Файл: Построение организационных структур (Анализ результатов деятельности ООО ТПК «Веренд»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организационной структуры

1.1.Понятие организации и принципы построения организационных структур

1.2.Типы организационных структур

1.3.Методы проектирования организационных структур

Глава 2. Анализ организационной структуры ООО ТПК «Веренд»

2.1. Краткая характеристика организации ООО ТПК «Веренд»

2.2 Анализ результатов деятельности ООО ТПК «Веренд»

2.3 Анализ организационной структуры ООО ТПК «Веренд»

Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной системы ООО ТПК «Веренд»

3.1 Анализ внутренней и внешней среды ООО ТПК «Веренд»

3.1.1 Анализ факторов внутренней среды ООО ТПК «Веренд»

3.1.2 Анализ факторов внешней среды ООО ТПК «Веренд»

3.2 Предложения по совершенствованию организационной системы ООО ТПК «Веренд»

Заключение

Список использованных источников

Введение

На сегодняшний день, в век высоких технологий, широко развивается сфера производства, вследствие чего появляются новые организации и предприятия, желающие продвигать свою продукцию. Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Если рассматривать организацию как систему, то в ней важны все элементы, иначе не обеспечивается основной системообразующий признак – целостность [Соловьев: 2009].

Актуальность данной курсовой работы не вызывает сомнений, она обусловлена широким распространением организаций в современном мире, которые отличаются между собой построением организационных структур, созданных для того, чтобы процессы внутри этих организаций протекали своевременно и качественно.

Целью данной работы является выяснение степени зависимости эффективности работы предприятия от оптимальности выстроенной структуры.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

- обозначить принципы построения организационных структур;

- выявить типы организационных структур;

- определить методы проектирования организационных структур;

-предоставить краткую характеристику об организации ООО

ТПК «Веренд»;

- провести анализ деятельности ООО ТПК «Веренд»;

- проанализировать организационную структуру ООО ТПК «Веренд»;

-предоставить исследования внешней и внутренней среды ООО ТПК «Веренд»;

- внести предложения по совершенствованию ООО ТПК «Веренд».

Объектом исследования является ООО ТПК «Веренд».

Предмет исследования: организационная структура, связи между ее элементами и внешней средой.

В ходе работы применялись сравнительный и сопоставительный методы исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении обозначены основные цели и задачи исследования, определены предмет и объект, названы методы анализа и актуальность курсовой работы.

Первая глава «Теоретические аспекты организационной структуры предприятия» посвящена обозначению принципов построения организационных структур, выявлению типов организационных структур, а также определению методов проектирования организационных структур.


Во второй главе «Анализ организационной структуры ООО» предоставлена краткая характеристика организации ООО, проводится анализ ее деятельности и организационной структуры.

В третьей главе «Предложения по совершенствованию организационной системы ООО ТПК «Веренд» проводится анализ внешней и внутренней среды фирмы, рассматриваются ее сильные и слабые стороны, приводятся рекомендации.

После каждой главы следует вывод, в заключении подводится итог данного исследования.

Список использованной литературы состоит из 15 источников.

Глава 1. Теоретические аспекты организационной структуры

предприятия

1.1.Понятие организации и принципы построения организационных структур

По Г.Я. Гольдштейну, «организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства»[Гольдштейн:2003]. Стоит отметить, что любая организация имеет свои границы и существует в окружающей ее среде, которая, безусловно, оказывает на нее влияние. Ее можно сравнить с живым организмом, она проявляет такие свойства как изменчивость, адаптация, целостность, развитие, выживаемость и т.д. Следовательно, организацию можно назвать живущей системой. Менеджмент придает организации свойства живущей системы, развивает ее.

Как правило, организация обладает следующими признаками:

– комплексность, определяющая степень разделения труда в организации, уровень специализации, количество уровней иерархии;

– формализация – разработанные правила и процедуры, определяющие поведение работников; (что можно и нельзя делать);

– соотношение централизации и децентрализации – уровни, на которых принимаются решения. Соотношение централизации и децентрализации определяет тип и характер организационной структуры управления.

Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.


Она направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Ключевым элементом организации является структура. Структура организации отражает сложившиеся в организации разделение ролей и видов деятельности, объединение их в рамках различных подразделений, связи между этими подразделениями, и объединение подразделений в единое целое [Каренов:1995].

