Файл: Правовое регулирование организации и деятельности нотариата в условиях современной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.

Современный период развития общественных отношений и правовой системы в Российской Федерации характеризуется реформированием многих юридических институтов государства. Изменяется нормативная база, изменяются экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества, ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается. Развитие указанных отношений не оставило в стороне и нотариусов, несмотря на то, что этот правовой институт государства является наиболее консервативным в сравнении с другими юридическими институтами. В настоящее время российский нотариат на пути к существенным изменениям.

Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека; равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и т.п. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Конституцией гарантируется право наследования. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Нотариат призван обеспечивать реализацию указанных конституционных прав граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате рассматривает нотариат как систему органов и как специальные действия. Следовательно, значение термина «нотариат» неоднозначно. Традиционная точка зрения исходит из того, что нотариат считается системой специальных органов. Другая точка зрения исходит из того, что нотариат представляет собой прежде всего систему специальных нотариальных действий. Данное определение оправдано тем, что научная литература рассматривает нотариальную деятельность как категорию. Чаще всего оно встречается в литературе, посвященной непосредственно нотариату.


Основы законодательства РФ о нотариате не включают в себя официальное понятие нотариата, но в них часто идет речь о нотариальной деятельности. В региональных законах, в отличие от федерального акта, предпринимаются попытки нормативно определить понятие нотариата.

Задачами нотариата являются охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений; укрепление законности и правопорядка; предупреждение правонарушений путём своевременного и соответствующего нормам законодательства Российской Федерации удостоверения договоров и сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Суть деятельности нотариальных органов состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и их закрепление в установленной юридической форме.

В своей деятельности органы нотариата руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления задач и функций нотариата.

Предметом исследования выступает правовое регулирование организации и деятельности нотариата в условиях современной России.

Цель исследования заключается в комплексном анализе нотариата как объекта регулирования.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующей группы задач:

  • рассмотреть сущность и понятие нотариата;
  • охарактеризовать нотариальные правоотношения и их правовое регулирование;
  • рассмотреть правовое регулирование деятельности нотариуса;
  • выявить тенденции развития нормативного регулирования нотариальной деятельности.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составляют такие основополагающие документы, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, Конституции (Уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический и системно-структурный подходы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Понятие нотариата и нотариальных правоотношений

1.1. Понятие нотариата

Вопрос о понятии «нотариат» не получил ни необходимого отражения в нормативных источниках, ни должного внимания в научной литературе. Ситуация, при которой под этим термином порой понимаются разнопорядковые категории, свидетельствует о низкой степени научного освоения этого направления и создает естественные предпосылки для неправильного применения законодательства о нотариате. Речь, например, может идти о тенденции формирования в общественном сознании представлений о нотариате как о разновидности коммерческой деятельности.

Слово «нотариат» происходит от латинского «notarius», что означает «писец, скорописец, секретарь» [18C.31]. В законодательстве РФ определение понятия «нотариат» отсутствует. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы законодательства о нотариате) [7] нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Приведенная норма закона вместо определения нотариата указывает его цель - защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, и способ ее достижения - совершение нотариальных действий.

В юридической литературе нотариат традиционно рассматривают сквозь призму трех понятий:

а) как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий; [23.C.25]

б) как систему нотариальных действий; [26.C.13]

в) как систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложены задачи по удостоверению бесспорных прав и фактов, свидетельствованию документов, выписок из них, приданию документам исполнительной силы и выполнению других предусмотренных законом действий в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. [23.C.26]

Первый из перечисленных подходов, на наш взгляд, состоятелен только в качестве одного из возможных аспектов рассмотрения понятия «нотариат». Очевидно также, что нотариат не сводится к системе правовых норм, поскольку охватывает еще и правоприменительную практику, должностных лиц и органы, осуществляющие нотариальную деятельность.


