Файл: Построение организационных структур (Процедура построения организационных структур).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы построения организационной структуры управления
1.1 Сущность и значение организационной структуры предприятия
1.2 Сравнительный анализ типов организационных структур управления
1.3 Процедура построения организационных структур
Глава 2 Анализ построения организационной структуры управления предприятием ООО «Славянка»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка существующей организационной структуры ООО «Славянка»
Глава 3 Направления совершенствования существующей организационной структуры ООО «Славянка»
3.1 Недостатки настоящей организационной структуры
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления
Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.
Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации. Традиционное представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.
Не мало важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.[7]
В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и
советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.
Однако с развитием специализации и усложнением предприятий это представление о центральных службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.
Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений линейных и центральных служб в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам.
Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей.
Глава 2 Анализ построения организационной структуры управления предприятием ООО «Славянка»
2.1 Общая характеристика предприятия
Объектом изучения в данной работе выбрано предприятие ООО «Славянка». Так как данное предприятие является успешным производителям и реализации хлебобулочных изделий.
ООО «Славянка» начало свою деятельность 2 марта 2009 года. Учредитель Общества Дерновой Алексей Анатольевич. Вид деятельности - выпуск и реализация хлебобулочных изделий.
По организационно-правовой форме: Общество С Ограниченной Ответственностью.
На сегодняшний день компания выпускает более 10 видов продукции, основной ассортимент делит продукция:
- ржаной хлеб
- пшеничный хлеб
- сдобные изделия
К конкурентным преимуществам пекарни можно отнести:
1) свежий продукт ежедневно
2) широкий ассортимент
3) шаговая расположенность пекарни к потребителю
4) наличие удобной парковки напротив магазина
5) правильный подбор рекламы
6) внедрение инновационных подходов в сфере производственного бизнеса
Непосредственным конкурентом предприятия можно считать ОАО «Восход», которое производит аналогичную продукцию. Также функционируют следующие крупные и средние хлебокомбинаты: ОАО «Сибирячка», ОАО «Восход», ОАО «Русич». Для всех этих предприятий характерны большие объемы выпуска, высокие производственные мощности, и большой парк оборудования.
ООО «Славянка» руководствуется «Законом Российской Федерации о хозяйственных товариществах и обществах», Налоговым, Гражданским и Административным Кодексами России, и другими действующими нормативно-правовыми актами.
Доходы предприятия за 3 года снизились, так как объем реализованной продукции снизился, что соответственно снизило и себестоимость.
Так как законодательство предусматривает льготы на налог на прибыль и НДС, производство хлебобулочных изделий не облагается налогом. Чистая прибыль снизилась почти в 2 раза.
2.2 Оценка существующей организационной структуры ООО «Славянка»
Прежде чем оценить организационную структуру пекарни выделим основные и дополнительные процессы предприятия.
Весь процесс формирования организационной структуры можно организовать по 3-м крупным этапам:
1) Используя петлю качества, выбирая все те функции, которые будут выполнять процесс деятельности предприятия это - маркетинг, планирование и разработка, снабжение, производство, контроль, упаковка и хранение, продажа.
2. Разработка состава основных подразделений и отделов, установление связей между ними и выбранными ранее функциями. Например, отдел маркетинга, проектно-технологический отдел, бухгалтерия, отдел производства, административно-хозяйственный отдел, отдел контроля, отдел приема сырья и сбыта продукции.
3. Регламентация организационной структуры – основывается на распределении задач между конкретными исполнителями, устанавливает ответственных за их выполнение. На предприятии ООО «Славянка»:
- отдел маркетинга (2 сотрудника)– маркетолог - ответственный
- проектно-технологический отдел (2 сотрудника) – инженер-технолог - ответственный, главный технолог;
- отдел бухгалтерии (2 сотрудника) – главный бухгалтер-ответственный;
- отдел производства (11 сотрудников) – начальник производственного отдела-ответственный, операторы линии;
- административно-хозяйственный отдел (4 сотрудника) – начальник производственного отдела - ответственный, уборщица, механик-электрик, сотрудник охраны;
- отдел контроля (3 сотрудника) – главный технолог – ответственный , инженер по качеству, лаборант;
- отдел приема сырья и сбыта продукции (3 сотрудника)– заведующий складом - ответственный, водитель.
