Файл: Проектирование БД для сотрудника салона сотовой связи.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание предметной области. Постановка задачи
2. Выбор средств / методологии проектирования. Выбор СУБД
3. Проектирование логической структуры базы данных
4. Проектирование физической структуры базы данных
5. Разработка интерфейса и реализация проекта
Введение
Современный бизнес становится все более динамичным, борьба за конкурентные преимущества зачастую превращается в погоню за современными управленческими и информационными технологиями. Последние годы в России наблюдается настоящий информационный бум, практически повсеместно внедряются информационные системы, и автоматизируется управление. Мотивы здесь разные: и влияние моды, и желание «не отстать от конкурента», а зачастую – это вполне понятное стремление руководства компаний внедрить эффективную и современную автоматизированную систему управления, чтобы снизить издержки, ускорить процесс обработки информации, повысить качество выполняемой работы, в результате чего компания добивается высоких результатов в своей деятельности.
Целью работы является автоматизация деятельности сотрудника салона сотовой связи. В рамках выполняемой работы рассмотрены следующие задачи:
- обоснование необходимости автоматизации;
- выбор технических и программных средств;
- анализ и общая характеристика предметной области и объекта автоматизации;
- проектирование структуры БД;
- проектирование интерфейса БД.
1. Описание предметной области. Постановка задачи
ООО «Мобиком» занимается продажей сотовых телефонов и аксессуаров к ним.
Организационная структура рассматриваемого предприятия является традиционной для коммерческих организаций и включает в себя следующие подразделения (рис.1):
- отдел продаж;
- бухгалтерию;
- отдел кадров;
- отдел маркетинга;
- сервисный центр;
- служба поддержки пользователей;
- ИТ-отдел.
Рис. 1. Организационная структура управления
Основным бизнес–процессом является учет продаж, целью которого является оптимизация работы отдела продаж и получение доходов.
Контекстная диаграмма не может дать полное представление о том, как протекает данный процесс. Ее декомпозиция дает более детальное представление о процессе и о его особенностях. Рисунок 2 содержит контекстную диаграмму изучаемого процесса, выполненную в методологии IDEF0 [3, с.66].
NODE:
TITLE:
NUMBER:
Учет продаж
A-0
прайс-листы
законы,
стандарты,
правила,
локальные
акты
отчеты
заказы
клиентов
сотрудники отдела продаж
0
0р.
Учет продаж
Рис. 2. Контекстная диаграмма бизнес процессов
На рисунке 3 представлен результат декомпозиции контекстной диаграммы, который также выполнен в методологии IDEF0 [3].
Рис.3.Результат декомпозиции контекстной диаграммы
бизнес процессов
На рисунке видно, что контекстная диаграмма была разбита на четыре функции: получить заказ, оформить заказ, выполнить заказ и оформить отчет.
Входной информацией функции «получить заказ» являются: заказ от клиента, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «получить заказ» является предоставление клиенту квитанции.
Входной информацией функции «оформить заказ» являются: квитанция, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «оформить заказ» является передача накладной на склад [10, с.65].
Входной информацией функции «выполнить заказ» являются: накладная, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «выполнить заказ» является информация о покупке.
Входной информацией функции «оформить отчет» являются: информация о покупке, прайс-листы, законы, стандарты, правила, локальные акты. Выходом функции «оформить отчет» являются отчеты.
Основной целью является ознакомление с тем, как функционирует отдел продаж, как и что необходимо выполнять его работникам. В качестве точки зрения выбираем точку зрения директора ОАО. Также были определены границы системы, которые дают возможность выяснить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами. После изучения бизнес-процессов было определено, что оформление заказов и составление отчетов не автоматизированы. Нет базы клиентов, нет полного учета и контроля.
Основным документом в рассматриваемой задаче является заказ клиента. Схема документооборота обработки продаж приведена на рис.4.
исполнитель действие |
Отдел продаж |
Бухгалтерия |
Склад |
Клиент |
1) поступление заказа |
Заказ от клиента |
Заказ от клиента |
||
2) фиксация заказа в журнале |
Заказ от клиента |
|||
3) оформление квитанции клиенту и прием оплаты |
Квитанция |
|||
4) отправка накладной на склад |
Накладная |
|||
5) отправка заказа клиенту |
Заказ |
|||
6) подготовка отчетов |
Отчеты |
Рис.4. Схема документооборота
Существующий способ приема и обработки продаж связан с большой трудоемкостью, разрозненностью сведений, что с большой вероятностью ведет к их утере или неправильной интерпретации. На сегодняшний день сложно получить сведения об общем количестве продаж, провести анализ популярности тех или иных моделей обуви, а также проконтролировать заказы, обработанные каждым из менеджеров.
Кроме того, в отчетный период необходимо составление аналитических отчетов, включающих в себя анализ работы отдела продаж за определенный период, что очень затруднительно.
Временные характеристики описанных процессов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики описанных процессов
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, неоходимое для выполнения одного действия, минут |
Общее время, минут |
Регистрация продажи |
10 |
15 |
150 |
Поиск необходимой информации |
5 |
30 |
150 |
Анализ информации за период |
0,5 |
60 |
30 |
ИТОГО, минут |
330 |
Таким образом, ежедневно, в среднем, 330 минут или 5 часов 30 минут, сотрудники отдела по работе с клиентами заняты занесением необходимых сведений в книги учета, а также при необходимости – анализом и поиском нужных сведений. Учитывая, что продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, делаем вывод, что на выполнение остальных обязанностей (то есть непосредственную работу по решению проблем и выработке необходимых мероприятий) остается менее 40% рабочего времени, что крайне неэффективно.