Главными понятиями структур управления являются элементы, которые представляют руководители и сотрудники, а также органы аппарата управления, выполняющие определенные обязанности.

Существует два вида специализации элементов организационной структурой управления:

а) исходя из структурных подразделений организации выделяются определенные структуры управления, отвечающие за маркетинг, менеджмент производства, и т.д.

б) опираясь на характер общих функций, осуществляемых в процессе управления, создаются органы, которые контролируют все операции в организации; деятельность таких органов заключается в планировании, производстве, труде и управлении.

Нужно помнить о том, что между элементами структуры управления существуют определенные связи:

1) вертикальные (взаимодействие между руководителем и подчиненными);

2) горизонтальные (взаимодействие равноправных элементов, например, связи между управляющими структурными подразделениями одного уровня)

В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды [Галькович:2001].

Постоянное расширение элементов и уровней в организационной структуре управления имеет и негативные последствия. В связи с данным условием, в процессе управления может произойти замедление, что приведет к ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

Следует отметить, что к структуре управления всегда предъявляется множество требований. Рациональная организационная структура управления предприятием обязана:

- отражать цели и задачи организации;

- предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками;

- формировать структуру управления исходя из полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, сохраняя между ними вертикальную и горизонтальную связь;


- обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;

- не отставать от хода производственного процесса;

- иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;

- минимизировать затраты на выполнение управленческих функций

[Махимов:2013].

Стоит подчеркнуть, что копирование структуры управления другого предприятия не гарантирует успеха, поскольку определенная организация имеет определенные цели и обладает индивидуальными особенностями. Таким образом, в процессе выполнения функций управления необходимо принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организацию работы, мотивацию людей, контролировать и координировать все происходящие в организации процессы.

1.2.Типы организационных структур

В современном мире иерархия является основным принципом построения любых организационных систем. В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления:

1.Линейная – единство управления, согласно которому право отдавать распоряжения подчиненным имеет только один руководитель. Чаще всего соответствует схеме 1.2.1:

Схема. 1.2.1

Преимуществами такой структуры можно назвать:

• Четкая системность;

• Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;

• Жесткое руководство органами управления;

• Оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки:

• Затруднения связей между другими структурами;

• Концентрация власти в управляющей верхушке;

• Сильная загрузка средних уровней управления.

Линейная структура управления в основном используется предприятиями мелкого и среднего бизнеса, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

2.Функциональная – управление, при котором специалист высокой квалификации уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. При этой организационной структуре основным является выполнение задач, которые не требует оперативного принятия решений. Такая организационная структура может быть представлена в виде схемы 1.2.2:


Схема 1.2.2

К преимуществам такой структуры можно отнести:

• Сокращение звеньев согласования

• Уменьшение дублирования работ

• Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней

• Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

К недостаткам:

• Неоднозначное распределение ответственности

• Затруднённая коммуникация

• Длительная процедура принятия решений

• Возникновение конфликтов, каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место

3.Функционально-линейная - комбинация линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

Эти штабы способны:

• Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);

• Находиться в нескольких уровнях управления;

• Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.

Преимущества такой структуры:

• Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников

• Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров)

• Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса

Недостатки:

• Затрудняет горизонтальное согласование

• С трудом реагирует на изменение

Ниже представлена схема 1.2.3, отражающая данную организационную структуру:

Схема 1.2.3

4. Дивизиональная – используется при управлении многопродуктовых компаний и при наличии множества филиалов. Такая структура характерна для банков, нефтяных и автомобилестроительных компаний.

Преимущества:

-расширение прав подразделений;

- уделение внимания отдельным рынкам, продуктам и потребителям;

-освобождение руководства от проблем развития фирмы, появляется возможность сосредоточиться на более важных вопросах.

Недостатки:

- трудности с распределением ресурсов и расходов.

Данная структура организации, как правило, чаще всего соответствует схеме 1.2.4:

Схема 1.2.4

5.Матричная – ориентирована на нововведения, предъявляет требования к персоналу и уровню координации в организации.

Представляет собой решетчатую организацию, принципом построения которой является двойное подчинение: с одной стороны, руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта.