Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками финансово-кредитных институтов
1.1.Понятия, сущность и виды рисков финансово-кредитных институтов
1.2. Подходы к измерению, оценке и управлению рисками финансово-кредитных институтов
Глава 2. Анализ рисков финансово-кредитных институтов в Российской Федерации
2.1. Оценка рисков финансово-кредитных институтов в российской экономике
Проведенное исследование позволило выявить ряд недостатков в системе управления рисками в российских финансово-кредитных институтах:
1) деятельность служб внутреннего контроля в банке является формальной, «навязанной» надзорным органом. Формальный подход проявляется, в частности, в том, что, например, Совет директоров не вправе устанавливать план проверок для Службы внутреннего контроля с учетом рисков, которые, по его мнению, наиболее существенны для банка. Складывается следующая ситуация: с одной стороны, Банк России настоятельно рекомендует Совету директоров определить в политике по управлению рисками существенные риски для банка, что Совет директоров и делает, а с другой - Банк России отказывает Совету директоров в праве «принять на себя» несущественные риски, то есть не включать в план проверок СВК те вопросы, которые, по мнению Совета директоров, не существенны для позиции банка, например, систематически проводимые проверки кассовых операций. В целях выполнения требований Положения Банка России № 242-П, Служба внутреннего контроля должна осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. При оценке финансового положения Банков по показателю «Показатель состояния внутреннего контроля (ПУ5)», территориальное управление Банка России учитывает разработанный СВК План проверок и отмечает соответствие (несоответствие) данного Плана Положению Банка России № 242-П. Поэтому план проверок ежегодно должен охватывать все направления деятельности кредитной организации и не может исключать направления деятельности, в которых не было нарушений, либо проверку подразделений, которые предоставили объективные гарантии отсутствия ошибок и недостатков по направлениям их деятельности.
2) недостаточность административного надзора и подотчетности, а также неспособность добиться формирования прочных традиций контроля в банке. Случаи, характеризующиеся наиболее крупными потерями, являются отражением невнимательности и инертности администрации Банка в отношении формирования традиций контроля в банке, слабости руководства и надзора со стороны членов совета и высших должностных лиц в управлении;
3) недостаточное понимание и оценка риска некоторых видов банковской деятельности. Зачастую в банках допускается пренебрежительное отношение к признанию и оценке рисков, сопряженных с переходом к новым банковским продуктам и видам деятельности, или к пересмотру оценок риска, когда в окружающей среде или условиях операционной деятельности происходят важные изменения. Такая система контроля успешно функционирует в отношении традиционных или простых продуктов, но, зачастую, не способна справляться с проблемами, возникающими при переходе к более утонченным или сложным продуктам;
4) недостатки передачи информации между различными уровнями управления в банках, особенно при передаче сообщений о проблемных ситуациях вверх по вертикали управления. В ряде случаев информация о недопустимых действиях, которую следует передать вышестоящим управляющим, доводится до их сведения лишь после серьезного обострения проблем. В других случаях информация является неполной или неточной и вводит в заблуждение, создавая благоприятное впечатление о сложившемся положении дел;
5) недостаточно эффективные программы аудиторских проверок и мониторинга. Внутренние аудиторские проверки, зачастую, не отличаются достаточной требовательностью, чтобы выявлять и предавать гласности слабые стороны контроля в банке. В ряде случаев, даже, несмотря на сообщения внутренних аудиторов о наличии проблем, отсутствуют механизмы для устранения выявленных недостатков соответствующими должностными лицами.
Недостаточность мер по управлению рисками привести к значительным потерям для банка. В свою очередь эффективная система управления рисками необходимым условием для своевременного выявления и анализа рисков, обеспечивает достоверность финансовой и управленческой информации, сохранность активов, соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур, выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов.
Можно выделить следующие направления развития регулирования рисков финансово-кредитных институтов в условиях усиления нестабильности экономики:
- продолжить развитие методов и направлений регулирования системно значимых кредитных организаций;
- совершенствовать регулирование рисков ликвидности банковской системы на основе расширения форм и условий рефинансирования коммерческих банков; для решения проблемы недостаточности долгосрочных ресурсов для поддержания ликвидности банковской системы и кредитования реального сектора экономики осуществить ряд мер по перенаправлению потока денежных средств, введению финансовых льгот, а также расширению источников длинных денег.
Целенаправленные усилия в этих направлениях окажут положительное влияние на снижение банковских рисков в условиях нестабильной экономики.
Учитывая требование к системно значимым банкам по разработке планов самооздоровления в случае ухудшения их финансового состояния с перечнем источников и объемов ресурсов для необходимой финансовой поддержки, представляется, что одним из таких источников мог бы стать фонд страхования для системообразующих банков в целях минимизации рисков индивидуальных дефолтов, формируемый за счет совместного участия банков и государства.
Снижению рисков ликвидности в банковском секторе может способствовать дальнейшее развитие системы рефинансирования, направленное на расширение возможности для малых и средних банков получать кредиты под залог нерыночных активов на основе повышения поправочных коэффициентов по расчету стоимости залога, в случае, если обязанное по активу лицо не включено в Перечень Банка России и не является Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием, но является стратегически важным для развития региона.
