Файл: Исследование практики национального регулирования внешнеэкономической деятельности (Регулирование внешнеэкономической деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Регулирование внешнеэкономической деятельности
1.2 Регулирование изменившихся обстоятельств во внешнеторговой сделке
1.3 Регулирование международных и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации
2.2 Принцип регулирования внешнеэкономической деятельности
2.3 Внешнеэкономическая деятельность в автомобильной промышленности
Международное стратегическое слияние АвтоВАЗ и Renault-Nissan
Центральный банк играет важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Центробанк осуществляет заключение межбанковских соглашений. Функции Центрального банка: регулирование курса, проведение валютных операций.
Государственный комитет по науке и технологиям осуществляет международное научно-техническое сотрудничество, финансирует международные проекты.
Международное разделение труда является главной причиной развития внешнеэкономических связей.
Основными направлениями развития внешнеэкономических связей является:
- развитие экспортного потенциала;
- повышение конкурентоспособности отечественных товаров путем модернизации;
- использование зарубежных инвестиций для технического переснаряжения;
- обеспечение экономической безопасности России путем совершенствования импорта и экспорта[23].
Для обеспечения внедрения России в мировое хозяйство, необходимо осуществить преобразования во внешнеэкономической сфере.
Интеграция экономики идет по таким направлениям как:
- развитие торговли;
- изменение структуры производства;
- обмен технологиями, информацией.
В начале 21 века правительство Российской Федерации решилось встать на защиту автомобильной промышленности путём разработки концепции и приняло «концепцию развития автомобильной промышленности в России» В России планируется создать условия для строительства зарубежных сборочных предприятий. Из этого исходит такой вывод, что Правительство РФ осознало, что развитие российского автомобиля стало бесперспективным, и сделало упор на создание автосборочных предприятий, иностранных автомобилей на всей территории России. Это свидетельствует об изменении таможенного тарифа.
В данный момент времени Правительство Российской Федерации старается стимулировать приток инвестиций потенциальных инвесторов, для строительства заводов иностранных автомобилей. Существует мнение, что после принятого курса Правительством РФ отказа от поддержки и модернизации российского автопрома и создание автосборочных заводов иностранных марок, приведет к гибели отечественной автомобильной промышленности[24].
На сегодняшний день существует критическая ситуация у легковых автомобилей. Например, ОАО ГАЗ снимает с производства легковой автомобиль «Волга», не существует автомобиля «Москвич», прекратили своё существование «Иж» и «Ока». Только лишь завод ВАЗ затруднительно продолжает выпускать автомобили. И так очевидно, что большим спросом в России будут пользоваться иномарки, произведенные на сборочных заводах, нежели ВАЗ, которому присуща высокая стоимость, в свою очередь это предугадывает гибель российского автомобильного производства.
2.3 Внешнеэкономическая деятельность в автомобильной промышленности
Гибель российского автопрома повлечёт за собой тяжкие экономические и социальные последствия. Но есть и другое мнение, действительно рано или поздно сборочные заводы иностранных марок могут вытеснить автомобили российских марок, но о гибели отечественного автопрома не может быть и речи, так как отечественная автомобильная промышленность - это, прежде всего производство автомобильной техники на территории нашей страны, России, а не производство только автомобилей российских марок. И если посмотреть чуть глубже, то нет полностью российских автомобилей. Многие легковые автомобили являются либо копиями, либо усовершенствованными образцами иностранных марок авто, такие как Opel, Fiat и другие. Изначально в России не существовало полностью разработанного российского автомобиля. Просто брали иностранные модели, то есть конструкцию, чертежи, где-то и дизайн, пример двигателя и производили автомобили в России без какой либо модернизации. Сегодня такой процесс привел к такому выводу, что российские автомобили не могут конкурировать с иностранными марками, и создавать новое, свое и качественное. Из этого следует, что единственный верный путь это создавать сборочные предприятия иностранных автомобилей.
