Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
2.2 Анализ методов бюджетирования ООО «Томскремстройпроект»
В целях подготовки денежно-финансовых планов в ООО «Томскремстройпроект» разработана и применяется система бюджетирования. Бюджетирование как инструмент управления организацией позволяет решить следующие задачи:
- планирование конкретных мероприятий и материальных, финансовых, кадровых ресурсов;
- контроль выполнения определенных целей и задач;
- получение информации для принятия управленческих решений;
- мотивирование работников организации на достижение поставленных целей и выполнение задач в бюджетном периоде.
В строительстве организация системы бюджетирования осложняется факторами, связанными со спецификой отрасли [32, с. 45]:
- основной объем производства обеспечивается выполнением заказов;
- строительство и завершение объекта являются отдельными технологическими этапами;
- применяется особый порядок оплаты работ;
- финансовый результат деятельности подрядных организаций формируется с учетом ряда особенностей.
Строительство осуществляется двумя способами – хозяйственным и подрядным. Объектом строительства выступает отдельно возводимое здание или сооружение, вид или комплекс работ, которые требует составления проекта и сметы. При подрядном способе строительство осуществляется на основании договора по заказу другой организации. Подрядные работы – работы, которые выполняются подрядчиком (генподрядчиком, субподрядчиком). Такими работами могут быть строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений и иные виды работ, согласно договору на строительство. Стоимость строительной продукции зависит от местонахождения объекта, затрат по организации строительства, строительно-монтажные работы, затраты на приобретение оборудования и т.д. Строительство объектов занимает долгий срок, поэтому в составе структуры оборотных средств подрядной организации большой объем незавершенного производства.
«Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок разработки, представления, согласования, обработки, оперативного контроля и оценки исполнения бюджетов» [36, с. 157]. Основные составляющие бюджетного регламента:
- описание системы бюджетирования;
- состав и регламент бюджетного процесса;
- разработка форм бюджетов;
- сроки подготовки и представления бюджетов;
- определение ответственных за подготовку и исполнение бюджетов.
В бюджетном регламенте можно выделить основные элементы:
- бюджетный период;
- продолжительность бюджетного цикла;
- стадии бюджетного цикла;
- функции и задачи бюджета;
- состав исполнителей;
- сроки разработки и порядок выполнения бюджета;
- оценку исполнения бюджета [36, с. 159].
Главной задачей бюджетного регламента является задача обеспечить возможность контролировать ход исполнения бюджетов разных видов и уровней управления. Бюджетный процесс в строительстве регламентируется методическими рекомендациями по формированию бюджетов, утверждаемыми руководителем организации. Производственный процесс в строительстве имеет свою специфику и соответствует типу производства «по заказу». В связи с этим, невозможно использовать традиционную систему бюджетирования, основанную на формировании операционных и финансовых бюджетов на базе бюджета продаж, так как нельзя точно определить вид, объем и сроки реализации продукции [32, с. 47]. Бюджет производства предназначен для планового представления объемов работ и услуг в стоимостном выражении по генподряду и работ, выполняемых собственными силами. Он представляется по объектам, в разрезе заказчиков, для определения потребности в ресурсах. Бюджет производства позволяет определить производственную программу организации на предстоящий бюджетный период (год, квартал, месяц).
В бюджет производства включаются следующие блоки:
- строительно-монтажные работы;
-изготовление на продажу продукции вспомогательного производства;
-оказание услуг по предоставлению строительной техники и автотранспорта на сторону.
Объем строительно-монтажных работ определяется производственно-техническим отделом на основании проектно-сметных документов и отражается как работы, выполненные по генподряду и собственными силами в разрезе заказчиков и исполнителей. В бюджет производства включаются объемы строительно-монтажных работ, услуг и производства продукции, которые будут выполнены в соответствующем периоде, не зависимо от того, когда данные строительно-монтажные работы и продукция будут реализованы. Бюджет производства согласовывается на основании производственных показателей и бюджета продаж в целом по организации. Бюджет продаж необходим для планирования выручки от реализации, денежных поступлений (с учетом НДС) от всех видов деятельности: от строительномонтажных работ по генподряду, от продажи продукции вспомогательного производства и оказания услуг на сторону [22, с. 25].
Первый этап заключается в планировании объема реализации по отгрузке, а именно на основе подписанных заказчиком документов, которые подтверждают принятие выполненных строительно-монтажных работ (СМР), а также продукции вспомогательного производства с НДС. Объем реализации планируется на базе сформированного бюджета производства, выполненных работ в незавершенном производстве. Второй этап включает в себя планирование денежных поступлений на основе плановых объемов подписания работ и отгрузки продукции, в том числе на основе указанных в договорах сроков и размеров оплаты выполненных работ и услуг, планируемых поступлений авансовых платежей, графиков погашения дебиторской задолженности. Оплата в пределах каждого квартала подразделяется на три вида: авансовые платежи, текущие платежи, погашение задолженности: оплата является авансовым платежом, если она производится в квартале предшествующем сдаче работы или отгрузке продукции; текущие платежи – если оплата производится в том же квартале, что и сдача работ или отгрузка продукции; оплата выступает в роли погашения задолженности, если она производится в квартале, позже сдачи работ или отгрузки продукции. В целях контроля взаимоотношений с покупателями и заказчиками в форме бюджета продаж указывается задолженность по соответствующему объекты или виду товарно-материальных ценностей на начало планового периода.
