Файл: Банковская система, ее элементы и важнейшие свойства (Центральный банк Российской Федерации, его цели и функции).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Характеристика банка как элемента банковской системы
1.2 Центральный банк Российской Федерации, его цели и функции
1.3 Коммерческий банк, принципы деятельности и организационная структура коммерческого банка
Глава 2. Структура банковской системы России
2.1 Элементы банковской системы и типы банков
2.2 Основы банковского законодательства
Элементами банковской системы -это банки, некоторые специальные институты, выполняющие банковские операции, не имеющие статус банка, а также некоторые дополнительные учреждения, производящие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов. По форме собственности акцентируют - государственные, частные и смешанные банки. Государственная модель собственности чаще всего принадлежит к Центробанкам. По функциональному назначению - эмиссионные, коммерческие. По характеру производимых операций банки подразделяются на универсальные и специализированные. В отличие от универсальных, специализированные банки специализируются на конкретных видах операций. По числу филиалов банки разделяют на бес филиальные и многофилиальные. По сфере обслуживания банки разделяют на региональные, межрегиональные, национальные, международные. По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения. По размерам капиталов коммерческие банки группируются в несколько групп в зависимости от величины объявленного уставного фонда.
К элементам банковской концепции относят и банковскую инфраструктуру. В нее вступают различного рода предприятия, агентства и службы, которые гарантируют жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации.
2.2 Основы банковского законодательства
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и зафиксированы задачи и функции Центробанка, а также установлены инструменты и способы их реализации. Банковское законодательство считается отраслью права, представляющую систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией России, Гражданским кодексом РФ, закладывающим основы правоотношений по договорам займа и кредита, банковского вклада, банковского счета и отношений, складывающихся в связи с осуществлением расчетов, Федеральными законами "О Центральном банке РФ (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России [1;c 34].
Главным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, предназначается закон о Центробанке страны. Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок развития и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал отношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также отношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; установил принципы осуществления и важные инструменты денежно-кредитной политики; определил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита. Этим законом закрепляются полномочия Центробанка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Этим законом описаны составляющие банковской системы Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, сформулированы принципы предоставления стабильности деятельности кредитных организаций, определен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в РФ [2;с 34].
Вытекающим в системе банковского законодательства необходимо назвать Гражданский кодекс РФ. В нем обусловливается понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс определяет понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания обязанность сторон и т.п.
Кроме этого, главное место занимают федеральные законы. Необходимо, прежде всего, назвать Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О рынке ценных бумаг», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Закон о несостоятельности определяет порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также характерные черты оснований и процедур признания кредитных организаций банкротами и их последующей ликвидации. Особое интерес в Законе о несостоятельности уделено мерам по предупреждению банкротства, которые ведутся до отзыва лицензии на исполнение банковских операций. К числу указанных мер принадлежит: финансовое оздоровление кредитной организации; предназначение временной администрации по управлению кредитной организацией; реорганизация кредитной организации.
В целях предоставления реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечения устойчивости валюты России и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [2; 36].
В целях поддержания доверия к банковской концепция со стороны населения и увеличения организованных сбережений населения, а также уменьшение рисков банков при создании долгосрочной ресурсной базы был установлен Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Данный Федеральный закон определяет правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, последовательность денежной еденицы возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере взаимоотношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
В регулировании банковской деятельности важную роль представляет подзаконные нормативные акты. Банковскому праву свойственно многоуровневое нормативное регулирование, что нельзя утверждать положительным фактом.
На формирование банковского законодательства проявляют воздействие хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер экономической деятельности. К примеру, формирование рынка недвижимости привело к появлению ипотечных банков, развитие рынка ценных бумаг - инвестиционных банков. Общепризнанные меры, регулирующие правовое положение центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку базой задачей таких банков по законодательству большинства стран считается поддержание устойчивости национальной
денежной единицей.
