Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Правовой статус, задачи и принципы деятельности Международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Механизм сотрудничества России с Международным валютным фондом
1.1.Правовой статус, задачи и принципы деятельности Международного валютного фонда
1.2. Актуальные проблемы взаимодействия России и МВФ
Глава 2. Взаимодействие Российской Федерации с группой Всемирного Банка
2.1. Цели и задачи сотрудничества Российской Федерации и группы Всемирного Банка
2.2.Сотрудничество России и Международной финансовой корпорации
2.3. Сотрудничество России и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям
2.4.Актальняе проблемы взаимодействия РФ и Группы Всемирного банка
Начиная с 2004 г. объемы финансовых взносов России в МАР устойчиво растут (рисунок 2). В рамках последнего (17-го) пополнения капитала МАР Россией было выделено около 195 млн долл. (127 млн СДР), что составило 0,55% от общего объема пополнения капитала ассоциации.
Рисунок 2. Взносы России в МАР в рамках 13-17 пополнений капитала [27]
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\AppData\\Local\\Temp\\FineReader11.00\\media\\image14.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "../AppData/Local/Temp/FineReader11.00/media/image14.jpeg" \* MERGEFORMAT INCLUDEPICTURE "../AppData/Local/Temp/FineReader11.00/media/image14.jpeg" \* MERGEFORMAT
Источник: составлено автором по данным МАР
В рамках содействия международному развитию Россия осуществила финансовые пожертвования в 21 трастовый фонд группы Всемирного банка, 15 из которых являются действующими. Общая сумма предоставленных средств составила 254 млн долл.
2.4.Актальняе проблемы взаимодействия РФ и Группы Всемирного банка
На сегодняшний день основной проблемой во взаимодействии России и Группы Всемирного банка остается действие антироссийских санкций, в результате которых была ограничена или полностью приостановлена деятельность отдельных структур группы на территории страны. [20, c.112]
Кроме этого, как и в случае с МВФ, Россия при поддержке других стран группы БРИКС выступает за проведение реформы Всемирного банка. Основными направлениями такого реформирования, по мнению стран БРИКС, должны стать придание более демократичного характера структурам управления банка, расширение его финансовых возможностей, дальнейший пересмотр структуры акционерного капитала. [23,c.65]
Увеличение капитала Всемирного банка является одним из наиболее острых вопросов. Развивающиеся страны и страны БРИКС уже не раз настаивали на необходимости докапитализации банка с целью увеличения объемов выдаваемых кредитов. В частности, страны отмечали существенный дефицит финансовых ресурсов, выделяемых на развитие инфраструктуры. По словам заместителя министра финансов С.А. Сторчака, в случае отказа стран-акционеров от пополнения ресурсов Всемирного банка, к 2019 году он будет вынужден сокращать объемы кредитования. До недавнего времени развитые страны отказывались рассматривать данный вопрос. Вместе с тем в последнее время их позиция, в частности США, изменилась, что в том числе связано с появлением на международной арене региональных институтов развития, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития БРИКС (НБР). США опасаются, что дальнейший отказ от пополнения ресурсов Всемирного банка снизит значимость данного института по мере роста влияния региональных финансовых организаций. Так, участниками АБИИ на сегодняшний день уже являются 57 государств, из них 20 - нерегиональные члены, среди которых такие крупные европейские страны, как Великобритания, Франция, Германия, Италия и др. [23,c.71]
Решение о создании Нового банка развития БРИКС было принято в июле 2014 г. Соответствующее соглашение было подписано представителями стран БРИКС по итогам саммита в г. Форталеза, Бразилия. Как отмечалось в Форталезской декларации, целью создания НБР является «мобилизация ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС и других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах». По мнению стран БРИКС, НБР позволит дополнить деятельность существующих региональных и международных финансовых институтов в области глобального развития. [22,c.76]
НБР начал свою деятельность в июле 2015 г. после ратификации соглашения всеми странами группы БРИКС. Оплаченный капитал БРИКС составляет 10 млрд долл., пропорционально распределенных между странами-участницами. Предусматривается возможность увеличения капитала до 50 млрд долл. Кроме этого, предусматривается возможность привлечения других развивающихся стран к участию в НБР. Основными сферами, на которых в ближайшее время будет сосредоточена деятельность НБР, станут зеленая энергетика, транспорт и телекоммуникации. К настоящему моменту НБР одобрил 5 проектов в пяти странах - участницах БРИКС на сумму около 1 млрд долл. Пакет проектов включает строительство малых гидроэлектростанций в Карелии. С этой целью НБР выделит два кредита по 50 млн долл. Евразийскому банку развития (ЕАБР) и Международному инвестиционному банку (МИБ).