Если рассматривать нотариат в узком понимании, как систему действий, то основные действия, совершаемые нотариусами, определены в ст. 35 Основ законодательства о нотариате. [7]

Кроме того, ряд нотариальных действий определен в Федеральном законе от 8 декабря 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [12], чч. 1 и 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации [4], Федеральном законе от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» [13] и иных федеральных законах[8,9,10,11,12]

Такой подход не в полном объеме отражает содержание понятия «нотариат», ограничиваясь процессуальной регламентацией соответствующих действий. За рамками данного подхода остается организационно-правовой статус нотариусов и иных субъектов нотариальной деятельности, органов управления нотариатом.

Если нотариат - это система уполномоченных органов, то необходимо определить, кто в нее входит. Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате [7] в систему нотариата входят как собственно нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией: глава и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, должностные лица консульских учреждений.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [15] значительные изменения произошли в институте замещения временно отсутствующего нотариуса. Речь идет о помощниках нотариусов, так как фактически они осуществляют его замещение. Помощник наделяется правами и обязанностями в соответствии со ст. 19.1 Основ законодательства о нотариате [7]. Как о лице, сдавшем квалификационный экзамен, о нем содержатся данные в государственном реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, который ведет Министерство юстиции РФ.

К нему могут применяться меры дисциплинарного воздействия со стороны нотариальных палат субъектов РФ. Кроме того, помощник нотариуса может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностью по таким же основаниям, как и нотариус. По мнению И. В. Радченко, «отныне помощник является по должности заместителем нотариуса».[28.C.7]

Следовательно, нотариат как система органов и должностных лиц охватывает: государственных нотариусов; нотариусов, занимающихся частной практикой; помощников нотариусов и лиц, замещающих нотариусов; уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления; уполномоченных должностных лиц консульских учреждений.


Некоторые авторы определяют нотариат как орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в сфере гражданских правоотношений.

Профессор В. В. Головко [21.C.20] придерживается точки зрения, что юрисдикцию в широком смысле следует понимать, как позитивную, регулятивную деятельность. Именно с позитивных позиций в большинстве случаев юрисдикционная деятельность осуществляется в нашем обществе. В качестве обязательного признака юрисдикционной деятельности В. В. Головко выделяет установление и доказывание событий, их юридическую оценку в соответствии с законом, а главное - оформление процессуальных документов. [21.C.21]

Подход В. В. Головко применим для нотариата с позиции гражданско-правовой науки. Но с позиции административного права нотариат недопустимо относить к органам, осуществляющим административно-юрисдикционную деятельность, то есть деятельность, направленную на рассмотрение споров в сфере государственного управления и привлечение к юридической ответственности по административному праву. Нотариус осуществляет свою деятельность преимущественно в области реализации гражданского законодательства, а при наличии спора обязан устраниться из сферы регулирования конкретного правоотношения и рекомендовать сторонам обратиться в суд. [21.C.22]

Нотариат, исходя из вышеописанных признаков и невозможности его отнесения к органам государственной власти и местного самоуправления, к органам, осуществляющим административно-юрисдикционную деятельность, может быть отнесен к органам бесспорной гражданской юрисдикции. При этом некоторые авторы включают нотариат в систему правоохранительных органов. Более того, даже в отдельных учебниках по административному праву нотариат рассматривается как часть правоохранительной системы. [21.C.23]

Однако правоохранительные органы в административно-правовой науке понимаются несколько иначе, в частности, в отличие от них, нотариат не наделен правом применения мер непосредственного принуждения, не входит в структуру государственных органов, соответственно, он не может быть отнесен к правоохранительным органам. Аналогичной точки зрения придерживается И. Г. Черемных. [36.C.221]

Система организации нотариата (в том числе занимающегося частной практикой) регламентируется нормами административного права. Порядок получения статуса нотариуса, осуществление контроля за деятельностью нотариуса, регулирование численности нотариусов и др. -все это властеотношения, субъектами которых выступают, в том числе, государственный орган - Министерство юстиции РФ - и его территориальные подразделения.