Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ (Налог на имущество: понятие, сущность, значение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
глава 1. понятие и сущность тиущественного налогообложения
1.1. Налог на имущество: понятие, сущность, значение
1.2. Налогообложение на имущество с организаций
Глава 2. Актуальные вопросы Имущественного налогообложения банков
2.1. Порядок уплаты банками налога на имущество
ВВЕДЕНИЕ
В условиях экономического кризиса особенно актуальным стал вопрос, касающийся налоговой системы, которая призвана привлекать денежные средства населения и предприятий в государственный бюджет и бюджеты регионального и местного уровней. Создание норм, проявляющих эффективность в налоговом, обеспечивающие налогообложение предпринимательские и имущественные интересы юридических и физических лиц, основываясь на влияние международной практики, является одним из факторов, оказывающих положительный эффект при воздействии на экономику России.
Анализ налогообложения в данном направлении заключается в изменении экономических (падением реальных доходов населения на 7,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), правовых (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") и социальных условий.
В 2012 году в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, с помощью которых предполагалось, что за несколько лет будет осуществлен переход на налогообложение недвижимого имущества физических лиц и организаций по кадастровой стоимости, что позволит вовсе исключить движимое имущество из системы налогообложения.
Поэтому актуальность данной работы в частности и заключается в переходе страны на новую систему налогообложения имущества и повышается в связи с появлением потребности во взаимодействии при международном и отечественном опыте в области налогообложения, а также основой является выявление категорий и видов объектов недвижимости, которые являются объектами налогообложения.
Объектом данной работы является структура налогообложения имущества банков.
Предмет исследования – экономические отношения, которые возникают в ходе создания системы налогообложения имущества банков.
Цель исследования заключается в подробном изучении налогообложения имущества юридических лиц, в частности банков, анализе практического применения данного налога, а так же разработка теоретических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения недвижимости построению и созданию условий для всех участников системы, позволяющих наиболее полно реализовать потенциальные возможности данного налога.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих комплексных задач:
- раскрыть теоретические основы, обуславливающие необходимость существования налогообложения недвижимости;
- провести анализ динамики и структуры налоговых поступлений по имущественным налогам, администрируемых в территориальные и местные бюджеты;
- дать характеристику и изучить экономическую сущность земельного налога;
- произвести сравнительную характеристику налогообложения недвижимости в России и за рубежом;
- разработать рекомендации по усовершенствованию механизма налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
глава 1. понятие и сущность тиущественного налогообложения
1.1. Налог на имущество: понятие, сущность, значение
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства [1.C.33].
Под налогообложением подразумевается процесс установления и взимания налогов в стране. Налогообложение включает определение величин и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых ими [2].
Для определении налоговой базы необходимой для налогообложения имущества в нашей стране существует несколько видов стоимостей, такие как: инвентаризационная, кадастровая и рыночная. [12.C.21]
До недавних пор, в Российской Федерации все операции с недвижимостью проводились, опираясь на рыночную и инвентаризационную стоимости. Но ввиду того, что рыночная цена сформирована в обход государственных структур, в то время как инвентаризационная соответствует только длительности использования объекта (без учёта местоположения и других аспектов дифференциальной ренты), правительство решило ввести новое понятие под названием кадастровая стоимость квартиры. [19.C.56]
Кадастровая стоимость - это расчетная величина, которая определяется в результате государственной кадастровой оценки объектов недвижимости с учетом их классификации по целевому назначению, в том числе на основе информации о рыночной стоимости объектов недвижимости. Государственная кадастровая оценка в отношении учтенных в государственном кадастре недвижимости объектов, проводится по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в установленных законодательством случаях не реже, чем один раз в пять лет [3].
Поскольку кадастровая стоимость в отличие от инвентаризационной, ориентирована на рыночную, то для проведения кадастровой оценки земельных участков оценочной компании необходимо собрать информацию, которая выявляет так называемые факторы, влияющие на стоимость земельного участка: наличие подъездных путей к земельному участку; транспортная доступность населенного пункта; месторасположения земельных участков; наличие коммуникаций (газ, вода, электричество); удаленность от районного центра; возможность добраться до земельного участка общественным транспортом; рыночная стоимость земельного участка в данном районе, населенном пункте; рыночная стоимость иных объектов недвижимости в данном населённом пункте; наличие спроса и предложения на рынке недвижимости по данному району, населенному пункту [24.C.45].
Как было упомянуто ранее, до введения изменений в налоговый кодекс о смене систем налогообложения в России использовалась инвентаризационная стоимость, которую определяло «Бюро технической инвентаризации» (БТИ) - это государственная служба оценки недвижимости, существующая еще с советских времен. [13.C.76]
Включая в себя всего несколько параметров, в частности таких как, себестоимость объекта при строительстве и износ. Инвентаризационная стоимость, может быть ниже рыночной в несколько раз.