Несмотря на то что создание НБР часто рассматривается как региональный аналог Всемирного банка, эксперты отмечают ряд его недостатков. Прежде всего, в качестве основного выделяют недостаток финансовых ресурсов фонда. По мнению западных экспертов, страны БРИКС могли бы сформировать более влиятельный институт, если бы не были предусмотрены равные взносы стран БРИКС, и Китай согласился внести больше средств. [21,c.87]
Другим важным недостатком является система управления НБР, при которой полный контроль за принятием решений, начиная от присоединения новых членов и заканчивая одобрением кредитов, остается закрепленным за странами БРИКС. По мнению западных экспертов, для потенциальных участников НБР представляет собой лишь еще «худшую версию» Всемирного банка.
Наконец, без участия крупных развитых экономик облигации, выпускаемые НБР, не смогут претендовать на наиболее высокий рейтинг, что снизит их привлекательность для стран со средним уровнем дохода, а следовательно, ограничит возможные варианты привлечения финансирования НБР. [24]
Кроме этого, по мнению российских экспертов, России необходимо более внимательно относиться к участию в НБР. Как отмечает профессор департамента финансов НИУ ВШЭ А. Абрамов, структуры, подобные НБР, являются своего рода формой распространения влияния Китая, что может представлять для России существенные риски.
Выводы:
На протяжении всего периода своего членства в Международном валютном фонде и Группе Всемирного банка Россия являлась активным участником деятельности крупнейших международных финансовых институтов. Присоединившись к организациям в качестве заемщика, страна в довольно короткий срок сменила свой статус на кредитора в МВФ и партнера в Банке. На сегодняшний день Россия в сотрудничестве с рядом других государств, в частности, со странами БРИКС, активно продвигает реформы мировой финансовой архитектуры, с тем, чтобы она в большей степени отражала сложившуюся на данный момент расстановку сил в мировой экономике. Россия также участвует и является инициатором региональных финансовых инициатив, призванных укрепить
Заключение
Согласно национальной концепции внешней политики, утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г., главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении основных целей:
- создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышение уровня и качества жизни населения, укрепление правового государства и демократических институтов, реализация прав и свобод человека;
- развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, много- векторности, предсказуемости;
- укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях.
Основные задачи РФ в сфере международных экономических отношений заключаются в обеспечении равноправных позиций нашей страны в современной системе мирохозяйственных связей, в сведении к минимуму рисков, возникающих при интеграции в мировую экономику.
Следует отметить, что Россия подключилась к глобальной финансовой системе только в начале 1990-х гг.
Участие России в МАР, МФК, МИГА, МБРР дает ей возможность заимствовать средства на определенных условиях, что повышает кредитный рейтинг РФ и открывает доступ на мировой рынок ссудных капиталов. Всемирный банк предлагает консультационные и аналитические услуги (КАУ), в том числе консультационные услуги, оказываемые на возмездной основе (КУВО); продукты по передаче экспертных знаний - экономические и отраслевые исследования (ЭОИ), техническое содействие (ТС).
