Файл: Офис управления проектами: функции, структура, особенности формирования.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 493
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика офиса управления проектами
1.1 Понятие и структура офиса управления проектами
1.2 Характеристика функций проектных офисов
1.3. Особенности формирования отдельных типов проектных офисов
2.2 Результаты изучения опыта разработки и внедрения офиса управления проектами
2.3 Основные этапы создания офиса управления проектами по улучшению городской среды в городе Омске
2.1 Необходимость в организации офиса управления проектами по улучшения городской среды в городе Омске
В настоящее время проблемы низкого качества Омского городского пространства активно обсуждаются в городских и региональных средствах массовой информации. В числе наиболее важных проблем, требующих решения, отмечается негативная экологическая ситуация; низкое качество автомобильных дорог; высокий износ и низкое развитие инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры; отсутствие возможностей для массового привлечения молодежи и населения к спорту и физкультуре, что обусловлено нехваткой стадионов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спортивной инфраструктуры. Низкое качество городской среды в Омске обусловлено рядом составляющих. Во-первых, город Омск и Омская область испытывают постоянный дефицит бюджета при одновременном росте долговых обязательств, поэтому у администрации не хватает средств для решения проблем качества городской среды административными методами. Во-вторых, для Омска характерна низкая социальная активность населения на фоне высокой доли социальных выплат в общем объеме доходов населения Омска и области. Все это приводит к оттоку из Омска экономически активного населения, недовольного качеством городской среды, что еще больше усиливает негативные тенденции. Проблемы качества городской среды существуют на фоне недостаточно эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и населения в решении вопросов социального развития. Системный характер отмеченных проблем не позволяет их решить посредством отдельных проектов и программ, необходима постоянная генерация таких проектов, постановка на поток взаимодействия власти и населения для решения проблем качества городской среды. Данные обстоятельства высветили потребность в создании условий для эффективного диалога и взаимодействия власти и населения на базе проектной площадки, организованной профессионалами в управлении проектами, цель которой - сформировать офис управления проектами улучшения городской среды как центр компетенций, инициирующий проекты для решения острых городских проблем и осуществляющий информационно-методическую поддержку их реализации. Обоснованию необходимости создания подобного офиса управления проектами и разработке его концептуальной основы и посвящена настоящая статья.
Обоснование потребности улучшения городской среды Омска. Вопросы качества городской среды актуальны сегодня для всех городов, для города Омска эти вопросы стоят особенно остро. Проблемы городской среды для Омска носят комплексный характер, обусловливают друг друга. К проблемам Омской городской среды можно отнести следующие: недостаточный уровень развития инфраструктуры города - транспортной, коммунальной, инженерной; низкая доступность жилья; некачественное медицинское обслуживание; алкоголизм и наркомания; негативная экологическая ситуация и связанные с ней заболевания населения. Можно отметить, что, несмотря на специфику городской среды Омска, выделенные проблемы в целом являются типичными для промышленных провинциальных городов России.
Данный комплекс проблем требует решения. Но для решения необходимы ресурсы.
Есть ли ресурсы у населения? Очевидно, что их не хватает. По уровню валового регионального продукта на душу населения и по уровню доходов населения Омская область отстает от среднероссийского уровня. Среднедушевые доходы по Российской Федерации в 2014 г. составили 27 765,7 руб. в месяц. В 2015 г. в Омской области среднедушевые денежные доходы составили 24 060,2 руб. в месяц, что даже немного выше аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу в целом (21 490,4 руб.). Для сравнения, среднедушевые денежные доходы в Москве - 54 504,3 руб. в месяц, в Санкт-Петербурге - 34 724,4. Низкие доходы населения приводят к тому, что население не может себя обеспечить жильем. При нехватке хорошо оплачиваемых рабочих мест низкие доходы связаны с алкоголизмом и наркоманией.
Есть ли ресурсы для решения проблем городской среды у администрации города? Для Омской области характерен хронический дефицит консолидированного бюджета, что в свою очередь приводит к росту долговых обязательств. Государственный долг Омской области в 2011 г. составлял 34 % к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Омской области. На 2015 г. фактические доходы местного бюджета города Омска составили 15 440 млн руб. Среднедушевые доходы бюджета города Омска составили 13 152 руб./чел. в год. Указанные цифры во многом объясняют, почему администрация города не в силах решить проблемы городской среды собственными силами - на решение проблем просто не хватает бюджета. Нет средств ни на масштабный ремонт изношенной городской инфраструктуры, ни на создание здоровой экологической среды, ни на обеспечение качественного и доступного медицинского обслуживания.
Для сравнения, в 2014 г. доходы бюджета Москвы - 1 552 944,3 млн руб., Санкт-Петербурга - 379 892,1, Севастополя - 27 705,5 млн руб. Официальная численность населения Москвы в 2014 г. - 12 197 тыс. чел., Санкт-Петербурга - 5 192 тыс. чел., Севастополя - 399 тыс. чел. Соответственно, в 2014 г. среднедушевые доходы бюджета составили в Москве - 127 320 руб., в Санкт-Петербурге - 73 168 руб., в Севастополе - 69 436 руб. Конечно, не совсем корректно сравнивать статистические показатели города Омска и городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, но данное сравнение наглядно показывает, что у администрации города не хватает ресурсов для решения проблем городской среды.
Когда у населения и администрации не хватает средств для решения проблем городской среды, естественно развиваются процессы миграции населения и, соответственно, отток трудоспособного населения в более благополучные регионы.
Итак, проблемы Омской городской среды сложно решить административным путем и почти невозможно решить в одиночку, но еще одним способом решения является объединение усилий людей на некоммерческой основе.