На основе информации о начислении задолженности и плана оплаты образовывается расчет сальдированной задолженности на конец планового периода. В итоговой строке бюджета продаж указывается общий объем продаж на определенный период (квартал, год). Бюджет затрат на производство используется для планирования величины затрат в разрезе статей расходов, объектов и видов деятельности. Он включает в себя стоимость ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы. Периодом планирования затрат является период, когда предполагается потребить затраты, вне зависимости от того к какому периоду относится выполнение работы, на которую они расходуются. Затраты формируются в соответствии с четырьмя группами: строительномонтажные работы; изготовление продукции вспомогательного производства на продажу; оказание услуг с использованием строительной техники на стороне; всего затрат. Существует еще один вид бюджета – бюджет закупок материалов. Его предназначение заключается в определении затрат материалов, которые необходимы для выполнения производственной программы. Для определения объема закупок материалов на предстоящий бюджетный период необходима информация об объеме производства на период внутри бюджета по месяцам [32, с. 49].
В форме бюджета закупок материалов указываются данные о наличии запасов материалов на начало периода, остатках на конец периода и количество материалов, требуемом по норме. Основное место занимает финансовый бюджет. Это план, в котором находят отражение предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в бюджетном периоде. Финансовый бюджет состоит из обязательных бюджетных форм: бюджет доходов и расходов (БДР); бюджет движения денежных средств (БДДС); подготовленный на основе бюджетов прогнозный бухгалтерский баланс [33, с. 74].
Бюджет проекта формируется на основе следующих ключевых подходах. Во-первых, бюджет проекта формируется на каждый контракт с заказчиком и на весь период исполнения. Во-вторых, бюджет проекта должен включать в себя показатели деятельности всех структурных подразделений организации, которые непосредственно связаны с реализацией данного проекта. В-третьих, в случае подписания дополнений к действующим контрактам (договорам) с заказчиками, эти дополнения учитываются в рамках одного бюджета проекта.
Бюджет доходов и расходов позволяет формировать финансовый результат по обычным и прочим видам деятельности, планировать доходы и расходы, налог на прибыль и определять чистую прибыль. При разработке бюджета доходов и расходов учитывается, что по договорам строительного подряда устанавливается признание финансового результата по мере готовности. Т.е. выручка и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной подрядчиком степени завершенности работ по договору на отчетную дату, и признаются в тех же отчетных периодах, когда работы выполнены.
Основная задача бюджета доходов и расходов – показать руководителям организации эффективность хозяйственной деятельности в предстоящий период. Бюджет движения денежных средств показывает все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он отражает возможные поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, дебиторскую задолженность. Бюджет движения денежных средств составляется для обеспечения безусловной сбалансированности поступлений и использования денежных средств в предстоящем периоде. Данный бюджет составляется с максимальной детализацией на весь бюджетный период. Величина всех поступления денежных средств должна быть больше их использования в том же периоде. Конечное сальдо должно быть положительным. В строительных организациях возможно получение авансов за продукцию. Такие поступления должны быть отражены в соответствующей статье в составе источников денежных средств при разработке бюджета [26, с. 25].
После разработки бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств формируется прогнозный баланс, отражающий наиболее важные виды активов и пассивов. Прогнозный баланс позволяет рассчитать большинство финансовых коэффициентов, необходимых и для оценки финансового состояния организации, и для управления денежными потоками. Показатели бюджета необходимо уточнять, даже если бюджеты тщательно разработаны и обоснованы. В случаях изменения условий хозяйственной деятельности полезным будет оперативно скорректировать соответствующие показатели, иначе бюджетирование будет иметь формальный характер. В целях контроля исполнения бюджетов необходимо обеспечивать сопоставимость их показателей с данными финансового и управленческого учета и отражать возникшие отклонения. Итоговый отчет об исполнении бюджета составляется по истечении отчетного периода (месяц, квартал, год) и используется для анализа отклонений. В отчете об исполнении бюджета сравниваются плановые данные с фактическими за каждый месяц нарастающим итогом с начала года и данными предыдущего года. Использование системы бюджетирования дает возможность повысить эффективность производства и конкурентоспособность строительных организаций.
Анализ исполнения бюджетов позволяет обеспечить прозрачность хозяйственной деятельности организации. Это является важным условием увеличения ее инвестиционной привлекательности.
Оперативный план денежного оборота (платежный календарь) – это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором существует календарная взаимосвязь всех источников денежных поступления и расходов за определенный временной период. Он всецело охватывает денежный оборот организации. Предоставляет возможность увязать денежные поступления и платежи в наличной и безналичной форме. Позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность [21, с. 54]. Платежный календарь составляется финансовой службой компании. Плановые показатели бюджета движения денежных средств группируются и разбиваются по месяцам и более мелким периодам. Сроки определяются в соответствии с периодичностью основных платежей организации [20, с. 50].
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организуется учет временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов организации;
- формируется информационная база о движении денежных потоков;
- осуществляется каждодневный учет изменений в информационной базе;