Файл: Методы бюджетирования проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- производится анализ вовремя не произведенных платежей, и организуются меры по устранению причин неплатежей;

- рассчитываются потребности в краткосрочном финансировании;

- рассчитываются временно свободные денежные средства организации (по суммам и срокам);

- производится анализ финансового рынка для наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств. Календарь платежей составляется на основе документальных источников информации о денежных потоках организации, суммах и сроках платежей и поступлений денежных средств.

Разработка плана оперативного оборота проходит следующим образом: Первый раздел календаря – это его доходная часть, которая отражает остаток средств (на расчетных счетах, в кассе), выручку от реализации, получение кредитов, погашение дебиторской задолженности и прочие поступления. Второй раздел – расходная часть, в ней детализируются все предстоящие расходы и перечисления средств. Обе части календаря должны быть равны, либо доходы должны превышать расходы.

Процесс составления платежного календаря состоит из шести этапов. Выбирается период планирования, зачастую это месяц. В организациях, где денежные потоки часто переменчивы во времени, могут использоваться более короткие периоды планирования. Затем производится планирование объема продажи продукции (выполнения работ, предоставления услуг); Расчет объема возможных денежных поступлений; Оценка ожидаемых денежных расходов. К направлениям использования денежных средств относятся заработная плата работников, коммерческие и управленческие расходы, капитальные вложения, выплаты налогов и другие постоянные и переменные расходы. Одним из элементов четвертого этапа является погашение кредиторской задолженности. В случае если организация задерживает оплату счетов, то просроченная кредиторская задолженность выступает в роли дополнительного источника краткосрочного финансирования. Следующий этап – подведение итогов, которое показывает, будет ли у организации недостаток средств или излишек. Если планируемые расходы превышают ожидаемые поступления – это означает недостаточность собственных средств для покрытия расходов и может сказаться на финансовом состоянии организации. Заключительным этапом является расчет совокупной потребности в краткосрочном финансировании. Основанием для принятия решения о выборе источника краткосрочного финансирования должна быть альтернативная стоимость привлекаемых средств. Еще один инструмент, который широко используется при оперативном финансовом планировании – кассовый план. Это план оборота наличных денег предприятия, который используется в целях контроля за их поступлением и расходованием. Он составляется на квартал и предоставляется в коммерческий банк, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании. Кассовый план составляется по типовой форме и состоит из четырех разделов. Первый раздел отражает поступление наличных денег на предприятие в планируемом квартале по конкретным источникам поступления. Во втором разделе отражаются виды расходов предприятия наличными деньгами: на заработную плату, прочие виды оплаты труда, на командировочные и хозяйственные расходы. В третьем разделе отражается расчет выплат заработной платы и иных видов оплаты труда на планируемый квартал с учетом всех возможных удержаний. В четвертом разделе заполняется календарь выдачи заработной платы персоналу.


Кассовый план используется предприятием для того, чтобы более точно представлять размер обязательств перед работниками по заработной плате и размер иных выплат. Таким образом, формы оперативного финансового планирования способствуют более точному функционированию предприятия в части достаточной обеспеченности собственными средствами, определения заемных средств, в случае необходимости, период сопоставления платежей и поступлений. Основным является обеспечение ликвидности предприятия и его платежеспособности.

2.3 Методы совершенствования бюджетирования

Для эффективного управления финансами предприятия с помощью системы бюджетирования необходимо соблюдение следующих принципиальных требований.

1. Создание самой системы бюджетирования должно быть эффективным: эффект, получаемый от внедрения бюджетирования, не должен быть превышен издержками, связанными с планированием и контролем.

2. В основе установления требований к функционированию системы должна быть объективная оценка ситуации. То есть в бюджетах должны быть заложены достижимые, обоснованные, но напряженные показатели. При этом планирование должно осуществляться с учетом потенциальных возможностей и изменений во внешней и внутренней среде.

3. Должен предусматриваться порядок управления «по отклонениям», при котором внимание управляющих будет концентрироваться на значительных отклонениях, превышающих установленные значения.

