Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
Финансовые бюджеты включают бюджеты, характеризующие либо финансовое положение предприятия, либо финансовые результаты его деятельности. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая или представляя ее в требуемом разрезе. В частности, к ним относятся бюджеты (проекты) форм публикуемой бухгалтерской отчетности. Первый финансовый бюджет, который составляется после получения всей совокупности операционных бюджетов и представляет следующий логический этап обработки информации, - это аналог отчета о прибылях и убытках, в котором определяется планируемая прибыль от продажи продукции.
Далее составляются бюджет денежных средств и проект баланса, которые также являются финансовыми бюджетами.
Часто к этой группе бюджетов добавляются бюджеты капитальных затрат (инвестиций) предприятия, формируя объединенную группу финансовых и инвестиционных бюджетов. Однако логичнее их выделить в отдельную группу. Инвестиционные бюджеты можно вписать в представленную схему основного бюджета на любом этапе в зависимости от вида инвестиций, главное - до составления бюджета денежных средств, так как инвестиционные решения обуславливают отток денежных средств, показываемый в соответствующем разделе бюджета денежных средств. При долгосрочных инвестициях, которые не будут завершены в данном бюджетном периоде, это не имеет принципиального значения, однако, если они повлияют на производственные мощности (и производственную программу) в данном периоде, то указанный бюджет важно составить до определения производственной программы в натуральных единицах.
1.3 Роль бюджета в управлении организацией
Основополагающей базой управленческого учета являются инструменты и технологии измерения и управления эффективностью и результативностью показателей деятельности компании.
Бюджет - это один из инструментов управленческого учета, который должен отражать реальную ситуацию финансово-хозяйственной деятельности компании, а значит, содержать оперативную, достоверную и полную информацию о бизнес-процессах, материальных и финансовых потоках, а также о финансовых результатах деятельности компании.
Функции бюджета как средства контроля, оценки и анализа деятельности организации раскрываются тогда, когда плановые (нормативные) показатели сравниваются с фактическими. Для определения предстоящих расходов на основе норм и нормативов используется система нормативного учета (система "стандарт-костинг"). [14, с. 38]
Система нормативного учета затрат (СНУЗ) может использоваться как при позаказном, так и при попроцессном методе калькулирования себестоимости продукта. При применении этой системы все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованного продукта, выступают как нормативные (стандартные), а не фактические. Система нормативного учета затрат (СНУЗ) применяется для:
- управления затратами;
- установления цен и ведения ценовой политики;
- разработки бюджетов;
- оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности компании.
Для организации учета, систематизации всех данных и сбалансированности показателей финансово-хозяйственной деятельности, принципы и правила процесса бюджетирования регламентируются в едином документе - Положении о бюджетировании.
Положение о бюджетировании содержит формализованную информацию о цели, задачах, структуре, основных принципах и процессах системы бюджетирования, участниках процессов бюджетного управления и их функциях, содержании бюджетных форм и принципах отражения и структуры аналитической информации, бюджетном контроле и бюджетном регулировании.
Бюджетирование - это процесс принятия управленческих решений о распределении ресурсов по направлениям их использования для достижения целевых показателей деятельности компании на плановый период.
Основная цель системы бюджетирования заключается в том, чтобы должным образом скоординировать процессы, связанные с организацией и обеспечением функции планирования показателей деятельности организации на определенный период.
Система бюджетирования направлена на решение следующих задач:
-стабильность процессов бюджетного управления во всех структурных подразделениях (центрах ответственности) компании;
-контроль обоснованности планируемых к реализации мероприятий, оптимизацию затрат на их реализацию;
-планирование бюджетных показателей структурных подразделений (центров ответственности) и компании в целом;
-связь между основными бюджетными показателями: затратами, расходами, доходами и платежами;
-контроль и анализ исполнения утвержденных бюджетов;
-бюджетное регулирование - процесс принятия обоснованных решений при изменении ключевых параметров бюджета, решений о необходимости оперативных корректировок плановых работ и мероприятий.
Система бюджетирования в качестве входящей информации использует исторические данные, целевые показатели, сценарные условия, лимиты и прочие параметры, сформированные системой текущего планирования.
По срокам виды планирования классифицируются на текущее, среднесрочное и перспективное планирование:
- текущее (оперативное, краткосрочное) планирование рассчитано на срок не более года, такое планирование называют бюджетированием или сметным планированием;
- среднесрочное (тактическое, административное) планирование формируется от одного года до трех лет;
- перспективное (стратегическое, долгосрочное) планирование рассчитано на сроки три, пять и более лет.
Текущее, или оперативное, планирование характеризует основную деятельность и прямо связано с достижением цели организации.
Среднесрочное (тактическое) планирование представляет собой тактические планы развития бизнеса (производство, маркетинг, исследовательская деятельность, проектирование) и поддержания организационной структуры. Их целью является создание организации, в которой могут быть достигнуты наилучшие результаты деятельности [16, с. 34].
Перспективное (стратегическое) планирование - это планы генерального развития бизнеса на длительный период. Стратегические цели долгосрочны; они формируются с учетом лимитирующих факторов - ключевых факторов, или ограничений, определяющих границы бизнеса. Для определения лимитирующих факторов используется анализ сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз - SWOT-анализ: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Стратегии организации пересматриваются только при необходимости (при внедрении новых технологий, появлении новых конкурентов, изменении уровня потребительского спроса и т.д.).