2.3 Роль банковской системы в экономике России
Роль банковской системы в современной рыночной экономике велика. И все перемены, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской концепции необходима для нормального функционирования хозяйства страны.
Стабильность банковской системы обладает чрезвычайным значением для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор считается тем каналом, через который переходят импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Банковская система -это такое целостное образование, которое гарантирует ее устойчивое развитие.
Приоритетом государственной социально-экономической политики считается обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического увеличения. Повышение роли банковского сектора в экономике считается одной из важнейших задач государства. Динамика постановления задач развития банковского сектора будет в значительной степени находится в зависимости от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и концепции банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов[7; с 67].
Отдельно необходимо отметить о важном месте в экономике, которое занимает Банк России, как основной регулятор банковской концепцией, осуществляющий надзор за деятельностью кредитных организаций. Роль и значимость этого института невозможно переоценить. Центральный банк призван способствовать устойчивому функционированию банковской системы, стремиться предотвращать на возможно ранней стадии негативные тенденции в работе отдельных банков и как следствие возможные социально-экономические катаклизмы. В настоящее время невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки представляют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. Именно экономико-политической, так как еще не создана политическая доктрина, в которой экономика рассматривалась бы отдельно от политики. На сегодняшний день, банки считаются экономическим инструментом в руках правительства.
В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская концепция сокращает долгосрочные инвестиции в производство, сокращает сроки кредитования, повышает доходы преимущественно не за счет основной, а за счет побочной деятельности. Наоборот, в условиях экономической и политической стабильности и, таким образом, сокращения риска банки активизируют работу, как по обслуживанию главной производственной деятельности предприятий, так и по долгосрочному кредитованию хозяйства, приобретают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, не учитывающие изменение ситуации, неизбежно оказываются в трудном положении - теряют клиентов, несут потерии, в конечном счете прекращают существовать [11;с 92].
Прогнозируемые макроэкономические условия в 2009-2011 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится ее эффективность и вклад в развитие экономики в целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться устойчивости банковской концепции. Решению данных задач вызваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования концепции страхования вкладов, увеличению доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые найдут свое отражение в разрабатываемой стратегии развития банковского сектора в России на период до 2012 года.
Российский рынок банковских услуг станет развиваться в условиях обостряющейся конкуренции, в том числе вследствие увеличение участия иностранного капитала и расширения региональной сети крупных российских банков, что стимулирует общее увеличение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий.
Сбережение инвестиционной привлекательности банковского сектора даст возможность увеличить уровень его капитализации, в первую очередь за счет реализации вновь выпускаемых акций, приобретаемых российскими и зарубежными инвесторами. Отмеченным целям будет также содействовать осуществление мер по усовершенствованию законодательных обстоятельств привлечения капитала в банковский сектор посредством публичного размещения акций, в том числе в части отмены обязательности регистрации отчета об результатах выпуска акций, ликвидация ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом.
В 2009-2011 годах деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» будет ориентирована на стабилизацию банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Правительство РФ и Центробанк РФ (Банк России) анализируют процессы, которые будут осуществляться в банковском секторе, в качестве главного компонента формирования и поддержания рыночных основ функционирования экономики страны.
Заключение
Банковская система - это важная сфера национального хозяйства каждого развитого государства. Её практическая роль обусловливается тем, что она распоряжается в государстве системой платежей и расчетов; огромную часть своих коммерческих сделок реализовывает посредством вкладов, инвестиции и кредитные операции; наряду с иными финансовыми посредниками банки посылают сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Банковские системы используются для решения следующих текущих и стратегических задач: обеспечения экономического роста; регулирования инфляции; регулирования платежного баланса. В странах с развитой рыночной экономикой сформировалась двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным банком. На нижнем уровне функционируют коммерческие банки, делящийся на универсальные и специализированные банки и небанковские кредитно-финансовые институты. Современные кредитно-банковские системы владеет сложной, много звеньевой структурой.