4. Внедрение и функционирование бюджетирования должны быть подкреплены системой мотивации. Бюджетное управление будет эффективно работать лишь в том случае, когда все сотрудники, а также руководители центров ответственности напрямую заинтересованы в выполнении бюджетов своих подразделений.

5. Для нужд бюджетирования должна быть создана мощная необходимая информационная база. Она должна включать в себя системы управленческого учета, прогнозно-аналитическую систему, эффективную систему электронной обработки данных.

6. Должно обеспечиваться создание и развитие системы контроля. Бюджетирование без обратной связи не имеет смысла. В роли обратной связи в данном случае выступает контроль выполнения бюджета.

7. Необходимо, чтобы была развита система внутренних коммуникаций. Система бюджетирования должна удовлетворять коммуникационные задачи, такие как согласование планов подразделений, поиск компромиссов, закрепление ответственных исполнителей, координацию функциональных блоков планирования. Особенно важным является обеспечение четкого взаимодействия «плановиков» и руководителей всех уровней управления.


Заключение

Система бюджетирования на сегодняшний день широко распространяется в России, этому процессу помогают проблемы организации как внутри самого предприятия, так и внешние, связанные с выходом на внутренний и мировой рынки. Исходя из поставленных задач, представилась возможность раскрыть общие принципы и положения системы бюджетирования на предприятии. Сущность бюджетирования состоит в том, чтобы собрать все доходы и расходы, которые несет предприятие, в единую систему. В общем, главной задачей является повышение эффективности работы предприятия. А цель бюджетирования – обеспечение денежными ресурсами. Для того чтобы система функционировала на предприятии, нужно подойти серьезно к вопросу определения этапов постановки и формирования бюджетного цикла.

Для этого должно быть: разумное желание и представление руководителей компании о системе бюджетирования, набрана квалифицированная команда специалистов по внедрению системы, и вовлеченность персонала. Бюджетирование - это трудоемкий процесс, грамотная постановка – залог успеха работы системы во благо предприятию. Контроль еще один важный фрагмент бюджетирования. После постановки системы, у предприятия возникают множество видов контроля, туда входят: оперативный, текущий, предварительный и т.д. Ведется постоянное отслеживание отклонений от заданных показателей, как на верхнем, так и на нижнем уровнях, пристальное внимание на эффективное использование средств, предупреждение нарушений финансовой дисциплины, проверяется бухгалтерский учет. Относительно мирового опыта, российская система бюджетирования разница с мировыми моделями в отношении взгляда управления. На западе широко практикуется делегирование полномочиями, а в наших компаниях собственники и топ - менеджеры предпочитают осуществлять функции так называемого ―удаленного‖ директора. Такая модель управления может иметь свои недостатки, выраженные в увеличении затрат на управление и необоснованности принятия управленческих решений. Бюджетирование как одна из управленческих технологий хоть и достаточно популярна в наше время, найдутся такие предприятия, которые не приемлют бюджеты, а выстроят свою работу на использование относительных показателей – non-budgeting. Конечно, идеала не построить, всегда будут присутствовать мелкие недочеты, но все - таки, если предприятие подошло основательно к системе, то она несет положительные моменты.


Процесс бюджетирования: - побуждение к планированию; - выполняет координирующую роль; - выполняет организующую роль; - способствует инициативе; - дает средство контроля.

