Файл: Коммуникации в организация (Понятие коммуникации и коммуникационного процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАНАЛ

выбирает

Отклик на сообщение отправителя

передает
сообщение

Цепь обратной связи

кодирует

Рисунок 2. Коммуникационный процесс как система

Данный рисунок полностью изображает последовательность и цикличность всех действий, производимых во время коммуникации между людьми в организации. Таким образом, коммуникативные процессы имеют непрерывную активность на протяжении всей работы предприятия.

1.2. Основные виды коммуникаций в организации

Коммуникации по своей сути – это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

По видам коммуникации различают:[1]

  1. По субъекту и средствам коммуникаций
  • межличностные;
  • коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий.
  1. По форме общения:
  • вербальные;
  • невербальные.
  1. По каналам общения
  • формальные;
  • неформальные.
  1. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов)
  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • диагональные.
  1. По направленности общения
  • нисходящие;
  • восходящие.

Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.

Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, в том числе информационных технологий, в современных условиях приобретают важнейшее значение. Такие коммуникации осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС) и др. Руководители с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.

Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Большую часть рабочего времени многие менеджеры тратят на личное общение с другими индивидами. Достоинствами устных коммуникаций являются быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов одновременно со словами. По данным А. Мейрабиана лишь 7% сообщений определено их вербальным содержанием, 93% имеет невербальную природу, из которых 38% определено модуляцией голоса, а 55% – выражением лица.[2]


Невербальные коммуникации – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. С помощью вербальных коммуникаций передается информация, а невербальные коммуникации передают отношение к партнеру по сообщению.

Формальные коммуникации позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются существующими регламентами:[3]

  1. организационными (схема организационной структуры);
  2. функциональными (положение об отделах и службах, содержащее раздел «Взаимосвязи между подразделениями»).

Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления.

Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов. По данным некоторых исследователей слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.[4]

Таблица 1

Виды слухов[5]

Виды слухов

Краткая характеристика

«Мечты и чаяния»

Отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников

Слухи-«пугала»

Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб

«Вбивание клиньев»

Продиктованы агрессивностью, порой и ненавистью, наиболее агрессивный тип. Наносят урон как репутации компании, так и отдельных работников

Финальный слух

Вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками

Диагональные коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднено.

В рамках данной курсовой работы более подробно рассмотрены вертикальные и горизонтальные коммуникации.

Горизонтальные коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации. Горизонтальные каналы коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации. Горизонтальные коммуникации реализуются в виде обмена информацией на совещаниях высших руководителей, руководителей среднего уровня, низшего звена управления, на собраниях исполнителей, а также в неформальных коалициях, кружках коллег, в ходе трудовой деятельности и т.д.[6]


Именно информация, проходящая по горизонтальным коммуникациям, т.е. коротким каналом связи, обеспечивает качество поступающей информации (достоверность и своевременность). Она формирует равноправные отношения между партнерами и поэтому является важной составляющей удовлетворенности работников организации. Данные коммуникации способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять прежде всего сверху вниз. Именно таким образом руководство доводит до подчиненных сведения о текущих задачах, рекомендуемых методах действий, применяемых санкциях и вознаграждениях, об изменении организационных норм и нормативов, а также организационной структуры и технологии. С помощью данных коммуникаций руководство узнает о реальном положении дел в организации, о результатах принятых решений, о возникающих трудностях, проблемах и предположениях по их разрешению.

С помощью вертикальных коммуникаций информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей (табл. 2).[7].

Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю.

Таблица 2

Характеристика вертикальных коммуникаций

Вид коммуникации

Цели

Виды передаваемой в сообщении информации

Нисходя

щие

Поставить подчиненным конкретные задачи по выполнению работы.

Оперативно сообщить новости о деятельности организации.

Осуществить инструктирование по выполнению работы.

Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности.

Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы.

Обеспечить социальную поддержку подчиненным.

Об изменениях в политике организации.

О бюджете организации, его изменении, исполнении.

