Файл: Выбор управленческого решения методом анализа иерархий. Оценить корректность метода (АО «Рязанский завод металлокерамических приборов»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
Проведенное в первой главе исследование позволяет сделать следующие выводы.
Метод анализа иерархий (МАИ) — это научно-обоснованный с позиции системного анализа подход в принятии решений для выбора альтернативы из множества возможных на основе нескольких критериев. Данный метод может использоваться для решения задач управления, в том числе задач прогнозирования и стратегического планирования. МАИ позволяет упорядочить работу лица, принимающего решение, и учесть достаточно сложную систему факторов, влияющих на выбор решения.
Глава 2. Практические аспекты применения метода анализа иерархий в АО «Рязанский завод металлокерамических приборов»
2.1. Краткая характеристика предприятия и постановка задачи
В качестве объекта исследования выбрано предприятие АО «Рязанский завод металлокерамических приборов».
Рязанский завод металлокерамических приборов (РЗМКП) был организован 19 сентября 1963 г. для выпуска продукции производственно-технического и специального назначения. В настоящее время является единственным в России и странах СНГ заводом, выпускающим герметизированные магнитоуправляемые контакты (герконы). Производственные мощности РЗМКП рассчитаны на изготовление 200 млн. шт. герконов в год. Герконы имеют широкое применение в народном хозяйстве и оборонной технике в том числе:
— космическая техника (системы жизнеобеспечения космонавтов и панели управления);
— военная техника (приемо-передающие устройства и системы управления);
— авиационная техника (концевые выключатели);
— телефонная техника (автоматизированные системы связи и телефонные аппараты);
— вычислительная техника (клавиатуры электронных аппаратов);
— автомобильная техника (датчики систем контроля);
— охранная сигнализация.
В настоящее время предприятие выпускает более 30 типов герконов, среди которых высоковольные, и герконы повышенной коммутационной мощности, кроме того, налажено производство миниатюрных герконов с размерами баллона менее 10 мм.
Производство герконов на РЗМКП характеризуется как:
— массовое;
— высокотехнологичное;
— обладающее высокой степенью автоматизации
Кроме того, предприятие выпускает следующую продукцию:
— датчики охранной сигнализации;
— автомобильные датчики контроля уровня жидкости и масла;
— фотоэлектрические солнечные модули:
Завод является постоянным участником выставок и ярмарок федерального и международного значения.
АО «РЗМКП» применяет сертифицированную по требованиям ISO 9001 систему менеджмента качества с 2002 г. Область действия сертификата, выданного органом сертификации ТЮФ СЕРТ совместно с TUVThiiringen e.V., распространяется на проектирование, разработку и производство магнитоуправляемых герметизированных контактов и изделий на их основе, солнечных модулей.
Оптимальным методом прогнозирования для условий хозяйствования данного предприятия может быть выбран метод анализа иерархий, разработанный американским ученым Томасом Саати. Следует отметить, что для хозяйствующего субъекта важно не только прогнозирование уровня развития предприятия в целом, но и его отдельных экономических элементов в частности. Так, одной из важнейших составляющих успешного развития предприятия является положительный экономический результат, который обеспечивает укрепление бюджета государства посредством налоговых отчислений, способствует повышению инвестиционной привлекательности предприятия, его деловой активности в производственной и финансовой сферах. Следовательно, прогнозирование экономических результатов деятельности хозяйствующего субъекта во многом определяет его будущее состояние.
В качестве фокуса прогнозной модели выбран экономический результат деятельности АО «РЗМКП».
Первичными факторами, влияющими на него, являются:
– выручка от реализации продукции предприятия;
– себестоимость реализованной продукции;
– прочие доходы;
– прочие расходы;
– инфляционные процессы.
Акторами, манипулирующими первичными факторами, определены:
– производственные рабочие;
– руководство предприятия;
– заказчики продукции, выпускаемой АО «РЗМКП»;
– поставщики материальных ресурсов, необходимых для производства продукции;
– государство, влияющее на деятельность предприятия не только посредством системы налогообложения и льготного кредитования, но выступающее как непосредственный заказчик продукции АО «РЗМКП».
Основные цели каждого актора относительно первичных факторов представлены в таблице 4.
Таблица 4
Цели акторов[24]
Рабочие |
Руководство |
Заказчики |
Поставщики |
Государство |
1. Высокая заработная плата 2. Значительный объем реализации продукции 3. Высокое качество продукции |
1. Значительный объем реализации продукции 2. Низкая себестоимость реализованной продукции 3. Высокое качество продукции |
1. Низкая стоимость приобретенной продукции 2. Высокое качество продукции 3. Своевременная отгрузка продукции |
1. Высокая стоимость материальных ресурсов 2. Значительный объем поставляемых материальных ресурсов |
1. Низкая стоимость приобретенной продукции 2. Высокое качество продукции 3. Своевременная отгрузка продукции 4. Развитие |
2.2. Построение сценариев развития ситуации и построение матриц их иерархий
В процессе построения прогнозной модели экономического результата предприятия АО «РЗМКП» на 2016–2020 гг. предложено четыре сценария развития событий.