План движения денежных средств очень важен на предприятии. Чем точнее он составлен, тем эффективнее предприятие сможет ориентироваться в своих финансовых возможностях. Сможет более оперативно решать вопросы о финансировании проектов, операционной деятельности, так как наличие денежных средств на счетах в нужное время в нужном количестве очень значимо для любого предприятия. Все формы плана взаимоувязаны между собой. Контролировать изменения финансового состояния удобно, используя все эти формы, выделив контрольные точки в соотношении данных. Так же важно правильно разработать систему финансовых показателей и их величины для последующего контроля за их изменениями. На основании осуществления анализа финансовых показателей, формируется общая картина финансового состояния предприятия. Основным фактором, влияющим на формирование финансового плана на предприятии, является анализ. Поскольку именно на основании данных финансового анализ принимаются решения об утверждение финансового плана. Предприятие, которое в процессе своей деятельности занимается планированием, всегда будет на шаг впереди своих конкурентов. Поскольку применение системы планирования на постоянной основе даст преимущества в конкурентной борьбе, так как на основании постоянного анализа предприятие сможет выявить свои слабые и сильные стороны, позволит своевременно определить потребность в дополнительном финансировании, а так же получить дополнительный доход, за счет временно свободных денежных средств.

Список используемой литературы

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Ю.Г. Чернышева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. – 284 с. – (Среднее профессиональное образование).
  2. Андрейчиков А.В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 364 с.: ил.
  3. Аркин П.А. Правовые основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / П.А. Аркин. – СПб.: СПбТИ (ТУ), 2014. – 216 с
  4. Артеменко, В.Г., Финансовый анализ: Учебное пособие // В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир – М.: ДИС, 2010. – 758 с.
  5. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2011. – 312 с.
  6. Афитов Э.А. Планирование на предприятии / Э.А. Афитов. 2-е изд. – Минск, Вышэйшая школа, 2009. – 301 с.
  7. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М., Финансы и статистика, 2012. – 623 с.
  8. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 259 с.
  9. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2010. – 678 с.
  10. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план: теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: «Приор-издат», 2010. – 288 с.
  11. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пос. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 320 с.
  12. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.Н. Филимоновой. Издательство Московской академии государственного и муниципального управления. - М.: 2011. - 189 с.
  13. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов. – М.: ГЕЛАН, 2011. – 411 с.
  14. Бочаров В. В. Коммерческое бюджетирование. СПб., Питер, 2013. – 387 с.
  15. Буров В.П. Бизнес-план фирмы: учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. – Минск: Инфра-М, 2014. – 192 с.
  16. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность - М..: ИНФРА - М., 2010 г. – 458 с.
  17. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2012. – 296 с.
  18. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.П. Владимирова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Кº, 2011. – 308 с.
  19. Власова Т.И. Предпринимательская деятельность в сфере услуг: учеб. пособие / Т.И. Власова, А.Б. Крутик, В.А. Михайленко. – СПб. – Астерион, 2011. – 301 с.
  20. Волконогова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 256 с. (Серия «Профессиональное образование»).
  21. Дудов В.А., Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: содержание, стратегии, коммуникации: Монография. - М.: изд-во РАГС при Президенте РФ, 2013. - 153 с.
  22. Дудов В.А., Степанова О.Н. Сфера услуг физической культуры и спорта: формирование маркетинговой стратегии: Учеб. пос. - М.: изд-во РАГС при Президенте РФ, 2011. - 62 с.
  23. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2011. – 2-е изд., перераб. – 635 с. – (Экономическое образование).
  24. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 544 с. – (Серия «Высшее образование»).
  25. Кибанов А.Я. Управление персоналом: регламентация труда: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Кибанов. Г.А. Мамед-Зале, Т.А. Родкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 480 с.
  26. Киселева А. Управление стрессами и развитие работоспособности персонала – залог успеха деятельности организации // Управление персоналом, № 3. 2009. С. 42-45.
  27. Маркетинг: Хрестоматия / Под общ. ред. В.И. Видяпина. - СПб.; М.: Изд. дом «Питер»; РЭА им. Г. В. Плеханова, 2011. - 1131 с.
  28. Маркетинговая стратегия спортивной организации // http // www.prosportmedia.ru // Нижний Новгород, аналитика.
  29. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пос. / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 432 с.
  30. Осинова Л.В. , Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М. «Банки и биржи», 2011. - 324 с.
  31. Панкратов Ф.Г., Серегина, К.К. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА, 2010 г. – 387 с.
  32. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: Омега-Л, 2012. - 656 с.
  33. Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 470 с.
  34. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 604 с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).