Например, Москвич-400, советский автомобиль, выпускавшийся на заводе ЗМА (МЗМА) в Москве, изначально являлся аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937 году в Германии. После Второй мировой войны в СССР попали трофейные автомобили немецкого производства в массовых количествах и так начали репарационные поставки автомобилей, такие как BMW 321 и BMW 340, собранных в Советском Союзе. В Послевоенные годы Германия и США были лидерами в автомобилестроительной отрасли, поэтому советские инструктора могли смело ознакомиться с последними достижениями мирового автомобилестроения. Длительное использование и эксплуатация зарубежных образцов позволило выявить решения для конструирования российского автомобиля пригодного для Советских дорог. Автомобиль «Победа» также был спроектирован по аналогу, силовая конструкция была прототипом «Опель Капитен».
На заводе «ГАЗ» происходит производство новых легковых автомобилей под российской маркой, но опять же это не отечественная разработка, а аналоги автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus, которые ранее производились в США.
То, что происходит в России, создание иностранных предприятий имеет свои положительные преимущества, такие как, прямые иностранные инве- стации, в необходимости которых мы нуждаемся каждый раз; новые технологии, рабочие мета. Некачественные автомобили российских марок и старые иномарки будут вытесняться современными, более качественными иномарками, которые собраны на территории России.
На сегодня имеет место четкая позиция России в отношении защиты российского автопрома, существует ряд условий, по которым Россия намерена была вступать в ВТО. По результатам переговоров с автомобиле производящими странами этими условия являются:
-
- После вступления во Всемирную торговую организацию ставки таможенных пошлин на грузовики и автобусы не должны сильно измениться.
- Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 №757 введены в действие новые ставки импортных таможенных пошлин на авто компоненты, ввозимые для сборки автомобилей, в соответствии с этим постановлением почти все авто компоненты ввозятся в Россию беспошлинно.
- До завершения проектов, будут действовать инвестиционные соглашения, предусматривающие режим свободных таможенных складов, однако новых соглашений после присоединения к ВТО подписываться не будут.
- Запретительные пошлины на грузовики, автобусы и легковые автомобили, в возрасте более семи лет останутся на прежнем уровне.
- Таможенно-тарифное регулирование импорта легковых автомобилей остаётся самым важным переговорным процессом между Россией и странами-участниками ВТО.
Ставки таможенных пошлин на автомобильные автомобили варьируются в зависимости от объема двигателя и его года выпуска. Пошлины на новые автомобили будут пошагово снижаться с 25 до 15 %. В результате переговоров, о процессе вступления в ВТО, было принято соглашение, что пошлины не уменьшатся с даты присоединения, а либерализация тарифов будет проходить в течение переходного периода от 1 до 7 лет, из этого следует, что у отечественного автопрома в запасе есть 7 лет, для того чтобы усовершенствовать производство, и произвести продукцию, которая будет конкурентоспособной, которая будет иметь спрос не из-за низкой цены, а из-за качественных характеристик.
Исходя из этих аспектов, можно смело говорить о том, что между российскими производителями и иностранными импортерами, достигнут баланс интересов, выстроена четкая дорожная схема для инвесторов.
Снижение импортного таможенного тарифа с 25 до 15 % приведет к росту импорта автомобильной продукции на 15 %, и сокращению валового выпуска продукции на 10 %. А что касается выхода российских автомобилей на внешний рынок, то, безусловно, при нынешних условиях это сделать не удастся, в частности потому, что российский автомобиль не соответствует экологическим нормам Европы.
После вступления России во ВТО, ставки таможенных пошлин на новые автомобили, для юридических лиц снизились на 5 %, для физических лиц размер ставок не изменился.
Государство, а точнее чиновники уверяют, что проблему автомобильной промышленности сможет решить промышленная сборка импортных автомобилей в России. В наше время многие иностранные концерны, пожелавшие работать в России, открывая свои сборочные производства на территории РФ, хорошо экономят, примерно 30 %. Экономия происходит за счет дешевой рабочей силы и поддержки государства. Существуют основные типы автопроизводителей в России.
Российские производители ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ», для всех перечисленных предприятий характерна изношенная технологическая база с ограниченными инвестициями, нехваткой современной технологии, нехваткой гибкости производства.
