Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Разработка инновационного проекта ООО «АЛЬТ-СИТИ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности
1.2 Методы инновационной деятельности
Глава 2. Разработка инновационного проекта ООО «АЛЬТ-СИТИ»
2.2 Оценка рынков сбыта и конкурентов
2.3 Потребность в ресурсах и бюджет расходов
2.4 Производственных план и расчет доходов
2.6 Экономическая оценка проекта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что инновации выступают одним из важнейших факторов и необходимым условием экономического развития предприятия. Это обусловлено тем, что инновации затрагивают глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
Целью работы является разработка инновационного проекта для строительной компании ООО «Альт-Сити».
Для достижения цели исследования следует решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы инновационной деятельности.
- Представить резюме и сущность проекта.
- Оценить рынки сбыта и конкурентов.
- Рассчитать потребность в ресурсах и бюджет расходов.
- Сформировать производственных план и расчет доходов.
- Оценить риски.
- Дать экономическую оценку проекта.
- Описать систему управления инновационным проектом.
Объектом исследования является инновационный проект ООО «Альт-Сити».
Предметом исследования являются выявленные факторы и эффективность инновационного проекта.
Теоретико-методологическую основу данной работы составляют классические и современные труды зарубежных и отечественных специалистов в области управления инновациями, а также нормативно-правовые документы РФ.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения рекомендаций в практике конкретного строительного предприятия.
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности
1.1 Понятие и виды инноваций
Особенность современного периода - формирование многоукладной экономики - определяет актуальность проблемы создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью на предприятиях[1].
Термин «инновация» был введен в оборот в начале нашего столетия выдающимся экономистом Йозефом Шумпетером как «изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности»[2].
Одним из первых исследователей проблем инноваций в России был Н.Д. Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе «Большие циклы конъюнктуры» ввел понятие «длинной волны» применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям он относил: изобретения паровых машин, идею строительства железной дороги, электроенергетику и автомобилестроение[3].
В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение иннований дал английский профессор В.Р. Спенсер. «Инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это»[4].
Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:
- инновация - это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;
- инновация - осознанное нами новое явление;
- инновация - такое новое явление, которое можно использовать[5].
Таким образом, инновации - это усовершенствования:
- обеспечивающие экономию затрат и создающие условия для увеличения прибыли и снижения цены;
- создающие дополнительный потребительский спрос[6].
Для более полного понимания инноваций следует дать их классификацию. В литературе существуют различные подходы к классификации инноваций.
Профессор Р.Фельдман выделяет следующие виды инноваций:
- инновации в продукции (виды, качество);
- инновации в материалах;
- инновации в методах;
- инновации в человеческий фактор (развитие личности);
- социальные инновации (изменение поведения сотрудников предприятия);
- организационные инновации[7].
Друкер П. предлагает более обобщенную классификацию:
- инновации в продукции или условиях (продуктовую инновацию);
- инновации в рынках, поведении и ценностях покупателей (социальную инновацию);
- инновации в различных умениях и деятельности (менеджерские инновации)[8].
Круглов М. Г. предлагает расширенную классификацию в зависимости от некоторых факторов:
- по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная);
- по инновационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные);
- по особенностям инновационного процесса (внутриорганизационные, межорганизационные) и другие[9].
Все виды инноваций условно можно разделить на следующие 3 группы:
Продуктовые инновации:
- в товарах;
- в услугах.
Социальные инновации:
- в рынках и поведении покупателей;
- в поведении сотрудников;
- в развитии личности сотрудников.
Менеджерские инновации:
- в технологии управления;
- в организации производства;
- в организационных структурах управления;
- в функциях и методах управления;
- в технике управления[10].
Такая классификация позволяет более комплексно рассмотреть основные вопросы, связанные с инновациями на предприятии.
Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
1.2 Методы инновационной деятельности
Организация инновационной деятельности - комплекс мероприятий, направленных на создание, принятие и эффективную реализацию разработанных инновационных программ и проектов в установленные сроки с меньшими затратами ресурсов. Инновационная деятельность - совокупность осуществляемых действий по разработке эффективных инновационных программ и проектов, способных принести достаточную выгоду. Основные аспекты инновационной деятельности показаны на рис. 1[11].
Рисунок 1. Компоненты инновационной деятельности
Основные цели и методы инновационной деятельности, рассмотренные в работе, сведены в таблицу (приложение 1).
Процесс управления всеми аспектами инновационной деятельности есть управление инновациями или, по-другому, - инновационным менеджментом. Целью инновационного менеджмента является обеспечение наиболее эффективных путей осуществления инновационной стратегии предприятия (проекта) на различных этапах его развития.