Рыночная стоимость, выраженная в рублях, отражает ситуацию на рынке и представляет собой цену, по которой с максимальной вероятностью может быть совершена сделка с данным объектом. При формировании рыночной стоимости принимается во внимание объем спроса и предложения на рынке. Далее в работе были рассмотрены виды и характеристики основных видов стоимостей, используемых в налогообложении недвижимости на данный момент. [17.C.45]
При сравнении двух систем налогообложения, следует сказать, что инвентаризационная и кадастровая стоимость в корне различаются. Инвентаризационная стоимость — ниже рыночной, кадастровая — приближена к рынку. Определение кадастровой стоимости производится независимыми экспертами, а сведения по оценке заносятся в Росреестр и доступны любому гражданину. [11.C.43]
Поступления от нового налога на недвижимость - так же, как и от существующих ныне налогов на имущество и землю - будут поступать на местный уровень, и распоряжаться им будут муниципалитеты. Поскольку новый налог будет в разы больше, то и поступления в местные бюджеты значительно возрастут - что, конечно, не может не радовать местные власти. Муниципалитет может положить в свой "кошелек" средства не от любых доходов (иначе они превратились бы в коммерческие фирмы, наживающиеся, прежде всего, на населении), а только от тех, которые предусмотрены законом - Бюджетным кодексом РФ.
В местные бюджеты начисляются местные налоги, а также отчисления от региональных и федеральных налогов. К местным налогам можно отнести в общей сложности два: налог на имущество физических лиц и земельный налог. В данный момент введен налог на недвижимость, объединяющий эти два налога. Но определенного пополнения муниципальных бюджетов они не приносят. В общей сумме муниципальных поступлений, по данным министерства финансов, они имеют долю около 12,2 %, но есть и другие значение. Доля налога на землю составляет 3% доходах бюджета муниципалитета, а налога на имущество физических лиц 0,3%. Основываясь на экспертные оценки более 80% земли в России не является налогооблагаемой для земельного налога, потому что эта земля является федеральной собственностью, а это значит, что муниципалитеты лишены постоянного источника доходов. Огромную долю доходов от налогов местного бюджета составляют отчисления, при которых по определенным нормативам идут отчисления из федеральных, а также субъекта РФ и региональных налогов. [23.C.71]
Сектор межбюджетных переводов в числе всех доходов местных бюджетов превышает 60%. Местные бюджеты в большей части зависимы от финансовой помощи государственных органов. При таких условиях они не могут быть самостоятельны. Такая зависимость не мотивирует муниципальные образования к увеличению собственной экономики, а также расширению налогооблагаемой базы. В режиме активного поиска дополнительных средств муниципалитеты используют режим, который ожидает финансовой помощи «сверху» [5].
По предварительным подсчетам, сумма поступлений от изменения налогооблагаемой базы в сторону кадастровой оценки увеличится сразу в шесть раз - как за счет роста налога, так и за счет того, что благодаря проведению кадастрового учета, было выявлено больше объектов налогообложения. [10.C.3]
Конечно, основной целью данного нововведения, является уплата налогов, которые призваны пополнить бюджет в связи с покупкой, пользованием или продажей квартиры. И если раньше эта сумма определялась БТИ, как инвентаризационная стоимость объектов, то анализ показал, что оценка БТИ существенно занижена по сравнению с действительной (рыночной) ценой на недвижимость, а из-за этого бюджет недополучал внушительные финансовые вливания от населения. Кадастровая же стоимость просчитывается при помощи математической модели, в которую вносятся основные факторы рыночной информации. [22.C.8]
Новый порядок расчета вводиться в действие отдельно каждым взятым субъектом РФ. Те субъекты, которые не успели в срок до 1 декабря 2015 года утвердить кадастровую стоимость объектов и опубликовать соответствующий правовой акт, будут рассчитывать налог в 2016 году по «старому» (исходя из инвентаризационной стоимости) методу. Необходимо напомнить, что полностью перейти на расчет имущественного налога исходя из кадастровой стоимости, все субъекты России должны до 1 января 2020 года. [12.C.5]
В системе налогообложения за счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете. В ходе формирования государственных финансов экономическое содержание данных налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой. Налог на недвижимость в данной системе можно охарактеризовать как форму безвозмездного изъятия в бюджет части стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении физического или юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без нанесения ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. В случае их отделения от земли они становятся движимым имуществом [2].
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов? Ученый А. Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой. [7]
Кривая А. Лаффера (рис.1) показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, что позволяет выявить такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления. [32.C.54]
Общепризнанным является построение кривой Лаффера в отношении подоходного налога, и поэтому максимум налоговых выплат в бюджет ожидается на уровне процентной ставки в размере 50%. В налоге на имущество подобная процентная ставка не применяется ни в одной стране. Это связано с тем, что налогооблагаемая база определяется на основе оценки стоимости имущества, а способность платить определяется на основе доходов налогоплательщика.