Файл: Офис управления проектами: функции, структура, особенности формирования.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика офиса управления проектами
1.1 Понятие и структура офиса управления проектами
1.2 Характеристика функций проектных офисов
1.3. Особенности формирования отдельных типов проектных офисов
2.2 Результаты изучения опыта разработки и внедрения офиса управления проектами
2.3 Основные этапы создания офиса управления проектами по улучшению городской среды в городе Омске
-разработка и внедрение «умных» (smart) и простых стандартизированных процессов управления проектами, программами, портфелями, позволяющих осуществлять мониторинг состояния и прогресса, выявлять и регулировать отклонения и проблемы, вместе с тем не создавая излишней бюрократической работы и не узурпируя функции руководителей;
-формирование культуры управления проектами и улучшение практик управления знаниями в компании.
Опыт создания офиса управления проектами передовых компаний позволяет выделить следующие ключевые области концентрации усилий: формирование единого согласованного подхода к управлению всеми проектами и программами, назначение квалифицированных руководителей проектов, применение согласованных инструментов оценки результативности работы руководителей проектов и бизнес- единиц, развитие и поддержка профессионального сообщества в области управления проектами, управление знаниями, опытом и лучшими практиками [15, С. 67].
Развитие методологии управления проектами в условиях роста неопределенности и сложности как проектов, так и создаваемых в ходе их осуществления систем привело к возникновению в научной области управления проектами относительно новых направлений: управление сложностью и управление изменениями, - а соответственно, и к разработке новых практических руководств [7, С. 137].
В отечественной науке управление сложностью (или теория сложности) больше известно как синергетика или теория самоорганизации сложных систем. Развитие теории и методологии данного направления в рамках биологии, химии, физики, информатики, в социально-экономических науках привело к возникновению палитры бизнес-моделей, основанных на самоорганизации, к числу которых отнесем краудсорсинг и краудфандинг. Несомненным достоинством данных моделей стоит отметить их самовоспроизводимость, глубокую вовлеченность участников, возможность интеграции редких и разрозненных компетенций и способностей.
Использование принципов самоорганизации и краудсорсинга позволило создать успешные модели как в бизнесе, так и для поддержки социально-значимых проектов и решения городских проблем.
Все отмеченные выше направления - создание офиса управления проектами, инициация проектов улучшения городской среды, реализация моделей самоорганизации - объединяет необходимость управления изменениями. Недостаточно высокая доля успешных проектов, отмечаемая аналитиками и исследователями, обусловливает необходимость интеграции управления проектами и изменениями. В теории и практике управления изменениями разработано избыточное количество моделей, диапазон которых варьируется от классических моделей запланированных изменений (К. Левин, Дж. Коттер, модели организационного развития) до моделей самораз- вивающихся изменений (И. Нонака, П. Сенге, М. Коэн, Дж. Марч). Для обеспечения эффективных преобразований инициативы «сверху вниз» (усилия, предпринимаемые руководством компании и нацеленные на определение общего курса перемен), «снизу вверх» (инициативы команды сотрудников, участвующих в реализации локальных пилотных проектов) и по горизонтали (усилия межфункциональных команд при участии экспертов) должны быть интегрированы, развиваться одновременно и таким образом, чтобы взаимно усиливать друг друга. [16]
Решение отмеченных проблем городской среды невозможно в рамках отдельно взятого проекта или программы, а экономическое состояние города не позволяет финансировать масштабные инициативы. Вместе с тем низкая социальная активность населения не оставляет надежды на спонтанную самоорганизацию граждан в решении проблем города. В настоящей работе авторы считают, что адаптация успешного опыта создания офисов управления проектами в передовых отечественных и зарубежных компаниях позволит создать офис управления проектами улучшения городской среды как центр компетенций, экспертизы и совершенства в области разработки и реализации проектов, направленных на улучшение городской среды.
Концепция разработки офиса основана на применении междисциплинарного комплексного подхода, сочетающего элементы системной методологии управления проектами, методы управления изменениями в части балансирования инициатив «сверху вниз», «снизу вверх» и экспертных, а также институциональной теории для исследования институциональной динамики создаваемого офиса. Исследование базируется на использовании методологического конструирования и моделирования.
