Файл: Проектный контроллинг (Алгоритм работы проектного контроллинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 5. Работа модели контроллинга Ева

Треугольник целей

Для данной модели контроллинга строят равнобедренный треугольник. Каждый угол, которого имеет определенное значение:

  • 1 угол. Сроки. Время на реализацию проекта.
  • 2 угол. Расходы. Деньги, люди, бюджет.
  • З угол. Объем работ. Цели, задачи, качество.

Равносторонний треугольник с равными сторонами показывает плановые величины для: бюджета, срока, объема работ.

Картинка меняется в зависимости от отклонения от базовых плановых значений.

Результаты проекта мерятся с определенной периодичностью.

Сроки — измеряется затраченным временем на проект.

Расходы — измеряются фактическими затратами.

Объем работ — измеряется в процентном соотношении запланированных и выполненных работ (рис.6 и 7).

Рисунок 6. Пример равнобедренного треугольника контроллинга методом треугольника целей

Рисунок 7. Пример стандартной ситуации: Объём работы не соблюдён, сроки и расходы превышены.

Треугольник целей хорошо подходит для демонстрации, как промежуточных, так и в целом, результатов проекта.

Глава 2. Практическое исследование введения контроллинга на примере ООО «36+»

2.1. Характеристика предприятия ООО «36+»

Рассматриваемое нами предприятие ООО «36+» было создано в 2012 году и производит свою деятельность на основании Устава.

Свою деятельность предприятие ведет в соответствии Гражданским Кодексом Российской Федерации, также в соответствии с другими законодательными актами РФ. Предприятие ООО «36+» является коммерческим и осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, хозрасчета и самоокупаемости.

Основной целью создания данного предприятия является получение прибыли.

Предприятие направило свою деятельность на продаже лекарственных препаратов.

Учредитель и директор является одним лицом на предприятии ООО «36+», которое является субъектом малого предпринимательства.


Являясь коммерческим предприятием, у ООО есть возможность перехода на упрощенную форму налогообложения.

Уставной капитал - 12000 рублей.

Устав предприятия ООО «36+» содержит в себе:

  • наименование предприятия,
  • сведения о месте нахождения,
  • сведения об управлении деятельностью,
  • размер уставного капитала,
  • права и обязанности сотрудников предприятия,
  • порядок и последствия выхода участника из общества,
  • ведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале к другому лицу,
  • сведения о порядке хранения документов.
  • порядок предоставления обществом информации другим лицам.

Таблица 3

Характеристика ресурсного потенциала ООО «36+»(среднегодовые показатели)

Наименование показателей

2016 год

2017 год

2017 год в % к 2016 году

1

2

3

4

Кол-во работников, чел.

10

11

110

Основные фонды, тыс. руб.

3351

3167

96

Оборотные средства, тыс. руб.

1168

1260

108

Авансировый и собственный капитал, тыс. руб.

4519

4427

98

Налогообложение

24

27

112

Делая анализ таблице 1, можно сказать, что на предприятии ООО «36+» наблюдается определенная динамика развития отдельных элементов ресурсного потенциала. Данное положение лежит в основе проектирования масштаба деятельности и возможных перспективах развития предприятия. Так:

  • Численность работников выросла.
  • Среднегодовая стоимость основных фондов снизилась на 184 тыс. руб. (96%), это произошло за счет амортизации и не обновления основных фондов.
  • Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла на 92 тыс. рублей ( 108%).

Основные количественные и качественные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия представлены в (таблице 4).

Таблица 4.

Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «36+»

Показатели

2015

2016

2016/2015

1

2

3

4

Выручка (нетто), тыс. руб.

10328

11360

110

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

7944

8541

108

Прибыль (убыток) от продажи товаров в сумме, тыс. руб.

2384

2819

118

Прочие доходы, тыс. руб.

-

-

-

Прочие расходы, тыс. руб.

2335

2768

119

Бухгалтерская прибыль (до налогообложения), тыс. руб.

49

51

104

Налог на прибыль

24

20

4

Чистая прибыль (убыток) в сумме, тыс. руб.

- в % к собственному капиталу

250, 9

240, 8

9688


Анализируя данные таблицы 2, делаем вывод:

  • чистая прибыль сократилась на 1000 рублей и составила 96% к базовому году (из-за роста цен на материалы);
  • себестоимость продукции возросла на 597 тыс. рублей (108%);
  • Издержкоемкость составила 99% (следовательно, прибыль еле покрывает издержки).
  • Рентабельность продаж возросла на 2%.

Обобщающая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия, составим таблицу 5.

Таблица 5.

Общая оценка экономической эффективности хозяйственной деятельности и финансовой независимости.

Показатели

2015

2015

2016/2015

Показатель эффективности использования производственного потенциала предприятия

1,77

1,93

109

Показатель эффективности финансовой дея­тельности предприятия

0,41

0,48

117

Показатель оценки трудовой деятельности

7,82

7,77

99

Интегральный показатель экономической эф­фективности хозяйственной деятельности

5,67

7,20

123

Коэффициент концентрации собственного ка­питала (СК : АК)

0,61

0,63

103

Коэффициент финансовой независимости (ЗК: СК)

0,63

0,58

92

Расчеты в таблице производим следующим образом.

1. Показатель эффективности (Э1) (производственный потенциал в тыс.руб.):

Э1= В / (ФЗП + ОС + ОФ)

где

В – выручка,

ФЗП - фонд заработной платы,

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств,

ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов,

2. Показатель эффективности финансовой (в тыс.руб.) (Э2):

Э2= П/ (ФЗП +ОС + ОФ)

где

П - прибыль,

ФЗП - фонд заработной платы,

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств,

ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов.