Кроме того, так как условием доступа к кредитам Банка России является выполнение обязательных резервных требований, для малых и средних банков могли бы быть установлены льготы по размеру этих нормативов, что к тому же позволило бы несколько расширить возможность размещения имеющихся в распоряжении банков привлеченных средств. Это позволит обеспечить более равномерное распределение ликвидности в банковском секторе и снизить риски несбалансированной ликвидности, обусловленные несовпадением ресурсных возможностей банков и спросу на них со стороны экономики как по объему, так и по срокам.
Кроме того, еще одной проблемой, связанной с рисками ликвидности в банковском секторе, является сохранение негативной тенденции недостаточности ликвидности для кредитования долгосрочных инвестиционных проектов, способных обеспечить ускорение темпов развития российской экономики. С этой целью предложено расширить источники долгосрочных ресурсов, в том числе за счет внутренних облигационных займов.
На уровне банков внедрение концепции риск-ориентированного контроля позволит выстроить систему управления, обеспечивающую достижение поставленных целей при минимуме затраченных ресурсов, а также повысит эффективность управления рисками; обеспечит достижение уровня прозрачности системы корпоративного управления.
Концепция риск-ориентированного контроля предполагает развитие следующих элементов:
- совершенствование подходов к построению системы корпоративного управления и внутреннего контроля и, прежде всего, системы управления всеми видами банковских рисков;
- усиление роли и повышение ответственности совета директоров банка за создание и функционирование в банке адекватной и действенной системы внутреннего контроля, установление приемлемых для банка уровней банковских рисков;
- повышение ответственности исполнительных органов управления банка за обеспечение развития процессов, призванных выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски;
- передача на все уровни управления, во все структурные подразделения банка ответственности за идентификацию рисков и их оценку, «встраивание» процессов контроля, ограничивающих риск, в бизнес-процессы;
- создание в банке такой системы управления рисками, которая обеспечивала бы не только эффективную защиту от уже принятых рисков, но и носила упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности банка.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 21.07.2014).
Федеральный закон от 3 февраля 1996г. «О банках и банковской деятельности».
Федеральный закон от 02.07.2013 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У (ред. от 02.12.2015) «Об оценке экономического положения банков».
Письмо Банка России от 27.05.2014 № 96-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы агрегирования рисков и представления отчетности по рискам».
Указание Банка России от 25.10.2013 № 3085-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 30 апреля 2008 года № 2005-У «Об оценке экономического положения банков».
Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И (ред. от 30.11.2015) «Об обязательных нормативах банков».
Указание Банка России от 25.10.2013 № 3097-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков».
Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 01.09.2015).
Письмо Банка России от 29.06.2011 № 96-Т «О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала».
Письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».
Положение о порядке расчета размера операционного риска» (утв. Банком России 03.11.2009 N 346-П) (ред. от 18.11.2015).
Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 № 242-П) (ред. от 24.04.2014).
Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами (утв. Банком России 12.11.2007 № 312-П) (ред. от 09.09.2015).
Азрилиян А. Новый экономический словарь. – М.: Институт новой экономики, 2015. – 1088 с.
Банникова Л.А., Курманова Л.Р. Банковские риски. Методы управления банковскими рисками // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ сборник статей XII международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 24-25.
Бернстайн П. Фундаментальные идеи финансового мира. Эволюция. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 256 с.
Быков М.В. Основные принципы организации надзора за деятельностью иностранных банков и организация управления банковскими рисками // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 3. С. 79-90.
Ван Хорн Дж. К., Вахочив Дж. М. Основы финансового менеджмента. – М.: Вильямс, 2015. – 1232 с.
Губайдуллина А.Р., Афанасьев А.C. Теоретические аспекты и подходы к определению понятий «риск», «банковский риск» и «кредитный риск коммерческого банка» // В сборнике: Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОБУ ВПО «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ», ОАО АКБ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ». 2014. С. 44-49.
Диденко З.Г., Савинова Е.А. Этапы модернизации системы управления банковскими рисками // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 3 (149). С. 139-143.
Зайцев И.В. Система риск-менеджмента: виды банковских рисков и механизмы их снижения // В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 8 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 123-124.
Идрисова С.К., Рабаданова Д.А., Багрова Е.С. Применение интегральной системы оценки риск-менеджмента в практике банковского надзора // Финансы и кредит. 2012. № 38 (518). С. 24-30.
Кейнс Дж. Общая теория занятости процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2015. – 352 с.
Косарев В., Соколинская Н. Развитие банковского сектора России в условиях глобальной турбулентности. – М.: Русайнс, 2015. – 188 с.
Лаврушин О.И. Банковское дело. – М.: Кнорус, 2012. – 512 с.
Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Вечная классика, 2010. – 264 с.
Михайлов А. М. Риск-ориентированный внутренний контроль и аудит // Экономика и управление: проблемы и решения. Материалы международной заочной научно-практической конференции от 21.11.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sibac.info/index. php/2009-07-01-10-21-16/609-2012-01-17-10-38-42/.
Обзор тенденций развития банковского сектора РФ. Аналитический материал – март 2015 г. URL: http://www. veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/fld/20150326_banks. pdf (дата обращения: 02.01.2016).
Ожегов С.И. Толковый словарь. – М.: Оникс, 2010. – 812 с.
Остудина Т.В. Совершенствование системы управления рисками через создание интегрированной системы банковского риск-менеджмента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 1 (30). С. 133-140.