2.3 Основные этапы создания офиса управления проектами по улучшению городской среды в городе Омске
Разработка офиса управления проектами улучшения городской среды в городе Омске. Исследование успешного опыта создания и функционирования офисов управления проектами и их эмпирически выявленных форматов (конфигураций) позволило сформулировать следующие функции предлагаемого к созданию офиса управления проектами улучшения городской среды:
-аналитическая и методическая поддержка проектов улучшения городской среды;
-взаимодействие с городской администрацией и казенными учреждениями города с целью формирования заказов на подобные проекты и проектных команд для их реализации;
-формирование и ведение архива инициатив улучшения городской среды, включая описание успешного опыта реализованных проектов в России и за рубежом;
-ведение базы данных городских инициатив, в том числе посредством работы офиса;
-ведение базы данных волонтеров;
-проведение мероприятий, направленных на популяризацию проектного управления, активизацию волонтерского движения, инициацию проектов улучшения городской среды.
Уникальность данного офиса заключается в интеграции и адаптации хорошо зарекомендовавших себя моделей проектно-ориентированного управления, самоорганизации и краудсорсинга, балансирования инициатив в управлении изменениями:
- Идея создания офиса базируется на функционале проектного офиса компании как центра аккумуляции, обработки и приращения знаний в области управления проектами, информационно-аналитического сервиса для руководства компании и информационно-методического сервиса для проектных команд. Концепция офиса управления проектами активно используется в компаниях, внедривших проектное управление. Эта идея переносится на уровень местного самоуправления, адаптируется в масштабах города и для конкретного класса проектов - проектов улучшения городской среды.
- В основу создания офиса заложены принципы самоорганизации и краудсорсинга. Подобные площадки, где встречаются авторы идей и потенциальные исполнители, довольно хорошо представлены в России и за рубежом, доказали свою эффективность.
- Офис подразумевает активное сотрудничество с городской администрацией и казенными учреждениями для формирования меж- функциональных команд. Вузы давно выстроили подобные связи для организации практики студентов и их трудоустройства. В предлагаемом офисе данная форма приобретает более широкие масштабы, поскольку позволяет собрать в рамках команды студентов и специалистов разного функционала. Инициативы «сверху вниз» предполагают координируемую органами власти целенаправленную деятельность по улучшению городской среды, инициативы «снизу вверх» реализуются за счёт волонтерского движения граждан и компаний города, «экспертная» составляющая предполагает помощь экспертов-консультантов. По мнению авторов настоящей статьи, описанные выше проблемы города не могут быть решены каким-то одним способом, необходимо балансирование инициатив. Создаваемый офис управления проектами улучшения городской среды и выступает центром интеграции инициатив и «сверху вниз», поскольку предполагает взаимодействие с городской администрацией и казенными учреждениями в части получения заказов, и «снизу вверх», поскольку привлекает авторов идей и волонтеров для их реализации, и экспертных - в лице команды создаваемого офиса. У одного из авторов статьи есть подобный опыт работы с проектами региональных исполнительных органов власти в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.
В результате каждый компонент идеи, обоснованию которой посвящена настоящая статья, не нов, имеет аналоги. Однако бизнес- модель проекта, интегрирующая и адаптирующая три хорошо зарекомендовавшие себя модели, представляется уникальной.
По мнению авторов, в результате создания данного офиса будут инициированы и реализованы проекты по заказам городской администрации и на основе идей волонтеров, в том числе в первый год работы офиса планируется реализовать не менее трех проектов. Кроме того, будут инициированы и реализованы проекты, хорошо зарекомендовавшие себя в других регионах и странах, благодаря доступу к архиву инициатив улучшения городской среды. В долгосрочной перспективе это приведёт к росту мотивации участия в проектах улучшения городской среды, собственно улучшению городской среды, замедлению оттока активного населения из города.
Команда проекта по созданию офиса под руководством одного из авторов статьи отличается высоким профессионализмом и включает в себя специалистов в области управления проектами, бизнес-планирования, медиакоммуникаций, социальной работы, юриспруденции, финансового менеджмента. Следует особо подчеркнуть, что офис создается исключительно на добровольческих началах, вся работа по созданию и поддержанию работы офиса осуществляется командой проекта безвозмездно, поскольку основными мотивами являются профессиональная самореализация и волонтерство. Планируемые к реализации услуги по информационно-методическому сопровождению и курированию проектов будут предоставляться бесплатно.
Срок, необходимый для создания и запуска офиса, составляет 1 год. План мероприятий по созданию офиса и их результаты отражены в табл. 1.
