Файл: Процесс построения модели управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что степень обоснованности управленческих решений в значительной мере зависит от качества используемых для этих целей прогнозных моделей. В свою очередь, качество моделей определяется тем, насколько полно в ней проявляется не только природа процесса управления, ни и и специфика деловой среды, т.е. построенная модель должна быть адекватной и ее применение должно позволять получать показатели незначительно отличающиеся от фактических.

Поэтому адекватность модели является первоочередной характеристикой модели, к которой приковано все внимание при ее построении. При этом необходимо, чтобы разработанное управленческое решение было своевременным, всесторонне обоснованным и реализуемым в деятельности предприятия, а также было экономичным: достижение оптимальных конечных результатов при минимизации затрат.

Вместе с тем, выделяется ряд причин, которые снижают качество принимаемых управленческих решений:

  • по объективным или субъективным причинам часть большого объема принимаемых решений не реализуются, что влечет за собой
    снижение авторитета решений;
  • новые решения, принимаемые руководителем, с одной стороны,
    не учитывают или полностью исключают ранее принятые решения, а, с
    другой – дублируют их;
  • модификация целевой установки решения в процессе его движения по управленческой траектории в связи с рассогласованием интересов
    различных уровней управления;
  • принятие решений, не имеющих конкретного содержательного
    наполнения, имитирующие различные управленческие действия;
  • отсутствие адекватного принимаемому решению документационного и ресурсно-информационного обеспечения, назначение нереальных
    сроков исполнения и отсутствие процедур согласования на всех уровнях
    управленческой вертикали;
  • неэффективность механизма мониторинга качества решений, зачастую сориентированного не на достижение запланированных результатов, а на исполнение поставленных сроков.

Однако ответ на вопрос о возможности применения к построению систем управления только адаптивного подхода является отрицательным по объективным и субъективным причинам. Более то го, в статьях Ряжских Т.Г.[1] и Тиняковой В.И.[2] была высказана и обоснована идея о том, что одной из составляющих современной парадигмы науки управления следует считать комбинирование двух подходов и применять при построении моделей, претендующих на высокий уровень адекватности.


Рыночная среда требует корректировки не только текущих целей и задач деятельности предприятия при освоении новых рынков сбыта продукции, но и приемов и методов подготовки и принятия управленческих решений.

Поэтому процесс подготовки и принятия управленческих решений в современных условиях должен рассматриваться как инструмент адаптации предприятия к требованиям конъюнктуры рынка, а сами управленческие решения должны быть максимально адекватными условиям внешней и внутренней экономической среды предприятия.

Целью курсовой работы является анализ процесса построения моеделй управленческих решений в ООО «Энерготехпласт».

Объектом исследования в курсовой работе является ООО «Энерготехпласт».

Предметом исследования в курсовой работе является система принятия управленческих решений в ООО « Энерготехпласт».

Задачи исследования в курсовой работе, направленные на достижение поставленной цели:

  • изучить теоретические аспекты принятия управленческих решений;
  • рассмотреть экономическую ситуацию, сложившуюся в ООО «Энерготехпласт»;
  • проанализировать альтернативные варианты и выбрать управленческое решение в ООО «Энерготехпласт».

В работе использованы данные периодической печати, учебные пособия, данные действующего законодательства, а так же сведения, полученные по данным управленческого учета анализируемого предприятия.

Глава 1 Процесс построения моделей управленческих решений

1.1 Определение управленческого решения и его основные аспекты

По И.Н. Герчиковой, управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента[3].

В.С. Юкаева пишет, что «управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии»[4].


Из приведенных определений видно, что управленческое решение рассматривается одними авторами как процесс, другими – как результат. Поскольку, при прочих равных условиях, процесс включает в себя и результат как конечную стадию, то, по нашему мнению, управленческое решение следует рассматривать как процесс.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели[5]. Практически каждое управленческое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей.

Через управленческие решения в предпринимательских структурах решаются проблемы и вопросы развития таких ее элементов, как: маркетинг, финансы, производство, персонал, логистика, НИОКР (рис. 1).

Рис. 1. Типология предпринимательских решений[6]

Исходя из этого, выбирать технологию процесса разработки и принятия решения нужно осторожно. 

Руководители существенно различаются по способностям к разработке управленческих решений. Частично это обусловлено различиями в знаниях, в жизненном и профессиональном опыте, однако наиболее существенное влияние на разработку управленческих решений оказывают психологические факторы:

1. Особенности мышления (логика, скорость мышления, пространственное мышление, творческие способности и др.).

2. Мотивация, выражающаяся в степени заинте- ресованности или незаинтересованности в принятии тех или иных решений. 3. Личностные особенности (коммуникабель- ность, тревожность, уровень самооценки, личностная зрелость и др.).