ОАО «КАМАЗ». Автомобильная техника ОАО «КАМАЗ» показывает уверенный рост продаж. Существует значительное стремление «КАМАЗа» к завоеванию зарубежных рынков. ОАО «КАМАЗ» признан лучшим импортером по итогам 2011 года. Как известно кризис 2008 года сильно подкосил позиции российского автопрома, это коснулось и экспортных позиций компаний, но уже с 2009 года ежегодно увеличивалось количество поставок продукции «КАМАЗ» на зарубежный рынок. Стратегический план предприятия ОАО «КАМАЗ» гласит о вхождении в число ведущих мировых производителей автомобильной техники. Ко всему этому предприятие ОАО «КАМАЗ» имеет несколько сборочных предприятий во Вьетнаме, Казахстане, Индии. ОАО «КАМАЗ» полностью поставляет комплектующие изделия и соответственно в зарубежных странах, производится сборка КАМАЗа.
АМО «Завод имени И.А. Лихачева», основным является производство грузовых автомобилей и запчастей. В настоящее время объемы производства, к сожалению, не обеспечивают рентабельности. Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» является основой производства. Состояние предприятия АМО «ЗИЛ» гораздо хуже по сравнению с другими предприятиями, выпускающими грузовые автомобили. Это единственное предприятие, у которого существуют отрицательные показатели рентабельности.
Самым популярным российским производителем считается ОАО «АвтоВАЗ». Традиционным производителем легковых автомобилей является ОАО «АвтоВАЗ», их производство в год составляет около 1 млн. штук.
В большей степени данный завод оказывает влияние на развитие экономики страны, рассмотрим его деятельность более подробно, на примере этого предприятия четко выявлены как проблемы развития российского ав- топрома, так и перспективы развития. В настоящее время ОАО «АвтоВАЗ» является одним из крупнейших предприятий страны, выпускающие ежегодно 700 тыс. автомобилей.
Открытое Акционерное Общество проводит следующие виды своей деятельности:
- производит автомобильную продукцию, запасные части, продукцию станкостроения, режущие инструменты;
- осуществляет проектную деятельность, научно-исследовательскую, проводит технические, технико-экономические экспертизы;
- проводит торговую деятельность, закупочную и сбытовую; организует проведение выставок - продаж, аукционов, как в России, так и за рубежом.
Деятельность по развитию АвтоВАЗа направлена:
- на укрепление позиции ОАО «АвтоВАЗ» в российской экономике;
- создание благоприятных условий для инвестирования;
- повышение качества и технического уровня автомобильной продукции;
- на развитие производства и менеджмента в компании.
Успех любого предприятия зависит от четко поставленных целей, для достижения максимального результата необходимо определить направления, на которые нужно сделать упор в развитии.
На сегодняшний день АвтоВАЗ для роста компании применяет следующие возможности: модернизация мощностей, повышение качества автомобильной продукции; продвижение LADA Kalina на рынок; участие в объединении с международными автопроизводителями; снятие устаревших моделей; повышение гарантийного обслуживания.
Угроза существования АвтоВАЗа возникла в период кризиса 2008-2009 г. Весной 2009 года долг предприятия поставщикам составил 14 млрд. рублей, производство резко упало больше чем на половину предыдущих годов. Правительство России выделило корпорации «Ростехнологии» 25 млрд. рублей. Руководство компании объявило в 2009 году о массовом сокращении персонала, от 100 тыс. работников до 28 тыс., во избежание банкротства автомобилестроительной компании. Министерство промышленности и торговли РФ заявило, что «АвтоВАЗ» имеет тенденцию к нежизнеспособности и находится на грани банкротства. «Спасательным кругом» на то время оказался генеральный директор Renault в России, заявивший о намерении организовать производство автомобилей Lada, Renault и Nissan на базе платформы B0. В связи с этим правительство РФ заявило о финансовой поддержке АвтоВАЗу в размере 54,8 млрд. рублей. В результате госкорпорация «Ростех- нологии» и Renault подписали договор о совместном сотрудничестве, что предусматривает финансовую помощь российскому автомобилестроительному предприятию со стороны РФ, в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault-Nissan. В 2010 году президент «АвтоВАЗа» сообщил, что чистая прибыль предприятия за полгода составила 24 млн. рублей.