Реализация указанной цели инновационного менеджмента на предприятии направлена на решение следующих важнейших задач:
- обеспечение максимизации прибыли (доходов) от осуществления инновационной деятельности;
- минимизация инновационных рисков;
- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе инновационной деятельности;
- изыскание путей ускорения реализации инновационных программ[12].
Все отмеченные задачи инновационного менеджмента тесно взаимосвязаны между собой, и поэтому их действие проявляется не изолированно друг от друга, а совместно.
В каждой фазе развития проекта осуществляются группы процессов управления инновационным проектом (рис. 2):
Рисунок 2. Процессы управления инновационным проектом[13]
- Инициация (обеспечивается принятие решения о начале выполнения проекта);
- Планирование (определяются и уточняются цели проекта, выбор лучшего пути их достижения);
- Исполнение (координация людских и других ресурсов для выполнения плана проекта);
- Контроль и коррекция (мониторинг и измерение хода выполнения работ, выявление отклонений от плана проекта и осуществление корректирующих воздействий);
- Завершение (официальное подтверждение и оформление результатов проекта)[14].
Система управления проектами на предприятии подразумевает наличие управляющего отдела, единой корпоративной политики и информационной системы управления проектами на предприятии (рис. 3).
Рисунок 3. Система управления инновационными проектами[15]
Система управления проектами позволяет планировать, контролировать и динамически распределять ресурсы предприятия, задействованные в проектах, видеть общую картину всех проектов на предприятии. Такое управление ресурсами позволяет дать ответ на вопрос, куда расходуются ресурсы предприятия и как важно эффективно распределять их между критическими проектами.
Среди методов инновационного проектирования так же очень важен проектный анализ - методология комплексной оценки достоинств и недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учетом их макро- и микроэкономических последствий. Проектный анализ осуществляется по направлениям, описанным на рис. 4.
Рисунок 4. Виды проектного анализа[16]
Дадим расшифровку каждого вида проектного анализа:
- Технический анализ - исследование предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ, наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и обслуживания инновационного проекта.
- Экономический анализ - определение ценности инновационного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведенных затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и местным интересам.
- Организационный анализ - выявление компетентности и способности административного персонала успешно решать все задачи по реализации инновационного проекта.
- Социальный анализ - установление воздействия инновационного проекта на изменение общественных отношений и развитие социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей.
- Финансовый анализ - обоснование достаточности ресурсов для реализации инновационного проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов, получаемых в итоге прибылей и убытков.
- Экологический анализ - рассмотрение существующих природных условий и потенциального влияния инновационного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных экологических последствий[17].
Оценка инновационных проектов может быть представлена наглядно на рисунке 5[18].
Для оценки эффективности инновационных проектов используются различные виды показателей: показатели эффекта, доходности, окупаемости и финансовые показатели. Ниже представлено краткое описание каждой из групп и некоторых входящих в нее показателей.
Показатели эффекта
Чистый недисконтированный доход – накопленный чистый доход за весь расчетный период, исчисляемый по формуле 1[19]:
ЧД = t (1)
где CFt – чистый денежный поток периода t.
Рисунок 5. Критерии оценки инновационного проекта
Этот показатель не учитывает временную стоимость денег и поэтому его применение некорректно с точки зрения теории финансов. Но, несмотря на I недостаток, данный показатель находит применение на практике на практике.
Чистый приведенный доход (Net Present Value, NPV) на сегодняшний день является общепризнанным показателем эффективности инновационных проектов. Чистый приведенный доход — это стоимость, полученная путем дисконтирования отдельно на каждый временной период разности всех оттоков и притоков (доходов и расходов, накапливающихся за весь период функционирования объекта инвестирования по фиксированной, заранее определенной процентной ставке (ставке дисконтирования)[20]:
NPV = - (2)
где It - инновации в период t;
CFt – чистый денежный поток периода t;
r – ставка дисконтирования;
n – длительность проекта (количество периодов t).
Широкое использование чистого приведенного дохода обусловлено его преимуществами по сравнению с другими методами оценки эффективности проектов. В частности этот метод позволяет учесть весь период функционирования проекта и график потока денежных средств.
Показатели доходности
Индекс прибыльности (Profitability Index, PI) - это отношение чистых денежных доходов к приведенным на ту же дату инновационным расходам. Он позволяет определить, какой доход получает инвестор на одну денежную единицу вложенных средств. Расчет индекса прибыльности производится по следующей формуле 3[21]:
PI = (3)
где It - инновации в период t;
CFt – чистый денежный поток периода t;