Для данного способа также характерны следующие недостатки [11, с.22]:
- низкая скорость и точность выполнения расчетов;
- неэффективное использование рабочего времени;
- слабый контроль работы сотрудника;
- увеличивающийся «поток» бумажной работы;
- усталость служащих - усиление негативного воздействия человеческого фактора.
В результате проводимой автоматизации предполагается постоянно иметь точнейшие сведения о количестве и сумме продаж, сократить время на подготовку аналитических отчетов и передачу документов за счет их электронной формы.
Очевидно, что для автоматизации необходимо использовать такие средства, как персональные компьютеры, принтеры, а также специальное программное обеспечение и локальную вычислительную сеть.
Проведем расчет ожидаемого эффекта от внедрения средств автоматизации. В случае использования вычислительной техники данный процесс сводится к просмотру заявки, оформленной на внутреннем сайте компании и уже занесенной в базу данных по мере их поступления, поиск информации будет производиться при задании необходимых параметров. В таблице 2 рассчитан ожидаемый эффект от внедрения информационной системы.
Таблица 2
Ожидаемый эффект от внедрения информационной системы
Действие |
Среднее количество за рабочий день |
Время, неоходимое для выполнения одного действия, минут |
Общее время, минут |
Регистрация продажи |
10 |
1 |
10 |
Поиск необходимой информации |
5 |
2 |
10 |
Анализ информации за период |
0,5 |
5 |
2,5 |
ИТОГО, минут |
1,5 |
Таким образом, ожидаемая экономия рабочего времени составляет около 5 часов ежедневно, что позволяет увеличить эффективность работы сотрудников отдела продаж. Кроме того, другими преимуществами автоматизации рассматриваемого бизнес-процесса будут:
- централизованное хранение данных;
- исключение потери данных;
- структуризация данных;
- более оперативная обработка данных;
- выдача результатов в удобной форме на принтер и экран;
- легкое изменение данных;
- система авторизации;
- сокращение времени оформления документов.
2. Выбор средств / методологии проектирования. Выбор СУБД
«MS Access» в настоящее время является одной из самых популярных среди настольных программных систем управления базами данных.
Среди причин такой популярности следует отметить:
- Высокую степень универсальности и продуманности интерфейса, который рассчитан на работу с пользователями самой различной квалификации. В частности, реализована система управления объектами базы данных, позволяющая гибко и оперативно переходить из режима конструирования в режим их непосредственной эксплуатации.
- Глубоко развитые возможности интеграции с другими программными продуктами, входящими в состав Microsoft Office, а также с любыми программными продуктами, поддерживающими технологию OLE.
- Богатый набор визуальных средств разработки.
Нельзя не отметить, что существенной причиной такого широкого распространенная Ms Access является интеграция в офисный пакет ПО и мощная рекламная поддержка, осуществляемая фирмой Microsoft.
Специфической особенностью СУБД Access является то, что вся информация, относящаяся к одной базе данных, хранится в едином файле. Такой файл имеет расширение *.mdb. Данное решение, как правило, удобно для непрофессиональных пользователей, поскольку обеспечивает простоту при переносе данных с одного рабочего места на другое.
Внутренняя организация данных в рамках mdb -формата менялась от версии к версии, но фирма Microsoft поддерживала их совместимость снизу вверх, то есть базы данных из файлов в формате ранних версий Access могут быть конвертированы в формат, используемый в версиях более поздних.
В работе для реализации приложения используется ОС Windows XP (SP2) и СУБД Ассess версии (11.6566.8036) с обновлением SР2 в составе МS Office 2003. Компонент диспетчера ядра БД Microsoft Jet 4.0 (SР8). База будет сохраняться в формате совместимости с Ассess 2000. Для полной функциональности и правильной работы приложения рекомендуется использовать пакет MS Office версии 2003.
Далее выберем язык программирования. В настоящее время лидерами на рынке сред разработки являются Microsoft Visual Studio, Delphi, C++ Builder, JBuilder. Любая из перечисленных сред позволит разработать современное клиент-серверное приложение с современным пользовательским интерфейсом. Однако, в компании имеются наработки на Delphi, которые можно использовать при разработке ИС склада. Выбор среды разработки Delphi позволит гораздо быстрее по сравнению с остальными из перечисленных сред разработки получить готовую систему, с интерфейсом, аналогичным ИС отделов снабжения и сбыта.
Delphi - среда для разработчиков программного обеспечения и приложений баз данных, заинтересованных в быстром создании высокоэффективных и простых в обслуживании приложений. Разработчики могут использовать мощную интегрированную среду разработки Delphi с рабочим полем визуального проектирования, обширной коллекцией визуальных компонентов и мощной инфраструктурой гетерогенных баз данных для визуальной разработки и поставки приложений в максимально сжатые сроки.
Мощный язык Delphi и компилятор обеспечивают высокую производительность и доступ ко всем возможностям, повышающим эффективность и скорость разработки на платформе Windows. Delphi предоставляет также обширный набор инструментов редактирования, рефакторинга и отладки в рамках комплексного решения, ориентированного на ускорение и упрощение разработки.