Таблица 1- План работ по созданию офиса управления проектами улучшения городской среды в городе Омске
Период |
Содержание работ и их результаты |
1-й месяц |
Привлечение средств спонсоров для создания офиса на основе краудфандинга и посредством участия в целевых конкурсах |
2-й месяц |
Описание успешно реализованных проектов улучшения городской среды в России и за рубежом. Создание базы данных городских проектов, включающей инициированные и реализуемые проекты улучшения городской среды. Создание базы данных волонтеров, готовых к участию в проектах улучшения городской среды |
3-й месяц |
Инициация трех проектов по улучшению городской среды и привлечение молодежи в пилотные проекты, работа с базой данных волонтеров. Проведение информационной кампании о созданном офисе в городских департаментах, казенных учреждениях, вузах города, студенческих центрах, на открытых конференциях, порталах, в группах в социальных сетях и пр. |
4-й месяц |
Создание электронной площадки, на которой размещаются архив инициатив, базы данных городских инициатив и волонтеров, методические материалы, видеолекции |
5-й месяц |
Создание и публикация информационно-методических материалов по разработке и реализации проектов улучшения городской среды (управление проектами, бизнес-планирование и финансирование проекта, медиасопровождение проекта, юридическое сопровождение, мониторинг проекта). Создание видеолекций по управлению проектами улучшения городской среды, поясняющих и популяризующих методические материалы. Размещение материалов на электронной площадке, инициация и модерирование форумов на сайте |
6-й месяц |
Организация и проведение форума как площадки для встречи представителей администрации города, инициаторов проектов, волонтеров, специалистов по управлению проектами. Проведение мастер-классов по управлению проектами улучшения городской среды. Презентация методических рекомендаций. Привлечение волонтеров в пилотные проекты |
10-12-й месяцы |
Консультирование проектных команд. Мониторинг и курирование проектов. Модерирование форумов на сайте |
10-й месяц |
Организация и проведение фестиваля проектов улучшения городской среды для привлечения молодежи в проекты, популяризации социальной и экологической ответственности граждан, здорового образа жизни |
12-й месяц |
Размещение результатов не менее трех проектов улучшения городской среды, реализуемых при поддержке офиса, на электронной площадке. Поиск точек дальнейшего роста, анализ извлеченных уроков, описание наиболее удачных практик |
Бюджет проекта создания офиса находится в стадии разработки и будет зависеть от размера привлеченных командой спонсорских средств.
Исходя из сформулированных функций и будущих результатов работы данного офиса, можно выделить его следующих активных стейкхолдеров:
- Авторы и инициаторы идей проектов улучшения городской среды смогут получить информационно-методическую поддержку и консультационные услуги по разработке и реализации проектов, помощь в формировании команды, найти единомышленников, собрать команду для реализации своего проекта, обменяться мнениями.
- Волонтеры получат возможность найти объект приложения своих сил, энергии и прочих ресурсов. Офис будет способствовать вовлечению молодёжи, которая ищет возможность самовыражения, но пока в силу возраста не обладает достаточным уровнем знаний для реализации проектов. Активизация студенческой молодежи будет происходить и благодаря большему предложению новых интересных проектов, когда носители идей смогут получить поддержку.
- Студенты, обучающиеся по профильным направлениям, таким как «Управление проектами», «Государственное и муниципальное управление», «Организация работы с молодежью», «Социальная работа» и пр., смогут получить опыт участия и руководства конкретными проектами.
- Городские органы исполнительной власти и органы местного самоуправления получат помощь в решении проблем. Городские департаменты получат возможность реализовать проекты в сфере своего круга обязанностей силами волонтеров, курируемых профессионалами в области управления проектами. Офис должен стать эффективным путем к взаимопониманию между обществом и властью, что будет способствовать становлению цивилизованного социально развитого общества.
В числе пассивных стейкхолдеров отметим жителей города, поскольку создание офиса приведет к инициации и реализации проектов улучшения городской среды.
Рассмотрим критерии успешности создания офиса управления проектами улучшения городской среды:
- положительная динамика количества реализованных проектов улучшения городской среды;
- востребованность информационно-методических материалов - заявки на обучающие семинары, количество скачиваний, просмотров и пр.;
- положительная динамика размещённых на сайте офиса идей проектов улучшения городской среды;
- положительная динамика зарегистрированных на сайте волонтеров для участия в проектах улучшения городской среды, а также соотношения количества зарегистрированных волонтеров, принявших участие хотя бы в одном из проектов, к общему числу зарегистрированных волонтеров.