Файл: Построение организационных структур (Процедура построения организационных структур).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы построения организационной структуры управления
1.1 Сущность и значение организационной структуры предприятия
1.2 Сравнительный анализ типов организационных структур управления
1.3 Процедура построения организационных структур
Глава 2 Анализ построения организационной структуры управления предприятием ООО «Славянка»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка существующей организационной структуры ООО «Славянка»
Глава 3 Направления совершенствования существующей организационной структуры ООО «Славянка»
3.1 Недостатки настоящей организационной структуры
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления
Введение
В значительной мере для эффективного управления предприятием необходима организованность системы управления, чтобы ее структура соответствовала цели и задачам деятельности предприятия. По сути любой результат носит организационный характер, что соответственно всякую деятельность будь то техническую, общественную или познавательную, можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. Организационная структура создает некий каркас, что является основой для формирования отдельных административных функций.
Актуальность темы работы объясняется тем, что необходимость совершенствования организационной структуры управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций, внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Цель исследования работы являются изучение построения организационных структур, в т.ч. на примере ООО «Славянка».
Исходя из цели решаются следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значение организационной структуры предприятия;
-проанализировать различные типы организационных структур управления;
- изучить основные принципы построения организационных структур;
-рассмотреть общую характеристику ООО «Славянка»;
-оценить существующую организационной структуры предприятия ООО «Славянка»;
-рассмотреть проблемы взаимодействия в организации в процессе реализации функций управления;
-сформулировать совершенствование подходов к реализации системы функций управления в организации.
Объектом рассмотрения является ООО «Славянка».
Предметом данной работы выступают построение организационной структуры данного предприятия.
Традиционно курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы построения организационной структуры управления. Во второй главе оценивается существующая организационная структура анализируемого предприятия. В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления.
Глава 1 Теоретические основы построения организационной структуры управления
1.1 Сущность и значение организационной структуры предприятия
До сих пор в научной литературе нет однозначного определения понятию «организационная структура управления». Под данным понятием принято считать последовательное взаимодействие уровней управления и их функциональных областей, выстроенных в такой последовательности, которая позволяет, достичь намеченных целей.[1]
К элементам структуры относят сотрудников, службы и звенья управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые, как правило, разделяют:
1) горизонтальные - носят характер согласования и, как правило, являются - одноуровневыми.
2) вертикальные - это связи подчинения, и необходимость в них только при наличии нескольких уровней управления
Изменение, каких либо внешних условий обычно приводит к изменению стратегии фирмы, соответственно возникает необходимость изменения и организационных характеристик, что в итоге приведет к преобразованию организационной структуры.
Среди основных видов структур можно выделить:
- технологическая
-производственная
- финансовая
- социальная
- информационная
Технологическая структура основывается на материально-энергетических процессах, типом используемого оборудования, специализацией используемых мощностей.
Производственная структура – логическая система производственных подразделений, элементов производственно-технической базы с точки зрения их пространственного расположения.
Финансовая структура – это последовательная система финансовых отношений в ходе деятельности организации, которая обеспечивает его функционирование и развитие.
Социальная структура - необходима для распределения сотрудников по уровню профессионализма или уровню образования.
Информационная структура – это свод правил определяющие использование информации как одного из важного ресурса компании.
Организационная структура управления определяет эффективность сотрудничества подразделений, контроля за их деятельности, гибкость, адаптивность предприятия к изменяющимся внешним условиям.[2]
Тем самым правильная организационная структура, необходима для эффективного развития предприятия, так как согласно статистике более 70% неудач компаний вызваны не ошибками при разработке стратегии развития, а именно неспособностью эффективно ее реализовать.
1.2 Сравнительный анализ типов организационных структур управления
Тип организационной структуры зависит от типа управления компанией. Существует два абсолютно разных идеальных типа управления: механическая и организмическая. А вот уже между этими типами расположены реальные типы управления, они меняются от деятельности организации. Чем больше происходит изменений, тем они более сказываются на структуре организации. В ходе деятельности организационная структура закрепляется, благодаря чему компания становятся устойчивой и власть законной.[3]
При выборе типа организационной структуры нужно понимать преимущества и недостатки каждой из них. Чем компания масштабнее, тем сложнее ее организационная структура управления. Поэтому необходимо иметь представление о характерных особенностях управления деятельностью фирм.
Рассмотрим организационные виды структур более детально.
Для линейной организационной структуры характерно только вертикальные связи: Как видно отдельные функциональные подразделения отсутствуют:[4]
1 уровень - директор
2 уровень - линейные руководители подразделения
3 уровень - исполнители.
Эта структура строится без выделения функций.
К преимуществам линейной структуры можно отнести простоту и конкретность задач и исполнителей.
К недостаткам – руководитель должен быть профессиональным и квалифицированным специалистом, так как вся нагрузка и ответственность будет лежать на нем. Такая структура больше подошла бы для компаний с простой специализацией.
По мере расширения фирмы, из линейной как правило структура преобразовывается в линейно-штабную структуру. Ее отличие от предыдущей в сосредоточении в штабах. Как видно из следующего рисунка появилась группа сотрудников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.
При дальнейшем росте предприятия возникает необходимость специализации работников, формируется функциональная структура управления. В этой структуре уже происходит распределение работы по функциям. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикальные связи:
1 уровень – руководитель
2 уровень - функциональные руководители к примеру: производство, маркетинг или финансы
3уровень – исполнители
Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаткам данной структуры является то что, здесь функции руководителя будут размыты, соответственно и скорость принятия управленческих решений А вот плюсом повышение качества управленческих решений, возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Далее рассмотрим самую распространённую оргстуктуру - линейно-функциональную организационная структура. При ней основные связи - линейные, а дополняющие - функциональные.
Не менее распространённой оргструкторой является дивизионная структура, которая применяется в крупных компаниях. В ней распределение обязанностей происходит по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству и сбыту. Примерами могут стать такие компании как «Дженерал Моторс» или «Дженерал Фудс». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. К недостатку относится дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются как вертикальные, так и горизонтальные связи.
Или примером распределения по региональной структуре можно отнести компании: «Соса-Colа» и Сбербанк. Сама структура эффективна для географического расширения рыночных зон.
Организационная структура, ориентированная на потребителя формируются вокруг определенных групп потребителей. Тут примером выступают коммерческие банки и институты.
Сама по себе дивизионная структура предусматривает снятия некоторых текущих задач с директора. Такая система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.
К минусам такой структуры относят рост расходов на управленческих сотрудников, а также сложные информационные связи, так как возможно длинная цепь команд привести может к неуправляемости. А к плюсам она эффективна для удовлетворения спроса.
В связи с темпами роста обновления продукции возникает и потребность в программно-целевых структурах управления, получившие названия матричные. Суть их состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.
При матричной структуре управления формируются временные группы рабочих, для реализации какой либо программы. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. К минусам относится сложность структуры, и, как правило, возникновение конфликтных ситуаций или споров.
А к преимуществам можно отнести быстрое внедрения инноваций. Ответственность за результат проекта только на руководители, соответственно будет личный контроль.
Организация это замкнутое пространство, благодаря объединению в основном человеческих ресурсов. Поэтому так важно и необходимо рациональное объединение и распределение людей на предприятии в эффективную оргструктуру.[5]
1.3 Процедура построения организационных структур
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.[6]
Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы. Принцип иерархической структуры - является также главным принципом общей теории систем.