Показатель оценки трудовой деятельности (в тыс.руб.) - (Э3):

Э3 =

Где

В – выручка,

ФЗП - фонд заработной платы.

3. Интегральный показатель (эконом. эффективности хоз. деятельности) (в тыс.руб.) - (Э4):

Э4 = Э1Э2Э3

где

АК - авансированный капитал.


СК - собственный капитал.

ЗК - заемный капитал.

ЗК =АК-СК.

Анализ финансового состояния предприятия проводят с помощью горизонтального и вертикального анализа бух. баланса пред­приятия.

По данным сделаем такие выводы:

  • Общая сумма активов уменьшилась на 92 тыс. рублей.
  • Сумма обязательств незначительно уменьшилась.
  • Уменьшилась стоимость основных средств.
  • Запасы увеличились.
  • Сумма оборотных активов предприятия увеличилась на 92 тыс. рублей. (за счет увеличения запасов и денежных средств).
  • Кредиторская задолженность уменьшилась на 116 тыс. рублей или на 7% (за счет задолженностей поставщикам).
  • Предприятию не удалось найти дополнительные источники финансирования.

На основании полученных результатов руководитель должен сделать следующие выводы:

  • усилить контроля над издержками предприятия,
  • не допускать в следующем году снижения доли операционной прибыли в выручке,
  • сделать подробный анализ состава основных средств предприятия с целью принятия решения об их обновлении.

2.2. Предложения по внедрению системы контроллнга

на примере ООО «36 +».

Торговые предприятия имеют экономические характеристики, существенно отличающие их от производственных предприятий. Нам предстоит определить, является ли это препятствием для применения контроллинга на торговых предприятиях или нет.

Основной источник дохода торговых предприятий - это наценка. С помощью наценки они покрывают свои издержки обращения и получают прибыль. Наценка превращается в наличные денежные средства при реализации товаров. В отличие от производственных предприятия, перед торговыми не стоит проблема выбора способа определения выручки по "оплате" или по "отгрузке". Деятельность торговых предприятий основана на кассовом методе определения выручки, так что альтернативы у нас нет. Однако и расчет издержек обращения мы будем вести по кассовому методу, так как это значительно облегчает бухгалтерии составление нашей новой схемы производственной отчетности.

Как уже отмечалось ранее главной задачей контроллинга на ООО «36+» должны стать определение минимально возможного процента наценки к стоимости товара и определение целесообразности функционирования той или иной торговой точки в райцентре и на периферии. Налогообложение предприятия предельно упрощено, так как оно облагается единым налогом.


Издержками обращения являются следующие расходы:

  • заработная плата продавцов и бухгалтера,
  • содержание помещений,
  • арендная плата,
  • амортизация собственных зданий и торгового оборудования,
  • затраты на охрану,
  • транспортные расходы,
  • включающие в себя затраты на ГСМ и обслуживание.

Само собой, основные расходы предприятие несет по закупке товаров. Контроллинг для МП, занимающегося розничной торговлей, должен по-видимому, решать следующие задачи:

1. давать руководству возможность анализировать свои доходы и расходы, как в разрезе структурных подразделений (торговых точек), так и в целом по предприятию;

2. получать эту информацию как можно более оперативно;

3. планировать свои доходы и расходы;

4. определять минимально возможную наценку на закупленные товары.

При этом новая система отчетности должна быть как можно более простой и наглядной и отнимать у бухгалтера предприятия как можно меньше времени на ее составление.

Для составления новой системы отчетности мы возьмем за основу систему отчетности по книге немецких специалистов Р.Манна и Э.Майера "Контроллинг для начинающих", и отталкиваясь от нее, попробуем составить свою систему отчетности для ООО «36+».

Вот схема, рекомендованная немецкими специалистами:

0. Объем производства в рабочих часах.
1. Оборот-брутто без НДС.
2. Факторы уменьшения прибыли.
3. Оборот-нетто.
4. Изменение запасов (только 30.06 и 31.12)
5. Общая производительность.
6. Затраты материалов и услуги со стороны.
7. Предварительный итог без стр. 04=общая прибыль.
8. Плата за основную производственную работу.
9. Затраты на отпуск товаров.
10. Производственные затраты (стр. 06 + стр. 08 + стр. 09)
11. Сумма покрытия 1 (стр. 03 - стр. 10)
12. Оклады, зарплата предпринимателя.
13. Проценты.
14. Промежуточная сумма между стр. 12 и 13 (стр. 11 - стр. 12 - стр. 13)
15. Затраты на содержание производственных помещений без арендной платы.
16. Арендная плата.
17. Транспортные расходы.
18. Амортизационные отчисления.
19. Текущий ремонт и прочие расходы.
20. Затраты на организацию группы 1 (сумма строк 12, 13, 15 - 19)
21. Сумма покрытия 2 (стр. 11 - стр. 20)
22. Затраты на организацию группы 2.
23. Сумма покрытия 3 = итог деятельности (предварительная, без стр. 04)
24. Сверочный итог для стр. 04 и т.д.
25. Прибыль/убыток с учетом стр. 04.

Таким образом, после последовательного рассмотрения таблицы немецких специалистов и приложения ее возможностей к целям и задачам нашего МП, мы получили новую схему отчетности для него.