4. Деловые качества (инициативность, настойчи- вость, ответственность, самостоятельность и др.).

5. Особенности восприятия рассматриваемых проблем.

6. Ценности и установки, лежащие в основе сис- темы приоритетов и предрасположенности к конкрет- ным действиям, к принятию определенных решений.

7. Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, внимание к людям, честность и др.)[7].

Также на разработку управленческих решений оказывают личные качества руководителя.

Подходы к процессу принятия управленческих решений, как и сами решения, могут быть классифицированы по ряду признаков.


В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений:

- модель «личностно ограниченной рациональности»;

- рациональная модель;

- политическая модель;

- модель «организационно ограниченной рациональности».

В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решения делается акцент, можно выделить следующие два подхода к теоретическим построениям в этой области: математические теории и поведенческая теория принятия решений.

Наконец, на практике выделяются такие подходы к принятию решений, которые классифицируются как системный; модельный и группа организационных подходов.

В качестве основных проблем при разработке управленческих решений можно назвать следующие[8]:

- давление сроков;

- быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;

- недостаток квалификации лиц, принимающих решение, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;

- нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;

- ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;

- необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между лицами, принимающими решение;

- засилье рутины и др.

Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения цели организации.

1.2 методы принятия управленческих решений

Анализ трудностей, возникающих на многих отечественных промышленных предприятиях показывает, что опыт и интуиция руководителей высшего звена оказываются не в состоянии обеспечить в настоящих условиях в процессе освоения новых рынков сбыта продукции принятие правильного решения.

Современные экономические условия характеризуются сложностью проблемных ситуаций, возникающих перед лицом, принимающим решения, при освоении новых рынков сбыта продукции. Это связано с трансформациями, наблюдающимися в экономике нашей страны, следствием реализации которых является высокая степень неопределенности и непрерывное изменение внешней среды. В сложившейся обстановке предприятия вынуждены функционировать в зоне повышенных производственных, финансовых, коммерческих и социальных рисков. Результат деятельности предприятий по освоению новых рынков сбыта продукции зависит от множества различных меняющихся с течением времени и иногда противоречащих общепризнанным принципам ведения бизнеса факторов.


Проблема совершенствования методов управления промышленными предприятиями с целью стабилизации экономики страны коррелируема с особенностями принятия на них управленческих решений. Решение данной проблемы требует уточнения данных особенностей, выделения из их числа несоответствующих современным требованиям ведения бизнеса и выработке рекомендаций по их совершенствованию.

Если считать, что социально- экономический уровень развития российского общества напрямую зависит от качества функционирования промышленных предприятий, то, соответственно, и от качества управления ими, и, как следствие, от умения руководства предприятий принимать и реализовывать управленческие решения.

К числу наиболее проблемных элементов в системе подготовки и принятия управленческих решений при освоении новых рынков сбыта на отечественных промышленных объектах следует отнести несвоевременность принятия и, соответственно, проявления результатов решения. Чем дальше в будущее простирается их влияние, тем более несовершенны знания лица, принимающего решения, о последствиях принятых в настоящий момент времени решений.

Основной причиной принятия некачественных решений на различных уровнях управления отечественных промышленных предприятий при освоении новых рынков сбыта в настоящее время выступает применение неактуальных научных методов принятия решений. Как правило, на отечественных предприятиях задачи управления при освоении новых рынков сбыта решаются с применением теорий и выводов, полученных путем обобщения ретроспективного опыта, и не подкрепляются необходимым научным обеспечением. Причиной такого положения также является Несоответствие имеющегося в распоряжении лица, принимающего решения, научного аппарата современным рыночным условиям, требованиям конечных потребителей продукции, его чрезмерная сложность.

Наиболее актуальной в системе принятия решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта в настоящее время выступает проблема информационного обеспечения принимаемых решений. На практике часто приходится принимать решения на основе несовершенной информации, к которой можно отнести неполную, нечеткую, ненадежную и пр. С точки зрения полноты информации различают три ситуации при принятии решений: принятие решений в детерминированных условиях, принятие решений в условиях определенного риска и принятие решений в условиях неопределенности. Под неопределенностью[9] понимается свойство, присущее как внешней среде, так и внутреннему механизму функционирования производственно-экономической системы, заключающееся в непредсказуемости конкретных состояний, в которых будут находиться вышеуказанные объекты в течение некоторого промежутка времени или на момент, относящийся к будущему, в существовании некоторого конечного или бесконечного множества альтернатив ожидаемой ситуации. Именно фактором неопределенности характеризуется информация, необходимая для принятия управленческих решений по освоению новых рынков сбыта продукции на промышленных предприятиях, что и обусловило разработку основной концепции настоящего исследования.