Соответственно, в 2010 г. на проект «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» из средств займа Всемирного банка было выделено 200 млн долл. Из них 19,3 млн долл. выделено на финансирование технического содействия и 175 млн долл. на финансирование инвестиционных планов городов, а 5,7 млн долл. направлены на операционные расходы. Реализация проекта должна была пройти в два этапа. В ходе реализации программ реформирования ЖКХ было отмечено, что возросла доля жителей среди населения городов, по мнению которых качество услуг ЖКХ улучшилось: в 2013 г. она составила 61 % по сравнению с 54 % на начало реализации проекта в 2010 г. В городах, где инвестиционные контракты были реализованы, данный показатель значительно больше - например, в Набережных Челнах он составляет 80 %.
Следует отметить, что была разработана «Стратегия партнерства (КПС) Группы Всемирного банка (Группа ВБ) с Российской Федерацией на 2012-2016 гг.», предусмотревшая оказание содействия России: в ускорении роста и диверсификации экономики за счет совершенствования управления государственными финансами, улучшения инвестиционного климата, более активного внедрения инноваций, укрепления финансового сектора, а также дальнейшего развития инфраструктуры и повышения эффективности охраны окружающей среды; в развитии человеческого капитала за счет повышения уровня квалификации рабочей силы и укрепления системы социального обеспечения путем совершенствования систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения; в повышении глобальной и региональной роли России в связи с усилиями правительства страны, предпринимаемыми в области международной помощи развитию и по обеспечению глобальных общественных благ.
Библиография:
- Бабышев Л. Внешнеэкономические связи России // Внешняя торговля. –2014. – №2. – С. 30.
- Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России // Внешняя торговля. – 2015. – №4. – С. 33.
- Давыдов О. Россия - США: изменения в подходах к экономическому сотрудничеству // Внешняя торговля. – 2016. – №5. – С. 20-21.
- Зевин Л.З. Международный валютный фонд в глобальной валютной системе. // Власть. – 2014. - № 4. – С. 57-62.
- Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. - М., 2015. – 302 с.
- Кузнецов А. Проблемы интеграции России в мировую финансовую систему // Мировая экономика и международные отношения. 2015. N° 6. С. 88.
- Кузнецов В.С. Отношения России и МВФ. // Международная экономика и международные отношения. – 2015. - № 7. – С. 46-52.
- Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М., 2014. – 289 с.
- Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Мизыкина. - М., 2015. – 314 с.
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для вузов / Под ред. Л.Н. Красавина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 606 с.
- Международные экономические отношения / Под ред. Б.П.Супруновича. – М.: ГФА, 2014. – 299 с.
- Мировая экономика / Отв. ред. И.П. Фаминский. – М.: Международные отношения, 2016. – 345 с.
- Моисеев. С. Мировой кредитор последней инстанции. // Бизнес и банки. -2010. – №49. – С. 21.
- Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 2016 году // Внешняя торговля. – 2014. – №1. – С. 20-21.
- Основы внешнеэкономических знаний / Отв. ред. И.П.Фаминский. – М.: Международные отношения, 2014. – 307 с.
- Пашкова И., Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в России // Внешняя торговля. 2016. – №1-3. – С. 20-22.
- Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. – М.: Прогресс, 2015. – 315 с.
- Постников С.Л. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 344 с.
- Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: МИВЦ «Маркетинг», 2016. – 287 с.
- Саркисянц А.Г. Отношения России с международными экономическими и финансовыми организациями. // Бизнес и банки. – 2015. – №13. – С. 20.
- Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. Учебник. - М.: Юрист, 2016. – 301 с.
- Смитиенко Б.М. Всемирная торговая организация в мировой экономике. – М.: Финансовая академия, 2014. – 259 с.
- Смитиенко Б.М., Супрунович Б.П. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли. - М.: Финансовая академия, 2015. – 294 с.
- Шибаева Е.А. Право международных организаций. - М., 2014. – 247 с.
- Шибаева Е.А., Поточный М.М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. Изд. 2-е. - М., 2015. – 300 с.
- Шумилов В.М. Международное экономическое право : учеб. для магистров. 6-е изд., перераб. и доп. Москва, 2014. С. 24-25.
- Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавров / под ред. С.А. Толкачева. Москва, 2014.