По данным администрации города Омска, по состоянию на 1 января 2016 г. в Омской области зарегистрировано более 2 700 некоммерческих организаций, в том числе 2 367 общественных организаций; 68 национально-культурных автономий; 278 религиозных организаций; 58 региональных отделений политических партий. Некоммерческие организации преследуют свои цели - благотворительные, культурные, социальные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья граждан и др.. Их деятельность вносит определенный вклад в улучшение городской среды, но пока этот вклад не столь велик, как это необходимо. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, на 2009 г. в некоммерческом секторе в России было занято около 1 % трудоспособного населения. Для сравнения, в англосаксонских странах - около 9 %, в скандинавских - около 8 % [5, С. 82].
На решение проблем городской среды направлена также деятельность волонтерских центров города Омска, среди которых волонтерский центр «Дача Онегина - Омское молодежное пространство» (более 6 тыс. участников в социальных сетях), волонтерский центр ОмГУПС (более 1,3 тыс. участников), волонтерский центр СибАДИ (около 600 участников). Волонтерские центры и их опыт интересны тем, что для решения проблем городской среды они активно привлекают молодежь, развивают инициативы, идущие от населения. Волонтерские центры своим примером показывают, что даже в условиях отсутствия у города необходимого бюджета и низкой социальной активности населения можно искать и находить пути решения проблем городской среды и социального развития региона.
Системный и комплексный характер проблем города Омска и наличие петель положительной обратной связи, вызывающих их взаи- моусиление, обусловили потребность в разработке системного решения. В результате авторами выдвинута новая научная идея создания в городе Омске офиса управления проектами улучшения городской среды с целью формирования условий для эффективного диалога и взаимодействия власти и населения на базе проектной площадки, организованной профессионалами в управлении проектами. Уникальность идеи заключается в разработке новой бизнес-модели такого офиса. В работе проф.
Дитхелм Г. убедительно доказано, что в условиях, когда бизнес-среда слабо предсказуема и динамична, ключевым фактором успеха становятся не столько технологические ноу- хау, сколько инновационные бизнес-модели, основанные на переносе успешных бизнес- моделей в новые условия и (или) интеграции нескольких успешных бизнес-моделей и их элементов [3, С. 105].
Авторы исходят из предпосылки, что интеграция и адаптация хорошо зарекомендовавших себя трех моделей: 1) проектно-ориентированного управления, 2) самоорганизации и краудсорсинга и 3) управления изменениями - позволит сформировать офис управления проектами в городе Омске, который будет создавать условия для улучшения городской среды.
2.2 Результаты изучения опыта разработки и внедрения офиса управления проектами
В современных условиях высокой неопределенности проектноориентированное управление является одним из наиболее эффективных решений как для компаний, так и органов государственной власти, стремящихся решать комплексные проблемы организации и успевать за быстрыми изменениями во внешней среде, появлением новых технологий и инноваций. Возникающая вследствие такого подхода к управлению проектами и программами проектно-ориентированная организация способна успешно справляться с глобальной неопределенностью, агрессивной внешней средой и сокращением сроков жизненного цикла технологий и продуктов. Подобный подход позволяет интегрировать результаты деятельности отдельных проектов и программ в рамках единого курса, формируя стратегические портфели проектов и программ. Неотъемлемым компонентом проектно-ориентированной организации становится офис управления проектами (проектный офис, Project Management Office).
Согласно PMBOK, офис управления проектами представляет собой организационную структуру, призванную стандартизировать процессы управления проектами и способствовать обмену ресурсами, методологиями, инструментами и методами [7].
Состав и содержание функций офиса зависит от его статуса в компании, уровня развитости проектной деятельности, количества реализуемых проектов, жесткости проектных ограничений и пр. На практике сфера ответственности офиса управления проектами может заключаться как в оказании поддержки в управлении проектами, так и собственно включать в себя руководство проектами. Чаще всего в функции офиса управления проектами включают оптимизацию управления ресурсами; разработку методологии, лучших практик и стандартов управления проектами, включая разработку политик, процедур, шаблонов проекта и другой документации; коучинг, наставничество и обучение в области управления проектами; мониторинг соответствия стандартам и процедурам управления проектами; координацию усилий и ресурсов между проектами [8, С. 11]. Несмотря на то, что в теории выделяют, как правило, три типа проектных офисов - поддерживающий (консультирует в области управления проектами, разрабатывает шаблоны, анализирует лучшие практики, проводит обучение), контролирующий (предоставляет поддержку и требует соответствия требованиям с помощью различных средств), руководящий (непосредственно управляет проектами) [7, С. 110], в практике работы компаний была обнаружена целая палитра возможных конфигураций офисов: офис подразделения (департамента, бизнес-единицы), офис управления отдельным проектом (программой), офис поддержки проектов, офис управления проектами компании (стратегический, глобальный, портфельный), центр совершенства (компетенций). Независимо от типа проектного офиса, важнейшая роль офиса управления проектами видится в способствовании достижения стратегических целей компании [12, С. 106].
Исследование лучших практик организации офисов управления проектами, проведенные Project Management Institute, Forrester Consulting, Boston Consulting Group, позволили выделить следующие ключевые функции успешных офисов:
-развитие корневых компетенций компании посредством культивирования совершенства в управлении проектами, программами, портфелями, а также стимулирования развития талантов и способностей в организации, таких как лидерство, стратегический, операционный и бизнес-менеджмент;
-фокусирование на критически значимых для бизнеса инициативах, предоставляя руководителям бизнеса полную своевременную информацию о достижении целей проектов, программ, портфелей, прогнозируя и моделируя возможные сценарии развития;