Качество системы бюджетного управления достигается за счет соблюдения следующих принципов:
- децентрализации управления для принятия решений по достижению плановых показателей и заданий в отдельных структурных подразделениях (центрах ответственности) компании. Децентрализация управления - это делегирование определенных полномочий директора линейным руководителям, которые несут ответственность за деятельность вверенного ему подразделения;
- централизации управления при планировании доходов и притока денежных средств от реализации продукта, затрат и оттока денежных средств, связанных с достижением цели компании, инвестиционных и финансовых проектов;
- организации системы контроля выполнения заданных показателей. При этом контроль является внешним по отношению к лицу, принимающему решение. Система контроля включает блоки предварительного (в процессе принятия решений и утверждения планов), текущего (в оперативном режиме) и последующего (по итогам исполнения) контроля;
- обеспечения связи показателей, отражающих производственный, инвестиционный и финансовый циклы деятельности, а также взаимосвязи производственных, инвестиционных и финансовых проектов в системе бюджетирования;
- применения единой методологии формирования показателей, процессов планирования, учетных документов, порядок их подготовки и оборота.
Очевидно, что обязательным условием выполнения бюджетной системой полного перечня управленческих функций служит использование в основе бюджетирования плановых значений затрат на единицу объема, которые называются нормативными затратами, на основе которых осуществляется калькулирование нормативной себестоимости единицы продукции. При этом в системе обязательно присутствуют плановые значения затрат, относящиеся ко всему объему. Последние, часто называемые сметными или бюджетными, рассчитываются на базе нормативных затрат на единицу и планируемого объема производства (продаж).
Глава 2 Анализ методов бюджетирования проектов на примере ООО «Томскремстройпроект»
2.1 Общая характеристика организации ООО «Томскремстройпроект»
Общество с ограниченной ответственностью «Томскремстройпроект» создано 6 марта 2001 года, зарегистрировано в ИНФС по г. Томску. Юридический адрес: г. Томск, ул. Белинского, 50. Основные виды деятельности компании:
- производство каменных работ;
- производство бетонных и железобетонных работ;
- устройство покрытий зданий и сооружений;
- производство прочих отделочных и завершающих работ.
В процессе разработки бакалаврской работы был проведен анализ финансового состояния ООО «Томскремстройпроект» по данным бухгалтерской отчетности за 2013 и 2014 годы и определены основные показатели финансовой устойчивости. Финансовое состояние – одна из важнейших характеристик коммерческой эффективности и надежности предприятия. Оно показывает конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, гарантирует эффективность реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров. Основными источниками для оценки финансового состояния являются: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; приложения к бухгалтерскому балансу. Финансовое состояние отражает платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно удовлетворять платежные обязательства перед поставщиками оборудования и материалов, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату персоналу, уплачивать платежи в бюджет.
В отчетном периоде (2014г.) предприятие не достигло высоких финансовых результатов. Выручка от продаж снизилась на 59,57%. Прослеживается незначительное снижение валовой прибыли – на 1 508 тыс. руб. При этом положительной тенденцией является повышение балансовой и чистой прибыли (на 1 390 тыс. руб.). Это связано со снижением управленческих расходов на 25,83%. Для анализа финансового состояния ООО «Томскремстройпроект» составим сравнительный аналитический баланс, охватив весь основной перечень показателей, характеризующих состояние и динамику финансового положения предприятия.
Ключевые экономические показатели финансового состояния предприятия: общая себестоимость имущества уменьшилась на 134 606 тыс. руб. или на 30,9%, что является отрицательной тенденцией. Стоимость внеоборотных активов, в частности основных средств предприятия, сократилась на 1 330 тыс. руб. или на 13,5%. При этом их доля в имуществе предприятия увеличилась с 2% до 3% или на 0,56%. Стоимость оборотных средств сократилась на 133 294 тыс. руб. или на 31,2%, и их доля в имуществе предприятия уменьшилась на 0,57%. Сократилась доля краткосрочных обязательств, за счет сокращения кредиторской задолженности на 136 150 тыс. руб. или на 32,9%, но по-прежнему занимает большую часть в валюте баланса, а именно 92%.
Абсолютное значение показателя рентабельности активов характеризует финансовое состояние организации. Он показывает, что каждый рубль стоимости активов ООО «Томскремстройпроект» в 2014 году получило 1 копейку прибыли. В соответствии с рассчитанным показателем рентабельности собственного капитала, на один рубль собственного капитала получено 6 копеек прибыли. Каждый рубль реализованной продукции приносит 2 копейки чистой прибыли. Большая часть заемных средств – это краткосрочные займы и кредиты. Погашение организацией заемных обязательств своевременно производилось в течение отчетного периода. Долгосрочными займами организация не пользуется.
Финансовый результат оценивается как положительный. Поскольку организация на конец периода не находится в убытке и чистая прибыль за 2014 год равна 1544 т.р. И в период с 2013 г. по 2014. Произошло увеличение чистой прибыли на 1390 т.р., это является положительным моментом. На основе коэффициентов финансовой устойчивости можно провести анализ финансового положения предприятия.
Величина коэффициента автономии у исследуемого предприятия значительно ниже нормы. Это может быть обусловлено отраслевой спецификой. А именно тем, что у предприятия очень низкая доля внеоборотных активов, следовательно, для их финансирования не требуется большое количество долгосрочных источников, а это означает, что доля собственного капитала должна быть ниже, соответственно ниже и коэффициент автономии. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств анализируется в динамике. Из таблицы 2.5. видно, что данный коэффициент значительно снизился, это говорит о снижении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Но значения коэффициента значительно превышают рекомендуемую величину. Это сигнализирует о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнения. Коэффициент финансовой устойчивости данного предприятия достаточно низкий, это говорит о слабой финансовой устойчивости. Таким образом, финансовое состояние ООО «Томскремстройпроект» за отчетный период 2014 г. нельзя назвать стабильным. Но финансовый результат за отчетный период является положительным. Организация не терпит убыток и на конец 2014 г. имеет чистую прибыль в размере 1 544 тыс. руб., которая на 1 390 тыс. руб. больше, чем в 2013 году.