валютного фонда и принятым согласно им правилам; при этом запросы на покупку валюты в рамках резервных долей не могут быть оспорены; [6, c.22]
  2. Международный валютный фонд принимает в целях выбора валют для продажи правила и процедуры, в которых принимается во внимание в ходе проведения консультаций с государствами-членами состояние платежного баланса и резервов государств -членов, ситуация на валютных рынках, а также желательность содействия достижению сбалансированных позиций в МВФ с течением времени; при этом, если государство -член представляет заявление о своем предложении купить валюту другого государства-члена, ввиду того что государство -член, являющееся покупателем, желает приобрести эквивалентное количество собственной валюты, предлагаемой другим государством-членом, оно имеет право на покупку валюты данного другого государства-члена, если МВФ не было представлено уведомление о том, что он испытывает дефицит своих авуаров в указанной валюте; [9, c.13]
  3. Каждое государство -член обеспечивает, чтобы остатки его валюты, полученные в порядке покупки у МВФ, являлись остатками в свободно используемой валюте либо чтобы они могли быть обменены в момент покупки на выбранную им свободно используемую валюту по обменному курсу между этими двумя валютами.

Каждое государство -член, валюта которого покупается у МВФ или оказывается приобретенной в обмен на валюту, купленную у МВФ, сотрудничает с МВФ и другими государствами-членами в целях создания возможности обмена таких остатков его валюты в момент покупки на свободно используемые валюты других государств -членов. [10, c.55]

Обмен валюты, не являющейся свободно используемой, производится государством-членом, валюта которого покупается, если такое государство-член и государство-член, являющееся покупателем, не приходят к договоренности относительно иной процедуры.


Государство-член, покупающее у МВФ свободно используемую валюту другого государства-члена и желающее обменять ее в момент покупки на другую свободно используемую валюту, производит такой обмен с другим государством-членом по требованию этого государства-члена. Указанный обмен производится на свободно используемую валюту по выбору другого государства-члена по курсу обмена. [12, c.30]

В соответствии со ст. X Статей Соглашения МВФ сотрудничает с любыми международными организациями общего характера и с международными общественными организациями, имеющими специализированные функции в смежных областях.

Российская Федерация вступила в МВФ путем принятия Статей Соглашения Международного валютного фонда и подписания их 1 июня 1992 г. (постановление № 2815-1).

Согласно Уставу МВФ, имеет следующие официальные цели:

  1. способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;
  2. содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли, способствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости, реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;[16, c.28]
  3. способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимуществ в конкуренции;
  4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов и международной платежной системы по текущим операциям между государствами-членами, а также содействовать устранению валютных ограничений, сдерживающих рост мировой торговли; [18, c.15]
  5. за счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий обеспечивать возможность исправления диспропорций в их платежных балансах, не применяя мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне; [22,c. 27]
  6. сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов и сокращать масштабы этих нарушений.

Участники Бреттон-Вудской конференции возложили на МВФ исполнение трех основных функций:

  • контроль за выполнением "кодекса поведения" (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
  • предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими "кодекса поведения";
  • организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.