Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ (Налог на имущество: понятие, сущность, значение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
глава 1. понятие и сущность тиущественного налогообложения
1.1. Налог на имущество: понятие, сущность, значение
1.2. Налогообложение на имущество с организаций
Глава 2. Актуальные вопросы Имущественного налогообложения банков
2.1. Порядок уплаты банками налога на имущество
Рисунок 1.1 - Кривая А. Лаффера в отношении ставок налога на недвижимое имущество [12]
Ставка налога на имущество в разных странах значительно колеблется. В США властям штатов разрешено превышать предельную ставку налога на имущество в 1%, если дополнительные доходы идут на погашение их долгов. Ставки налога существенно колеблются по штатам и городам: штат Нью-Йорк - 11,5% продажной цены, штат Филадельфия - 8,3%, штат Флорида - 2,0%, штат Калифорния - 1,5%, город Лас-Вегас - 3,25%, город Лос- Анджелес - 1,1-1,3%. [27.C.38]
В Великобритании ставка налога на недвижимость составляет 1,5% оценочной стоимости, в Дании - 0,6-2,4%, в Японии - 1,4%, в Швеции - 1,3%, в Литве - 1%, в Нидерландах - 0,1-0,9%, в Австралии - 0,35%, в Испании - 0,30,4%, в Латвии - 0,2-0,6%. Так же, и в Сингапуре не совсем необычная и достаточно высокая система ставок. Там для собственников жилья, которые в нем проживают, установлена ставка 4%, а для недвижимости, используемой в коммерческих и производственных целях - 12%. Если же собственник - иностранец, то добавляется еще 10% (итого 22%). Дополнительный 10- процентный налог не касается иностранных собственников квартир в кондоминиумах или жилых домах, в которых не менее 6 этажей [8]. Диапазон ставок некоторых стран можно увидеть в диаграмме на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Диапазон ставок налога на имущество в разных странах
Анализируя рисунок 1.2 можно сказать, что в разных странах разная конструкция налога на недвижимое имущество, и абсолютно разные процентные ставки. И зависит это, прежде всего, от того, что является налоговой базой. Для ряда стран, это арендная плата, для других стран, это рыночная стоимость недвижимого имущества, где-то это оценочная стоимость, поэтому налоговая база, для налога на недвижимость определяется абсолютно по-разному, соответственно и различаются налоговые ставки. [33.C.12] После сравнения процентных ставок ряда стран можно сделать вывод о том, что в России еще значительно не большой диапазон ставок от 0 до 2 %, по сравнению с другими странами. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка или в качестве помощи для решения финансовых трудностей. [20.C.43]
Во многих странах, налог на недвижимое имущество выполняет в первую очередь социальную функцию, и те средства, которые поступают в местные бюджеты в счет уплаты этого налога, идут в основном на развитие социальной инфраструктуры. Так же и в России, налог на имущество имеет именно такую смысловую нагрузку, именно за счет средств от этого налога сроятся школы, детские сады и другая социальная инфраструктура. Размеры поступлений от имущественных налогов в различных странах существенно варьируют. На рисунке 1.3 отражены доли имущественных налогов в общей сумме налоговых поступлений различных стран.
Рисунок 1.3 - Доля налогов на недвижимость в общей сумме налоговых поступлений разных стран
В настоящей главе рассмотрены достаточно яркие примеры отличия системы ставок и доли налога в бюджетах других стран по сравнению с Россией. Из вышесказанного видно, что роль данного налога в формировании бюджета именно России, не слишком велика. Налог на имущество в большинстве своем имеет значимую роль больше для муниципальных бюджетов. Но процент не велик и с инвентаризационной стоимостной оценкой недвижимости поступления от имущественного налога достаточно низкие, поэтому муниципалитеты не могут рассчитывать на то, что с помощью этого налога они решат все свои социальные нужды и социальные проблемы. Но на сегодняшний день, идет постепенная смена налоговой базы, что по прогнозам существенно увеличит сумму налоговых поступлений. [23.C.8]
1.2. Налогообложение на имущество с организаций
Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ [3] и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения.
Сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года. [3]
Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года [11].
Сегодня роль налога на имущество организаций заключена в том, что данный налог является одним из стабильных источников доходов региональных бюджетов Российской Федерации. И со стороны налоговых органов и правительства регионов ему уделяется большое внимание. В таблице 1.1 представлена динамика денежных поступлений от налога на имущество организаций поступающих в местный бюджет за последние 5 лет. [15.C.12]
Таблица 1. - Доходы местных бюджетов от налога на имущество организаций по годам
Года |
Доходы местного бюджета субъекта , руб. |
На 1 января 2012 |
467 605 263 689, 47 |
На 1 января 2013 |
536 416 156 935, 98 |
На 1 января 2014 |
615 295 892 723, 89 |
На 1 января 2015 |
634 721 474 614, 40 |
На 1 января 2016 |
712 613 457 648, 55 |
При установлении данного налога, законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, а именно статьей 372, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, ставки налога, порядок и сроки уплаты налога, а так же налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. [30.C.43]
С 1 января 2015 года региональные власти получили право взимать налог на имущество организаций с его кадастровой (по состоянию на начало года) стоимости. [18.C.23]
Для учреждений, как и для любых других российских организаций, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое отражено в бухучете в составе основных средств (в т. ч. объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление и в совместную деятельность).