По виду оргструктура ООО «Славянка »относится к линейно-функциональным структурам.
Структура ООО «Славянка» имеет ряд плюсов, такие как:
- является более глубокой, чем, нежели она была линейной структурой
- имеет небольшую разгрузку высших руководителей предприятия
- при необходимости есть возможности привлекать консультантов и экспертов из вне.
- необходимые кадровые ресурсы
- организованность процессов управления на предприятии
К минусам структуры можно отнести:
- не всегда правильное распределена ответственность потому как, лица принимающие решения, сами непосредственно его выполняют
- оргструктура очень восприимчива к изменениям
Анализ организационной структуры управления ООО «Славянка» проведем в следующей последовательности.
1) Анализ организационно-распорядительных документов ООО «Славянка»
Из основных структурных документов любого предприятия являются штатное расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях.
Штатное расписание ООО «Славянка» определяет состав подразделений всей структуры. Также включает в себя фонд заработной платы работников.
В ООО «Славянка», на сегодняшний день списочная численность работающих на предприятии составляет 27 сотрудников. Состав по категориям работников следующий:
- рабочие 20 чел.
- руководители 7 чел.
Возраст работников предприятия варьируется - от 25 до 55 лет.
На предприятии для каждого подразделения разработано положение о подразделении. В ООО «Славянка» характерна единая структура документа. Это документ контролирующий деятельность структурного подразделения.
Также структурообразующим документом является должностная инструкция. Это документ контролирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащей требования к работнику, занимающему эту должность.
Руководство текущей деятельностью ООО «Славянка» осуществляется директором. Его, обязанности и ответственность определяются законодательными и правовыми актами, Уставом и договором, заключенным между ним и ООО «Славянка».
К полномочиям директора относится:
- действовать от имени Общества, обеспечивать выполнение текущих и перспективных планов, а также распоряжается имуществом Общества.
- в установленном порядке принимает на работу и увольняет персонал общества, решает вопросы стимулирования труда;
- заключает договор в пределах, установленных Учредителем, обеспечивает их выполнение, открывает расчетный и другие счета в банках;
- издает приказы и другие распоряжения, обязательные для исполнения персоналом общества;
- выполняет другие функции, вытекающие из Устава ООО « Славянка».
Контроль над работой фирмы осуществляется с помощью бухгалтерии, куда поступает информация о наличии и движении денежных средств и осуществлении различных хозяйственных операций.
Лицом, уполномоченным для ведения бухгалтерского учета, является главным бухгалтер ООО «Славянка», возлагающий и осуществляющий учетные контрольные и методологические функции.
Главный бухгалтер несет ответственность за:
- Организацию и ведение бухгалтерского учета и расчета налогов
- Соблюдение требований Учетной политики
В организационной структуре фирмы вопросами маркетинга и рекламы занимается отдел маркетинга.
Контроль над основной деятельностью работы производства несет начальник производственного отдела. В его полномочия входит организация, оперативный контроль за ходом производства. Обеспечение производства технической документацией, оборудованием, инструментом, материалами, комплектующими изделиями, транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами и другие.
На предприятии ООО «Славянка» отсутствует «Положение об организационной структуре», что затрудняет контроль за деятельностью аппарата управления. Тем самым становится сложнее выявить недостатки оргструктуры.
2) Анализ соответствия организационной структуры управления производственной структуре.
Производство продукции и услуг в ООО «Славянка» разнообразно. Основные объемы продаж приходятся на реализацию хлебобулочных изделий. На следующем рисунке представлены вид связей между персоналом пекарни.
На рисунке сплошными стрелками обозначены бизнес-процессы по движению продукции и услуг, пунктирными стрелками – движение информации.
Все производственные подразделения взаимосвязаны с функциональными подразделениями. Эта взаимосвязь реализуется через информационные потоки.
Таким образом, производственная структура ООО «Славянка» соответствует функциональной структуре. Взаимосвязи между ними выражаются в движении готовой продукции и информации между ними.
3) Анализ целостности объекта управления. Для этого анализа приведена матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений ООО «Славянка» в разрезе основных видов деятельности. Взаимосвязанными являются функциональные и линейные подразделения. Линейные подразделения взаимообусловлены, т.к. результат деятельности одного подразделения необходим для работы другого линейного подразделения.