1) Проекция – проекция существующего состояния экономических результатов предприятия (2015 г.), характеризующегося достаточно высокими темпами роста себестоимости продукции и более высокими темпами роста товарного выпуска, а также качеством продукции среднего уровня.
2) Равновесный сценарий – темпы увеличения/снижения доходов предприятия примерно соответствуют темпам увеличения/снижения его расходов, качество продукции соответствует ценам реализации.
3) Позитивный сценарий – темпы роста доходов предприятия значительно превышают темпы роста его расходов, высокий уровень прибыли позволяет обеспечивать высокое качество продукции за счет инвестирования в производство.
4) Негативный сценарий – темпы роста расходов АО «РЗМКП» опережают темпы роста его доходов, кроме того, попытки снижения себестоимости за счет снижения трудоемкости и экономии материалов ведут к ухудшению качества продукции.
В таблицах 5-14 приведены матрицы парных измерений доминирования на разных уровнях иерархии влияния. Как следует из таблицы 5, наибольшее влияние на экономический результат АО «РЗМКП» оказывают выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции и инфляционные процессы.
Необходимо отметить, что значительный удельный вес изделий, поставляемых по госзаказу, в портфеле заказов АО «РЗМКП» стал причиной того, что государству отдан больший приоритет по степени влияния на выручку от реализации по отношению к остальным акторам. Поскольку продукция тяжелого машиностроения обладает значительными весовыми характеристиками, закономерно, что наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают затраты на приобретение материальных ресурсов.
Таблица 5
Матрица парных измерений, какой фактор имеет наибольшее
влияние на экономический результат[25]
Экономический результат |
Выручка от реализации |
Себестоимость продукции |
Прочие доходы |
Прочие расходы |
Инфляция |
Собственный вектор |
Выручка от реализации |
1 |
3 |
7 |
6 |
3 |
0,464 |
Себестоимость продукции |
1/3 |
1 |
5 |
4 |
2 |
0,238 |
Прочие доходы |
1/7 |
1/5 |
1 |
1/2 |
1/7 |
0,041 |
Прочие расходы |
1/6 |
1/4 |
2 |
1 |
1/4 |
0,065 |
Инфляция |
1/3 |
1/2 |
7 |
4 |
1 |
0,193 |
Таблица 6
Матрица парных измерений, какой из акторов обладает наибольшим влиянием на выручку от реализации продукции[26]
Выручка от реализации продукции |
Рабочие |
Руководство |
Заказчики |
Поставщики |
Государство |
Собственный вектор |
Рабочие |
1 |
3 |
1/6 |
1/3 |
1/7 |
0,067 |
Руководство |
1/3 |
1 |
1/5 |
1/3 |
1/6 |
0,046 |
Заказчики |
6 |
5 |
1 |
3 |
1/2 |
0,302 |
Поставщики |
3 |
3 |
1/3 |
1 |
1/4 |
0,133 |
Государство |
7 |
6 |
2 |
4 |
1 |
0,452 |
Соответственно, наибольшим влиянием на себестоимость продукции обладают поставщики предприятия, что отражено в таблице 7.
Таблица 7
Матрица парных измерений, какой из акторов обладает наибольшим влиянием на себестоимость реализованной продукции[27]
Себестоимость продукции |
Рабочие |
Руководство |
Заказчики |
Поставщики |
Государство |
Собственный вектор |
Рабочие |
1 |
3 |
5 |
1/4 |
5 |
0,242 |
Руководство |
1/3 |
1 |
4 |
1/6 |
5 |
0,137 |
Заказчики |
1/5 |
1/4 |
1 |
1/6 |
1/2 |
0,045 |
Поставщики |
4 |
6 |
6 |
1 |
6 |
0,520 |
Государство |
1/5 |
1/5 |
2 |
1/6 |
1 |
0,057 |
Таблица 8
Матрица парных измерений, какой из акторов обладает наибольшим влиянием на прочие доходы[28]
Прочие доходы |
Рабочие |
Руководство |
Заказчики |
Поставщики |
Государство |
Собственный |
Рабочие |
1 |
1/5 |
1/2 |
1/2 |
1/3 |
0,076 |
Руководство |
5 |
1 |
3 |
3 |
1/2 |
0,321 |
Заказчики |
2 |
1/3 |
1 |
1 |
1/2 |
0,138 |
Поставщики |
2 |
1/3 |
1 |
1 |
1/2 |
0,138 |
Государство |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0,326 |