При определении налоговой базы по среднегодовой стоимости имущества основные средства включаются в расчет по их остаточной стоимости [13].
Остаточная стоимость - это разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизации.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в следующем порядке:
- по итогам отчетного периода нужно рассчитать среднюю стоимость имущества. И исходя из этой стоимости исчислить авансовый платеж по налогу (ст. 376 НК РФ). [3]
- по окончании налогового периода должна быть рассчитана среднегодовая стоимость имущества, которая будет базой для исчисления суммы налога за год.
При этом регионы могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 380 НК РФ). Дифференцированные налоговые ставки могут устанавливаться, например, в отношении отдельных видов движимого и недвижимого имущества [14]
В зависимости от региона страны, кадастровая стоимость заметно отличается. Это объясняется тем, что не все региональные Управления оценки объектов недвижимости получили полномочия вносить в кадастровую стоимость цену земли, на которой расположено здание. При таком расчёте кадастровая стоимость практически приравнивается к инвентаризационной.
Налог на имущество предприятий является одним из основных в системе налогообложения недвижимости и регулируется законом РФ «О налоге на имущество предприятия», а также инструкцией МНС РФ № 33 о порядке исчисления и уплаты в бюджет этого налога.
Согласно ст. 373 НК РФ [3], налогоплательщиками среди юридических лиц, являются: организации, которые имеют в собственности, на праве доверительного управления, временного владения, распоряжения, а также по концессионному соглашению, имущество, которое является объектом налогообложения.
Для признания движимого и недвижимого имущества объектом налогообложения налогом на имущество организаций должны соблюдаться два условия:
- признание указанного имущества основными средствами;
- факт нахождения данных основных средств на балансе организации.
Платить налог на имущество организаций необходимо с объектов основных средств. Они числятся на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». [21.C.54]
Доходные вложения в материальные ценности относятся к категории основных средств (в том числе и объекты недвижимости), нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Поэтому объекты, учтенные в счете 03, являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. Это объекты, приобретенные для сдачи в аренду и лизинг плательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (Федеральный закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ). [3]
Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъектов РФ, и среднегодовой остаточной стоимости основных средств (объектов недвижимости). Уплата налога должна производиться по месту нахождения организации, ее филиалов и иных обособленных подразделений [16].
С 1 января 2015 года организации на УСН, имеющие на балансе недвижимость, по которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость, уплачивают налог с этих активов на общих основаниях (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). На УСН доходы минус расходы сумма налога на имущество включается в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). [3]
Организации на ЕНВД также уплачивают налог на имущество в отношении объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). При этом сумма уплаченного налога на имущество на расчет налоговой базы по ЕНВД никак не влияет.
Необходимо отметить, что изменения, касающиеся ЕНВД, вступили в силу с 1 июля 2014 года (Федеральный закон от 02.04.14 № 52-ФЗ).
Минфин России в письме от 02.06.14 № 03-05-05-01/26195 указал, что налогоплательщик исчисляет авансовый платеж по налогу на имущество за 9 месяцев 2014 года и сумму налога по итогам 2014 года. Государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на имущество [17].
Общих методов кадастровой оценки, единых для всей страны, сегодня не существует. В действительности, налоги еще не начали поступать в местные бюджеты, а в федеральной целевой программе разработанной Минэкономразвития, уже заявлена сумма, необходимая для развития единой системы государственной регистрации прав и кадастрового учета - 62,8 млрд рублей. В качестве стимула в документе обещается, что «к концу 2019 года в результате реализации мероприятий программы должно быть дополнительно собрано около 930 млрд рублей» [18].
Выводы:
Исследование показало, что на данный момент налог на недвижимость занимает не самый высокий процент доли в бюджетах муниципальных образований. После проведения анализа была выявлена положительная динамика налоговых поступлений в местные бюджеты с каждым новым годом. Постепенно увеличивая свою долю в бюджете доходов местных бюджетов, налог на имущество стремиться увеличить свою значимость в общей сумме налоговых поступлений муниципалитетов. Так же как и в процентном соотношении в доле налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны. Поэтому было принято решение о переходе страны на новую систему налогообложения и введение нового налога на недвижимость, который постепенно осваивают города Российской Федерации. Одной из причин стал зарубежный опыт налогообложения, с различными ставками и системами налогообложения. Где достаточно весомая сумма доходов от налога на имущество поступает в муниципальные бюджеты стран, которая идет на развитие социальной инфраструктуры. А как известно инфраструктура за рубежом превосходит отечественную в несколько раз. И Россия так же приняла решение о смене налогооблагаемой базы с принятием нового налога, дабы увеличить поступления в бюджеты субъектов и повысить эффективность всей системы налогообложения.