Файл: Перспективы развития спортивного маркетинга (Сущность маркетинга в индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Несмотря на то, что двадцать первый век принято считать «веком информационных технологий» индустрия спорта продолжает активно развиваться, причем «век информации» активно способствует продвижению различных видов спорта в массы. Именно потому, что сейчас стали общедоступными данные по каждому виду спорта, а вместе с тем, еще и различные сведения об организаторах соревнований, а с довольно таки скоростным развитием социальных сетей еще и материалы из личной жизни наших спортивных кумиров, - именно поэтому сейчас спорт находится чуть ли не на пике своего всестороннего развития.

В тоже время, развитие индустрии спорта нельзя назвать поступательным. В первую очередь ряд определяющих факторов, к примеру, таких как определение направления политики в стране и социальные движения в разные временные отрезки прошлого века, диктовали ход становления современного интереса к спорту, не только как к физической активности, но и как к сфере бизнеса.

Появление такого понятия, как спортивный маркетинг, во многом оживило движение, как человеческого капитала, так и финансового сектора в спортивном сегменте. В мире понятие «маркетинг в спорте» существует уже более тридцати лет, однако в России впервые заговорили о спортивном маркетинге лишь в конце 1990х годов, когда в стране активно начинались рыночные преобразование, постепенно охватывающие различные сферы общества. Именно тогда спортивные школы, получая полную самостоятельность в собственных действиях, предпринимали различные, порой очень рискованные, попытки к самосовершенствованию и увеличению финансовых потоков.

В России нельзя назвать отправную точку или конкретного человека, от которого возник спортивный маркетинг. Да и к тому же, несмотря на довольно быстрое развитие социальных, информационных и бизнес течений, а также особенно высокой заинтересованности в перенимании опыта у зарубежных партнеров, многие спортивные клубы в нашей стране даже не имеют штатного маркетолога, который должен заниматься именно продажей спортивного события. Этой задачей, как правило, занимается обычный менеджер, вовлеченный в организацию какого-либо соревнования. Но, тем не менее, спортивный маркетинг в нашей стране сейчас находится в бурном становлении. Хотя бы достаточно отметить то, что идет процесс постепенного перехода от восприятия маркетинга как чисто сбытовой, рекламной и спонсорской деятельности к маркетингу, как современной управленческой концепции, потому что маркетинг в спорте - это довольно сложное и объемное понятие, которое нельзя понимать только как публикации рекламного характера и поиск спонсоров.


Глава 1 Понятие и особенности спортивного маркетинга

Спортивный маркетинг, как профессиональный термин, начинает свое становление в конце 1970-1980х годах. Основоположником современного спортивного маркетинга считается Патрик Нейли, который в 1970-х годах занимался тем, что искал спонсоров для различных спортивных соревнований. Вообще, это понятие и сфера возникли в большей степени спонтанно, так как долгое время считалось, что спорт — сфера некоммерческая и законы рынка на него не распространяются.[1]

Маркетинг (от анг. «market» - рынок) – это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получении прибыли на основе постоянных исследованиях и прогнозированиях динамично изменяющейся ситуации на рынке, а также изучения внутренней и внешней среды организации, регулярной разработке стратегии и тактики своего поведения на рынке с помощью различных маркетинговых программ.[2]

А для понятия спортивного маркетинга можно сформулировать такое определение, как: спортивный маркетинг является своего рода непрерывным поиском возможностей для комплексного решения как непосредственных, так и косвенных задач потребителей в сфере спорта, различных организаций, связанных с индустрией спорта, в условиях изменчивой и непредсказуемой среды, характерной для самого понятия «спорт».

Или можно сказать иными словами, если вспомнить, что понятие спорт, можно рассматривать со стороны «массовости» - массовый спорт, и таким образом получается, что маркетинг в сфере спорта – это рыночная деятельность по развитию сферы активного досуга и спорта, направленная на привлечение населения в качестве зрителей, а также к занятиям спортом путем удовлетворения их нужд и потребностей.

Маркетинг, как одно из следствий перехода на рыночную экономику, является в определенном смысле философией производства, так или иначе подчиненной условиям и требованиям рынка, который пребывает в постоянном динамическом изменении под воздействием экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.


Различные спортивные организации только с недавнего времени начинают рассматривать деятельность, связанную с маркетингом, как средство достижения долгосрочных целей. Но, опять же, для решения и оперативных задач каждая организация должна располагать возможностью в любой момент и систематически корректировать свои планы и стратегии в зависимости от постоянно изменчивой ситуации на рынке, в особенности гибко и в совершенстве маневрировать собственными ресурсами (материальными и интеллектуальными), а главное без каких-либо потерь, или сведя их к минимуму. Тогда и только тогда маркетинг может стать фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности организации.[3]

1.1 Сущность маркетинга в индустрии спорта

В своем современном понимании маркетинг в сфере профессионального спорта представляет собой довольно мощную и хорошо интегрированную технологию формирования здорового интереса общественности к физической культуре и спорту. Так как, проникая в социальную структуру посредством реализации различных спортивных проектов, а вместе с ними и многообразных маркетинговых ходов, сама суть спортивного маркетинга начинает представлять собой ничто иное, как именно формирование определенного образа жизни. [4]