Директивы вышестоящих органов управления.

О новых системах и процедурах.

Инструкции, информация для выполнения заданий.

О кадровых перемещениях и реорганизациях.

Восходя

щие

Получить достоверную информацию о ходе выполнения работы и конечных результатах.

Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях.

Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам.

Получить представление об улучшении деятельности организации

Отчеты о выполнении работы, возникших в ходе работы проблемах.

Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам.

Жалобы подчиненных.

Предложения подчиненных


Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.

Восходящие потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные – руководитель, представляют собой каналы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней.

Подчиненные могут использовать восходящие потоки информации, чтобы довести до сведения высшего руководства информацию о частных проблемах подразделений и отдельных работников, а также о событиях, выходящих за рамки контроля со стороны формальной структуры организации.

К наиболее приоритетным задачам организационной деятельности, безусловно, относится развитие восходящих потоков информации, придание им такой же значимости для управления, как и у нисходящих потоков. Это возможно при переводе отношений между руководителями более высоких уровней и подчиненными в режим диалога, при котором:[8]

  1. подчиненные участвуют в решении ключевых проблем организации;
  2. подчиненных постоянно информируют обо всех успехах и проблемах организации;
  3. появляется возможность использования и реализации инициативы исполнителей, учета и практического применения новых идей, изобретений, коллективного опыта работников организации.

Коммуникации осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности.

Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Говорят, если организация эффек­тивна в области коммуникации, она эффективна и во всех других ви­дах деятельности.

Коммуникации должны быть таковы, чтобы руково­дство компании имело объективную информацию в нужное время и в удобной форме для принятия решений. Соответственно, в конечном счете, применительно к задачам теории организации, наиважнейшим яв­ляется коммуникационный процесс.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «АЭРОФЛОТ»

2.1. История создания и стратегия развития авиакомпании «Аэрофлот»

ПАО «Аэрофлот» – первая частная авиакомпания в истории России. С самого начала она создавалась на новой основе, впитывая в себя все лучшее, что есть в мировой гражданской авиации.

День рождения авиакомпании – 5 ноября 1991 года. Тогда на арендованном самолете, но уже под собственным кодом UN, был выполнен ее первый полет – чартерный рейс по маршруту Москва - Тель-Авив - Москва.

В 1992 году авиакомпания приобрела первый собственный самолет Ил-86. В 1993 году компания начала выполнять регулярные рейсы на внутрироссийских и зарубежных маршрутах. «Аэрофлот» создала продукт, качество которого стало настоящим прорывом в будущее, оказавшим существенное влияние на развитие воздушного транспорта в России и СНГ.

Компания впервые в России оснастила свой парк современными самолетами иностранного производства, стала обслуживать пассажиров внутренних рейсов по международным стандартам (в том числе ввела для них бизнес-класс), создала гибкую систему тарифов и скидок, разработала и внедрила программы поощрения постоянных клиентов.

В 1993 году «Аэрофлот» первой из российских авиакомпаний начала эксплуатацию пассажирских самолетов Boeing. Маршрутная сеть и объемы перевозок компании стремительно нарастали.

В 1995 году Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA) признала «Аэрофлот» самой быстроразвивающейся авиакомпанией мира.

В 1998 году после финансового кризиса и дефолта в России «Аэрофлот», основу парка которой составляли взятые в лизинг воздушные суда иностранного производства, приняла пятилетнюю антикризисную программу. Ее реализация позволила сохранить компанию как эффективного участника рынка и обрести потенциал для нового положительного цикла развития.

В 2001 году «Аэрофлот» перебазировалась в аэропорт Домодедово. Началось расширение маршрутной сети и пополнение авиапарка новыми воздушными судами.

В 2005 года «Аэрофлот» стала единственным в России, СНГ и Восточной Европе эксплуатантом пассажирских самолетов Boeing 747.

В 2016 году местом регистрации авиакомпании «Аэрофлот» стал Санкт-Петербург. Компания стала активно развивать сеть маршрутов из северной столицы России.