Кроме того, в маркетинге, как в сфере продвижения услуг, доминирующее приобретает вынужденная необходимость производства учета многих социальных факторов. Очень важно учитывать , что большая часть потребителей спортивных услуг – это подростки, учащаяся молодежь (как ученики школ, так и студенты высших образовательных учреждений), пенсионеры и инвалиды. [5]

Так, сфера спорта относится к социально-культурной среде, главной целью имеющей восстановление национального человеческого потенциала. Поэтому же нельзя не отметить, что особенно в спортивной деятельности в самой максимальной степени проявляется не коммерческий, а именно социальный характер ведения маркетинга в данной среде.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что все более отчетливо специализируются самостоятельные области маркетинга в социально-культурной среде в сфере профессионального спорта – маркетинг идей, маркетинг различных видов спорта, а как следствие и соревнований, известных спортсменов, спортивных организаций, команд, тренеров, территорий и мест, которые могут претендовать на проведение довольно крупного спортивного события, и необходимых многогранных программ по работе с потребителями.


Поэтому за основные направления маркетинга можно взять:

  • Улучшение товара и его ассортимента в частности;
  • Изучение покупателей, конкурентов и конкуренции в целом;
  • Ведение грамотной ценовой политики;
  • Формирование спроса покупателей;
  • Стимуляция продвижения и рекламы, а также сбыта;
  • Оптимизация каналов товародвижения;
  • Организация технического сервиса и усовершенствование предоставляемых сервисных услуг.[6]

Следовательно, главным в маркетинге можно назвать: двухсторонний взаимодополняющий подход. С одной стороны, это будет проведения ряда маркетинговых исследований рынка, спроса и потребностей потребителей, также ориентация производства на эти требования, а с другой – это активное воздействие на рынок и уже существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Этим и определяется основа маркетинга в сфере спорта, содержание его главных элементов и функций. К числу наиболее важных функций относятся: всесторонние маркетинговые исследования, планирование как самого, так и движения спортивного продукта, разработка специальных мероприятий для максимально полного удовлетворения нынешних и, возможно, будущих потребностей потребителей, выявление скрытого спроса, потенциальных потребителей, которых можно вовлечь, грамотное планирование и осуществление распределения, ценообразования и продвижения.

Перечисленные выше элементы важны не только сами по себе, но и как система, то есть при использовании их в связи друг с другом. Именно их комплексное применение представляет сущность маркетинга.[7]

Маркетинг также может быть определен как философия субъектов рынка отрасли «спорт». Под термином «философия» нужно понимать: образ мыслей и принципы конкретных действий участников современных рыночных отношений. Или иными словами, это способ мышления и действий, реализуемых в отношении потребителей, посредников, конкурентов, персонала собственной организации, а также товарной, ценовой и сбытовой политики.

Суть маркетинга как философии рынка выражается для субъектов предложения прежде всего в том, что за самое главное принимаются запросы потребителя, оказываются лишь те услуги, которые будут пользоваться спросом у участников уже определенного сегмента рынка, цены формируются с учетом динамики платежеспособных потребителей, на руководящие должности подбираются квалифицированные специалисты, компетентные в вопросах рыночной экономики, конъюнктуры предоставляемых услуг, ориентированные, главным образом, на маркетинг и пр.[8]


В настоящее время направление маркетинга в спортивной сфере является уже довольно таки практически полностью самостоятельной дисциплиной, поскольку традиционные же методы маркетинга в рассмотрении по отношению к спортивной сфере имеют по крайней мере низкую результативность. И следует же отличать понятия «спортивного маркетинга» от «маркетинга в спорте», под которым понимается только адаптация уже известных, прижившихся и отработанных в других сферах всевозможных различных маркетинговых инструментов. А самое главное отличие «спортивного маркетинга» от маркетинга в других сферах человеческой жизни состоит в том, что, несмотря на то, что есть определенные неписанные правила, которых обязательно необходимо придерживаться, это направление, в котором «спланированная импровизация», эксперименты играют очень важную роль.[9]

1.2 Основные принципы спортивного маркетинга

Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, как правило, выступает идея человеческих потребностей и запросов. Отсюда основная мысль маркетинга, которая очень ясно поясняет нам следующее: необходимо производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать потребителю исключительно новую продукцию, иными словами «идею».

Поэтому из сущности маркетинга вытекают и основные его принципы, которые нам ясно изъясняют:

  • Нацеленность на достижение конечного практического результата в производственной деятельности и сбыте;
  • Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых общих усилий на истинно главных направлениях основной избранной маркетинговой стратегии организации;
  • Направленность этой организации на долговременный результат прогрессивной маркетинговой работы данной организации. Это требует особого внимания к исследованиям, показывающим, главным образом, прогноз развития организации; разработки на основе различных исследований товаров прошлого и нынешнего рынков, конечно, основной упор на «новизну»; товаров, обеспечивающих основную высоко прибыльную хозяйственную деятельность.
  • Обязательное применение в полном и конечном единстве и взаимосвязи стратегии и мгновенной реакции, такой как тактика активного приспособления к требованиям потенциальных потребителей с одновременным и целенаправленным однозначным воздействием на них.[10]